на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение
пределенную роль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь при запечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная - предполагает связь с несколькими фактами. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. - Харьков, 1999. - С.28-29.

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Произвольное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С.448. Непроизвольное запоминание происходит без какого-либо желания запомнить, и носит случайный характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.

В практике расследования наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством и объясняется отрывочность, неполнота сообщаемых сведений, забывание одних деталей и яркое воспроизведение других и тому подобное.

Однако при производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что непроизвольно запоминается значительно больше того, то воспроизводится впоследствии. Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к данному выводу. См.: Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961; Идашкин Ю.В. К вопросу о непроизвольном запоминании. //Вопросы психологии. - 1969. - №2. - С.27-35.

Большое значение для использования в допросе закономерностей непроизвольного запоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольного внимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности при восприятии.

Таким образом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памяти запечатленного.

§ 3. Воспроизведение.

Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение - умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильно выразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли у каждого человека индивидуальна и находится в прямой зависимости от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта. Мысленное воспроизведение и его словесное выражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс воспроизведения систематизирует и координирует последнее (изменяет план, влияет на умозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал). Взаимосвязь словесного выражения воспроизводимого и мысленного воспроизведения отмечает С.Л.Рубинштейн: «Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания, припоминается то, что казалось забытым». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.304.

Значительную роль в воспроизведении играет также лексика, употребляемая следователем при допросе, то, как он формирует вопросы.

Так, в случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия.

Иногда полезно напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

На чистоту воспроизводимой информации немалое влияние оказывает и характерологические свойства личности допрашиваемого.

Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера, - пишет А.Ф.Кони, - представить себе отношение обладателей разных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую через рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть - вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или, что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Эта была ужасная картина - раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск сломанных костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров -- и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере, - и картина осиротевшей семьи с болью возникает в моей душе. Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно нажать звонок. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго наказывать». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, вокруг него толпа народа, на что-то смотрят; я привстал и вижу - лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место, и сказал извозчику: «Пошел скорее». Кони А.Ф. Память и внимание. //Из воспоминаний судебного деятеля. - М., 1922. - С.33.

Таким образом, в процессе допроса важно учитывать психологические особенности допрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, здесь существенны и темп допроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых интеллектуально-перцептивных задач.

Показания лиц, особенно свидетелей, по своей природе в большинстве случаев, являются результатом так называемого непроизвольного запоминания, поэтому их воспроизведение обладает определенной спецификой. В частности, при воспроизведении свидетель сообщает только основное, опуская большое количество деталей нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем является только общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в таких случаях, технически наиболее целесообразна постановка дополняющих и напоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а также предъявление в ходе допроса вещественных доказательств и допрос на месте происшествия.

Дополняющие вопросы преследуют цель уточнения фактов, пропущенных допрашиваемым в свободном рассказе. Такие вопросы должны основываться на анализе показаний лица, а также на использовании возможных ассоциаций, возникших у допрашиваемого при восприятии. Это вопросы о том, в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала у него картина, которую он наблюдал, и так далее. Такие беседы, казалось бы, на отвлеченные темы дают положительный эффект.

При осмотре места разбойного нападения не был обнаружен нож, который, по утверждению некоторых свидетелей, выглядел как «обыкновенная финка». Допрашивая свидетеля Л., следователь разговаривал с ним на отвлеченные темы: какой была погода в то утро, как свидетель оказался на месте преступления. Свидетель, рассказывая о том, что был густой туман, неожиданно вспомнил, что нож был с ярко красной ручкой. Впоследствии нож был обнаружен у приятеля преступника. Ассоциация по контрасту (серый туман и красная ручка ножа) помогла вспомнить важную деталь. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. - С.33.

Постановка напоминающих вопросов преследует единственную цель - оживить в памяти обстоятельства события. Психологическим основанием постановки напоминающих вопросов является возможность возбудить ассоциативные связи путем напоминания отдельных моментов, способствующих образованию таких связей. Так, напоминание свидетелю о том, что неподалеку от места происшествия он встретил приятеля, способствовало тому, что он вспомнил, в котором часу заметил пожар, так как спрашивал у товарища о времени.

Предъявление (показ) в ходе допроса вещественных доказательств также способствует оживлению забытого в памяти допрашиваемого. Данное действие способствует более полному воспроизведению и является толчком для вспоминания забытого или первоначально не отмеченного вниманием, но непроизвольно запечатленного.

