читывая единство экономического и правового пространства Российской Федерации, Концепция разработана в соответствии с программными документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Администрации Алтайского края, в том числе с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.04.2007, мероприятий приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». При разработке Концепции использованы тенденции изменений социально-экономической ситуации в городе и крае и принята ориентация на максимальное использование собственного потенциала развития.Потенциальные возможности для развитияОценивая величину накопленных потенциалов (природно-ресурсного, территориально-географического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, научно-инновационного) как внутренних источников долгосрочного развития города следует сказать о наличии, наряду с позитивными, негативных индикаторов в каждом частном потенциале. Тем не менее, у города есть достаточные внутренние источники для динамичного развития. Природно-ресурсный потенциал позволяет развивать производство строительных материалов из собственного сырья для местных нужд (кирпичное сырье, строительные пески). Территориально-географический потенциал достаточно развит. Он определяется повышенной плотностью железнодорожных путей сообщения и автомобильных дорог, а также наличием транспортного сообщения с Казахстаном, Средней Азией, Монголией и в будущем - с Китаем.Трудовой потенциал характеризуется стабильной численностью трудовых ресурсов, высоким уровнем образования (более 70% населения в возрасте 15 лет и старше имеют профессиональное образование) и высоким уровнем занятости. Производственный потенциал Алтайского края в значительной степени сконцентрирован в г. Барнауле - около 40% промышленной продукции произведено городскими предприятиями. Город специализируется на производстве и распределении энергоресурсов (24,1% в объеме отгруженных товаров), на производстве пищевых продуктов (23,3%), транспортных средств и оборудования (17,7%), резиновых и пластмассовых изделий (14,6%), готовых металлических изделий (10,9%).Институциональный потенциал определяется развитостью агентов кредитного, страхового рынков. Банковская сеть на территории города обширна и продолжает развиваться. Она включает 5 самостоятельных кредитных организаций, 24 филиала и 5 представительств банков других регионов России, 58 дополнительных офисов филиалов инорегиональных банков, расположенных на территории г. Барнаула (из них 53 - филиалы Сберегательного банка России). Страховую деятельность на территории г. Барнаула осуществляют 3 региональных страховых компании и 18 филиалов иногородних страховых компаний.Финансовый потенциал увеличивается вслед за растущими возможностями местного бюджета, доходная часть которого в 2006 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. на 15%. Лучшая наполняемость бюджета позволяет расходовать дополнительные средства на развитие города, в том числе на реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы, финансирование которой увеличилось за данный период в 2,4 раза.Научно-инновационный потенциал, имеющийся в городе, достаточен. Ежегодно создаются технологии и продукты принципиально новые и новые в масштабах России, применение которых необходимо и возможно на местных предприятиях.Возможности (предпосылки) для развития, точки роста, позиционирование города в структуре экономики и социальной жизни края, исходя из имеющегося потенциалаГородской округ - город Барнаул является регионоформирующим центром Алтайского края. На площади, составляющей 0,2% от всей площади Алтайского края, сосредоточено 27% трудоспособного населения края. По итогам 2006 г. доля города в общекраевых объемах составила: 38,4% - по объему промышленного производства; 40,3% - по инвестициям в основной капитал; 57,1% - по вводу в эксплуатацию жилья.По итогам 2006 г. объем налоговых сборов достиг в г. Барнауле 10720 млн. рублей, доходы городского бюджета составили 5138,0 млн. рублей, что составляет соответственно 46,5% и 19,7% общекраевых показателей.Анализ современного социально-экономического положения г. Барнаула (раздел I), накопленный потенциал, позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ города как динамично развивающегося промышленного, торгового, научно-образовательного, медицинского, культурного центра Алтайского края:1) многоотраслевой транспортный узел, находящийся на пересечении железнодорожных, автомобильных, воздушных, водных, трубопроводных, информационных коммуникаций;2) диверсифицированная структура экономики;3) наличие свободных промышленных площадей для размещения новых производств;3) развитость финансово-кредитной системы;4) высокий научно-образовательный потенциал;5) туристическая привлекательность города как центра интенсивно формирующегося туристско-рекреационного комплекса региона.Накопленные конкурентные преимущества города необходимы для формирования «точек ускоренного роста», способных кардинальным образом повлиять на динамику городского развития.На период до 2017 г. определены «точки ускоренного роста» г. Барнаула: 1) стабильно развивающиеся обрабатывающие производства, имеющие значительный удельный вес в структуре промышленного производства города: производство пищевых продуктов, производство оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий; 2) малый бизнес, при дальнейшем участии муниципалитета в осуществлении инвестиционных проектов; 3) строительный комплекс, прежде всего за счет ускоренного развития жилищного строительства, в том числе в сегментах производства строительных материалов, конструкций и комплектующих; 4) реализация крупных инвестиционных проектов: модернизация производства Барнаульского патронного завода (232 млн. рублей), создание нового и реконструкция действующего производства плавленых сыров (300 млн. рублей), реконструкция и техническое перевооружение основного производства Барнаульского пивоваренного завода (240,6 млн. рублей), создание высокотехнологичного производства на Агро-Сиб-Раздолье (410 млн. рублей), техническая модернизация типографии ИД Алтапресс, развитие коммунальной инженерной инфраструктуры города (6412,9 млн. рублей), строительство и ремонт автомобильных дорог и мостовых сооружений (9200,0 млн. рублей), на газификацию города (1447,0 млн. рублей), строительство Федерального центра высоких медицинских технологий (2000 млн. рублей) Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г. Барнаула Миссия - обеспечение высокого качества жизни населения на основе целенаправленного преобразования города в промышленный, торговый, научно-образовательный, медицинский, культурный и транзитный центр на границе «Большого Алтая». В Алтайском регионе на основе меморандума о развитии сотрудничества в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» происходит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран: Казахстана (Восточно-Казахстанской области), Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Монголии (Ульгийского и Ховдского аймаков) и России (Алтайского края и республики Алтай). Главная цель - достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа. Этапы достижения долгосрочных целейРазвитие экономики г. Барнаула и достижение долгосрочных целей Программы необходимо разделить на два этапа: 2008-2012 годы - первый этап, который будет характеризоваться наращиванием потенциала экономики города и на втором этапе в течение 2013 - 2017 годов будет происходить устойчивое развитие всех сфер жизни города и формирование основы для будущего инновационного сценария развития г. Барнаула, который будет реализовываться после 2017 г.1. 