на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование и реализация государственной политики
читывая единство экономического и правового пространства Российской Федерации, Концепция разработана в соответствии с программными документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Администрации Алтайского края, в том числе с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.04.2007, мероприятий приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

При разработке Концепции использованы тенденции изменений социально-экономической ситуации в городе и крае и принята ориентация на максимальное использование собственного потенциала развития.

Потенциальные возможности для развития

Оценивая величину накопленных потенциалов (природно-ресурсного, территориально-географического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, научно-инновационного) как внутренних источников долгосрочного развития города следует сказать о наличии, наряду с позитивными, негативных индикаторов в каждом частном потенциале. Тем не менее, у города есть достаточные внутренние источники для динамичного развития.

Природно-ресурсный потенциал позволяет развивать производство строительных материалов из собственного сырья для местных нужд (кирпичное сырье, строительные пески).

Территориально-географический потенциал достаточно развит. Он определяется повышенной плотностью железнодорожных путей сообщения и автомобильных дорог, а также наличием транспортного сообщения с Казахстаном, Средней Азией, Монголией и в будущем - с Китаем.

Трудовой потенциал характеризуется стабильной численностью трудовых ресурсов, высоким уровнем образования (более 70% населения в возрасте 15 лет и старше имеют профессиональное образование) и высоким уровнем занятости.

Производственный потенциал Алтайского края в значительной степени сконцентрирован в г. Барнауле - около 40% промышленной продукции произведено городскими предприятиями. Город специализируется на производстве и распределении энергоресурсов (24,1% в объеме отгруженных товаров), на производстве пищевых продуктов (23,3%), транспортных средств и оборудования (17,7%), резиновых и пластмассовых изделий (14,6%), готовых металлических изделий (10,9%).

Институциональный потенциал определяется развитостью агентов кредитного, страхового рынков. Банковская сеть на территории города обширна и продолжает развиваться. Она включает 5 самостоятельных кредитных организаций, 24 филиала и 5 представительств банков других регионов России, 58 дополнительных офисов филиалов инорегиональных банков, расположенных на территории г. Барнаула (из них 53 - филиалы Сберегательного банка России). Страховую деятельность на территории г. Барнаула осуществляют 3 региональных страховых компании и 18 филиалов иногородних страховых компаний.

Финансовый потенциал увеличивается вслед за растущими возможностями местного бюджета, доходная часть которого в 2006 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. на 15%. Лучшая наполняемость бюджета позволяет расходовать дополнительные средства на развитие города, в том числе на реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы, финансирование которой увеличилось за данный период в 2,4 раза.

Научно-инновационный потенциал, имеющийся в городе, достаточен. Ежегодно создаются технологии и продукты принципиально новые и новые в масштабах России, применение которых необходимо и возможно на местных предприятиях.

Возможности (предпосылки) для развития, точки роста, позиционирование города в структуре экономики и социальной жизни края, исходя из имеющегося потенциала

Городской округ - город Барнаул является регионоформирующим центром Алтайского края. На площади, составляющей 0,2% от всей площади Алтайского края, сосредоточено 27% трудоспособного населения края. По итогам 2006 г. доля города в общекраевых объемах составила:

38,4% - по объему промышленного производства;

40,3% - по инвестициям в основной капитал;

57,1% - по вводу в эксплуатацию жилья.

По итогам 2006 г. объем налоговых сборов достиг в г. Барнауле 10720 млн. рублей, доходы городского бюджета составили 5138,0 млн. рублей, что составляет соответственно 46,5% и 19,7% общекраевых показателей.

Анализ современного социально-экономического положения г. Барнаула (раздел I), накопленный потенциал, позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ города как динамично развивающегося промышленного, торгового, научно-образовательного, медицинского, культурного центра Алтайского края:

1) многоотраслевой транспортный узел, находящийся на пересечении железнодорожных, автомобильных, воздушных, водных, трубопроводных, информационных коммуникаций;

2) диверсифицированная структура экономики;

3) наличие свободных промышленных площадей для размещения новых производств;

3) развитость финансово-кредитной системы;

4) высокий научно-образовательный потенциал;

5) туристическая привлекательность города как центра интенсивно формирующегося туристско-рекреационного комплекса региона.