Полноте и точности показаний свидетелей способствует и допрос на месте происшествия.

Если предъявление отдельного предмета вызывает ассоциацию, позволяющую припомнить забытое или даже воспроизвести то, что свидетель, практически считал не запечатленным, то своеобразное предъявление комплекса объектов, связанных с событием преступления, несомненно, способствует более детальному и полному воспроизведению. Наиболее эффективно использование данного приема в тех случаях, когда необходимо установить существенные детали события преступления (при железнодорожных авариях, наездах и тому подобном).

§ 4. Роль психологических приемов в изучении личности допрашиваемого.

Поскольку целью дознания при допросе является получение информации, способствующей установлению истины по делу, знание и использование психологических особенностей допрашиваемого помогает следователю установить с ним психологический контакт и определить применение каких приемов наиболее эффективно для получения показаний. Это сложный процесс, требующий определенной подготовки следователя в области психологии, когда необходимо учитывать, насколько применимы к допрашиваемому приемы, с помощью которых изучаются его психологические особенности. Именно поэтому ознакомление с данными о личности допрашиваемого помогает следователю выработать определенную тактику допроса и дать правильную оценку показаний.

Таким образом, криминалистический аспект изучения личности допрашиваемого предполагает получение информации, которая может быть использована для выбора наиболее эффективных приемов ведения допроса и способов воздействия на допрашиваемого с целью получения от него полных и объективных показаний. Порубов Н.И. Указ.соч. - С.80.

Приступая к допросу, следователю необходимо знать, в каких отношениях находится свидетель с обвиняемым, с другими свидетелями по делу, какова заинтересованность свидетеля в исходе дела. Не менее важно располагать данными, характеризующими моральный облик допрашиваемого. В необходимых случаях можно истребовать из учреждений или предприятий, где работает свидетель, сведения о его личности, изучить анкетные данные, истребовать сведения о физических и психических недостатках, изучить привычки, выяснить наклонности.

Объем и пределы изучения личности свидетеля зависят от целей допроса, обстоятельств расследуемого преступления и реальных возможностей следователя. Некоторые криминалисты рекомендуют глубокое изучение данных о личности, простирающиеся до уровня исследования. См.: Цветков П.И. Исследование личности обвиняемого. - Л., 1973. - С.42. Такого рода рекомендации имеют, безусловно, положительное значение. Однако важно установить разумный объем и пределы изучения личности допрашиваемого. В этом плане справедливо замечание И.И. Карпеца о том, что вряд ли кто-нибудь похвалит следователя, если он потратит много времени на доскональное и всестороннее изучение особенностей воспитания и психологии двух-трех допрашиваемых, и в то же время плохо расследует уголовное дело, результатом чего будет неосновательное привлечение невинных к ответственности и поверхностное расследование преступной деятельности лиц, действительно виновных. Карпец И.И. Проблема преступности. - М., 1969. - С.10.

Изучение личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.

Во-первых, оно должно отвечать принципу объективности, то есть необходимо выявить не только отрицательные, но и положительные качества свидетеля.

Во-вторых, исследование личности должно быть целенаправленным, задачи и цели его конкретно сформулированы и заранее определенны.

В-третьих, оно должно быть проведено с помощью научно обоснованных методов, учитывающих такие особенности дознания и предварительного следствия, как специфика объекта исследования, локальный характер исследования, дефицит времени, возможность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследования.

В-четвертых, изучение личности предполагает комплексное использование нескольких методов, с тем, чтобы результаты одного могли быть перепроверены показаниями другого. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998. - С.407-408.

Это дает гарантию правильности полученных данных, обеспечивает их полноту и объективность, позволяет следователю познать личность во всем ее многообразии.

Однако, специфика допроса, как следственного действия заключается в том, что допрос проводится в короткий промежуток времени. Это обстоятельство диктует необходимость строгого отбора психологических методов для достижения стоящих перед допросом целей.

Одним из таких методов является наблюдение. Это специально организованное, систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. Наблюдая, следователь изучает черты характера и признаки темперамента допрашиваемого, его манеры, коммуникабельность, реакцию на поставленные вопросы, внешний вид, жесты. В современной юридической литературе невербальные элементы допроса стали объектом повышенного внимания. См.: Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. - М., 2004. - С.130-152; Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. - М., 2003. - С.19-31. Однако делать выводы о личности в целом только по отдельным мимическим показателям ошибочно. Не следует забывать также о том, что наблюдаемый находится в непривычной обстановке. Данные, полученные в результате наблюдения, могут дополняться и корректироваться в процессе дальнейшего допроса.