2008-2012 годы. Основными задачами этапа являются сглаживание негативных и закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития города, при сохранении общих тенденций развития. Укрепление трудового потенциала выразится в дальнейшем создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы работников (в том числе малых предприятий), решении социальных проблем работающих, в поддержании режима благоприятствования малому бизнесу.Наращивание производственного потенциала укрепит партнерские отношения муниципалитета с собственниками крупнейших организаций города на основе заключенных соглашений в целях оптимального сочетания экономических, трудовых и социальных интересов сторон, в увеличении доли малого бизнеса в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, в повышении инвестиционной привлекательности города за счет дальнейшего улучшения институциональных условий функционирования бизнеса. Одним из существенных результатов этапа станет создание благоприятных условий для ускоренного развития в намеченных «точках роста» города.Финансовый потенциал будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами: максимального использования налогового потенциала города, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.2. 2013-2018 годы. Этап нивелирования негативных тенденций и качественного изменения уровня жизни населения.На данном этапе необходимо добиться сближения показателей рождаемости и смертности и создания благоприятных условий для закрепления населения в городе.Итогом реализации этапа должно стать развитие благоприятных условий для перехода промышленного комплекса города на инновационный путь развития и обеспечение устойчивого экономического роста, способствующего притоку населения и инвестиций в город.Будут созданы благоприятные условия для жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения. «Средний класс» составит подавляющую долю населения г. Барнаула.Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценарияРеализация Программы социально-экономического развития г. Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Наиболее вероятные, из возможных, три сценария долгосрочного развития г. Барнаула:инерционныйумеренно оптимистичный инновационный.1. Инерционный сценарий развития предполагает:- сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;- низкий уровень модернизации действующих производств;- умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;- сохранение темпов снижения общей численности населения;- снижение численности трудоспособного населения;- сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;- увеличение миграционного оттока населения из города.2. Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:- сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;- высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;- снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;- минимизации миграционной убыли населения;- модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;- роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5% до 40%.3. Инновационный сценарий развития характеризуется:- прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города, с последующим распространением на все сферы экономики;- существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках, за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;- глубокой модернизацией городской инфраструктуры города;- созданием кластеров предприятий и производств;- постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, т.к. его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 г.Стратегическим выбором муниципалитета и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г. Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание.Ожидаемый результат (основные индикаторы)Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. В конечном итоге, устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,66%. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,7 раза. Рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 2,7 раза.1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:значительно сократится убыль населения г. Барнаула за счет снижения показателей смертности и миграции;повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 39,9 тыс. рублей; улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, уровень бедности сократится до 11,3% против 14,0% в 2007 г.;повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;2. Экономический потенциал:в малом бизнесе будет работать более половины от численности занятых в экономике - 55,0%;за время действия Программы будет создано более 91тысячи новых рабочих мест.3. Бюджетная система:произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета собственными доходами увеличится с 57,3% в 2007 г. до 60,8% в 2017 г., снизится уровень дотационности местного бюджета с 2,1% до 0,7%;;становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и реализации муниципальных целевых программ;4. Инфраструктурный потенциал:увеличится обеспеченность жильем, будут реализовываться программы поддержки обеспечения жильем молодых семей, малообеспеченных граждан; повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан, скажется на росте товарооборота на душу населения. 5. Социальная инфраструктура:повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.Список литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. - №237.1. Закон Алтайского края от 11.10.1999 № 48-ЗС (ред. от 12.07.2005) «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. - 1999. - № 42(62). 2. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 № 156 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 г.г.» // СПС Консультант Плюс.3. Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 (ред. от 09.11.2006) «Об утверждении положения о главном управлении экономики и инвестиций в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. - 2006. - № 117.4. Проект «Стратегия развития г. Барнаула до 2010 года // www.barnaul.org 5. Адирим И. , Янов Я.А. Система моделей регионального прогнозирования. - М.: Экономика, 2002. - 564 с.6. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 3.7. Арзамаскин В.И. Комплексный региональный экономический анализ. Под ред. Садкова В. - Томск, 2004. - 356 с. 8. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. - М.: Наука, 2006. - 216 с. 9. Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 2005. - 95 с. 10. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб., 2005. - 220 с. 11. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. - СПб., 2005. - 215 с.я12. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга. - СПб., 2005. - 230 с.13. Комплексное региональное планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 2003. - 216 с.14. К определению понятия «правовой фактор» и его межотраслевой роли в региональной экономике / Отв. ред. Л.А. Калганова // исполнительное право. - 2006. - № 4.15. Павленко В.Ф. Планирование территориального развития. - М.: Экономика, 2004. - 65 с.16. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 12.17. Россия и ее регионы // Власть и экономика. - 2005. - № 2. 18. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / Отв. ред. С.С. Собянин // Журнал российского права. - 2007. - № 1.19. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 2006. -310 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|