Накопленные конкурентные преимущества города необходимы для формирования «точек ускоренного роста», способных кардинальным образом повлиять на динамику городского развития.

На период до 2017 г. определены «точки ускоренного роста» г. Барнаула:

1) стабильно развивающиеся обрабатывающие производства, имеющие значительный удельный вес в структуре промышленного производства города: производство пищевых продуктов, производство оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий;

2) малый бизнес, при дальнейшем участии муниципалитета в осуществлении инвестиционных проектов;

3) строительный комплекс, прежде всего за счет ускоренного развития жилищного строительства, в том числе в сегментах производства строительных материалов, конструкций и комплектующих;

4) реализация крупных инвестиционных проектов: модернизация производства Барнаульского патронного завода (232 млн. рублей), создание нового и реконструкция действующего производства плавленых сыров (300 млн. рублей), реконструкция и техническое перевооружение основного производства Барнаульского пивоваренного завода (240,6 млн. рублей), создание высокотехнологичного производства на Агро-Сиб-Раздолье (410 млн. рублей), техническая модернизация типографии ИД Алтапресс, развитие коммунальной инженерной инфраструктуры города (6412,9 млн. рублей), строительство и ремонт автомобильных дорог и мостовых сооружений (9200,0 млн. рублей), на газификацию города (1447,0 млн. рублей), строительство Федерального центра высоких медицинских технологий (2000 млн. рублей)

Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г. Барнаула

Миссия - обеспечение высокого качества жизни населения на основе целенаправленного преобразования города в промышленный, торговый, научно-образовательный, медицинский, культурный и транзитный центр на границе «Большого Алтая».

В Алтайском регионе на основе меморандума о развитии сотрудничества в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» происходит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран: Казахстана (Восточно-Казахстанской области), Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Монголии (Ульгийского и Ховдского аймаков) и России (Алтайского края и республики Алтай).

Главная цель - достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа.

Этапы достижения долгосрочных целей

Развитие экономики г. Барнаула и достижение долгосрочных целей Программы необходимо разделить на два этапа: 2008-2012 годы - первый этап, который будет характеризоваться наращиванием потенциала экономики города и на втором этапе в течение 2013 - 2017 годов будет происходить устойчивое развитие всех сфер жизни города и формирование основы для будущего инновационного сценария развития г. Барнаула, который будет реализовываться после 2017 г.

1. 2008-2012 годы. Основными задачами этапа являются сглаживание негативных и закрепление позитивных тенденций социально-экономического развития города, при сохранении общих тенденций развития.

Укрепление трудового потенциала выразится в дальнейшем создании новых рабочих мест, увеличении заработной платы работников (в том числе малых предприятий), решении социальных проблем работающих, в поддержании режима благоприятствования малому бизнесу.

Наращивание производственного потенциала укрепит партнерские отношения муниципалитета с собственниками крупнейших организаций города на основе заключенных соглашений в целях оптимального сочетания экономических, трудовых и социальных интересов сторон, в увеличении доли малого бизнеса в производстве товаров народного потребления и в сфере услуг, в повышении инвестиционной привлекательности города за счет дальнейшего улучшения институциональных условий функционирования бизнеса. Одним из существенных результатов этапа станет создание благоприятных условий для ускоренного развития в намеченных «точках роста» города.

Финансовый потенциал будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами: максимального использования налогового потенциала города, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.

2. 2013-2018 годы. Этап нивелирования негативных тенденций и качественного изменения уровня жизни населения.

На данном этапе необходимо добиться сближения показателей рождаемости и смертности и создания благоприятных условий для закрепления населения в городе.

Итогом реализации этапа должно стать развитие благоприятных условий для перехода промышленного комплекса города на инновационный путь развития и обеспечение устойчивого экономического роста, способствующего притоку населения и инвестиций в город.

Будут созданы благоприятные условия для жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения.

«Средний класс» составит подавляющую долю населения г. Барнаула.

Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария

Реализация Программы социально-экономического развития г. Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Наиболее вероятные, из возможных, три сценария долгосрочного развития г. Барнаула:

инерционный

умеренно оптимистичный

инновационный.

1. Инерционный сценарий развития предполагает:

- сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;

- низкий уровень модернизации действующих производств;

- умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;

- сохранение темпов снижения общей численности населения;

- снижение численности трудоспособного населения;

- сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;

- увеличение миграционного оттока населения из города.

2. Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:

- сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;

- высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;

- снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;

- минимизации миграционной убыли населения;

- модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;

- роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5% до 40%.

3. Инновационный сценарий развития характеризуется:

- прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города, с последующим распространением на все сферы экономики;

- существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках, за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;

- глубокой модернизацией городской инфраструктуры города;

- созданием кластеров предприятий и производств;

- постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.

Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, т.к. его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.

Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 г.

Стратегическим выбором муниципалитета и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г. Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание.

Ожидаемый результат (основные индикаторы)

Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. В конечном итоге, устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,66%. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,7 раза. Рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 2,7 раза.

1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:

значительно сократится убыль населения г. Барнаула за счет снижения показателей смертности и миграции;

повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 39,9 тыс. рублей;

улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, уровень бедности сократится до 11,3% против 14,0% в 2007 г.;

повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

2. Экономический потенциал:

в малом бизнесе будет работать более половины от численности занятых в экономике - 55,0%;

за время действия Программы будет создано более 91тысячи новых рабочих мест.

3. Бюджетная система:

произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета собственными доходами увеличится с 57,3% в 2007 г. до 60,8% в 2017 г., снизится уровень дотационности местного бюджета с 2,1% до 0,7%;;

становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и реализации муниципальных целевых программ;

4. Инфраструктурный потенциал:

увеличится обеспеченность жильем, будут реализовываться программы поддержки обеспечения жильем молодых семей, малообеспеченных граждан;

повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан, скажется на росте товарооборота на душу населения.

5. Социальная инфраструктура:

повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;

улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. - №237.

1. Закон Алтайского края от 11.10.1999 № 48-ЗС (ред. от 12.07.2005) «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. - 1999. - № 42(62).

2. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 06.04.2006 № 156 «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 г.г.» // СПС Консультант Плюс.

3. Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 (ред. от 09.11.2006) «Об утверждении положения о главном управлении экономики и инвестиций в Алтайском крае» // Сборник законодательства Алтайского края. - 2006. - № 117.

4. Проект «Стратегия развития г. Барнаула до 2010 года // www.barnaul.org

5. Адирим И. , Янов Я.А. Система моделей регионального прогнозирования. - М.: Экономика, 2002. - 564 с.

6. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 3.

7. Арзамаскин В.И. Комплексный региональный экономический анализ. Под ред. Садкова В. - Томск, 2004. - 356 с.

8. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования. - М.: Наука, 2006. - 216 с.

9. Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 2005. - 95 с.

10. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб., 2005. - 220 с.

11. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. - СПб., 2005. - 215 с.я

12. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга. - СПб., 2005. - 230 с.

13. Комплексное региональное планирование и прогнозирование. - М.: Наука, 2003. - 216 с.

14. К определению понятия «правовой фактор» и его межотраслевой роли в региональной экономике / Отв. ред. Л.А. Калганова // исполнительное право. - 2006. - № 4.

15. Павленко В.Ф. Планирование территориального развития. - М.: Экономика, 2004. - 65 с.

16. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 12.

17. Россия и ее регионы // Власть и экономика. - 2005. - № 2.

18. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / Отв. ред. С.С. Собянин // Журнал российского права. - 2007. - № 1.

19. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 2006. -310 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.