Кроме наблюдения за допрашиваемым следователь может прибегнуть к такому методу, как беседа, которая не предполагает строго регламентируемого процессуального режима. В процессе допроса, предмет которого ограничен, беседа с допрашиваемым преследует цель свободного обмена отвлеченной информацией для установления психологического контакта. В беседе выясняются демографические данные о лице, уровень развития, отношение к фактам, представляющим интерес для расследования, определяется мировоззрение, понимание моральных и этических норм, антиобщественные взгляды, волевые качества личности, состояние органов чувств, психики, памяти и другие сведения о лице. Беседа дает возможность получить сведения непосредственно от их обладателей, влиять на полноту информации, уточнять и корректировать отдельные обстоятельства.

В зависимости от возраста допрашиваемого, направленность выявления названных данных будет различной. Так, в беседе с несовершеннолетним, следователь выясняет его способность к конкретному восприятию, фантазированию и их роль в формировании его показаний. Установление даже немногих психологических характеристик будет способствовать выработке наиболее эффективной тактической линии и правильной оценке показаний, поможет обнаружить наслоения в показаниях, которые возникли под влиянием страха, сильного эмоционального возбуждения и не несут в себе объективной информации о событии преступления. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. - С.35.

Хорошие результаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным и в ходе беседы можно установить какие-либо детали, особенности воспринятого им ранее обстоятельства.

Для изучения психических особенностей допрашиваемого может быть использован также метод обобщения независимых характеристик, который заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемой личности, полученных от лиц, которые с ней общались, наблюдали ее в разное время и при осуществлении разнообразных видов деятельности.

Данный метод может проявляться в трех формах: получение сведений о личности путем запросов, из показаний иных лиц, оперативным путем.

Сведения, полученные в результате применения метода независимых характеристик, имея только ориентирующее значение, должны быть сопоставлены следователем с непосредственным наблюдением и критически оценены.

Наряду с названными методами изучение личности возможно и при помощи такого психологического метода, как анализ результатов деятельности. Так, например, анализ следов преступления позволяет сделать вывод о психических качествах личности преступника (циничный, хладнокровный, садист). Многое можно извлечь и из анализа документов.

Применение указанных методов содействует установлению психологического контакта, определению тактических приемов допроса и наиболее эффективного психологического воздействия, а также правильной оценке полученной информации.

В процессе допроса в зависимости от его психической напряжённости характер психических проявлений может быть различным. Поэтому важно установить, какие из раздражителей побуждают лицо к даче показаний, а какие, напротив, действую негативно. И.А.Матусевич отмечает, что если учитывать психические особенности личности, можно предвидеть, как будет вести себя индивидуум в такой ситуации, как допрос, как будет реагировать на вопросы и какие тактические приемы следует применить в процессе допроса. Матусевич И.А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. - М., 1975. - С.73.

В связи с этим известный интерес для теории и практики допроса приобретает соотношение наблюдения за допрашиваемым и избрания тактики допроса. Гибкость и разнообразие последней в значительной мере определяется наблюдением за допрашиваемым и экспресс-оценкой проявлений его внешнего и внутреннего состояния. Изменения в поведении допрашиваемого (грубость, вежливость, конфликтность, угодливость), его настроении (веселое, грустное), его внешности, мимике, пантомимике (побледнел, гримаса испуга, гнева, удивления, задрожали руки) позволят следователю делать определенные выводы и перестраивать тактику допроса. Как отмечает Г.Г.Доспулов, такое управление достигается благодаря действию механизма обратной связи, обеспечивающей следователя информацией о результатах своего воздействия, о тактической ситуации. Для следователя такая информирующая обратная связь имеет большое практическое значение. Он в соответствии с реакцией корректирует свое поведение. При непонимании следователем такой обратной связи, его управляющее воздействие не достигает цели. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976. - С.96.

В европейской психологической и криминалистической литературе существует ряд рекомендаций, связанных с предварительной диагностикой личности допрашиваемого в плане психологических характеристик.

Так, В.Е. Коновалова в своей последней работе «Допрос: тактика и психология» подвергает критике физиономический метод, рекомендуемый Ф.Майкснером. Данный метод предполагает учет данных о физических характеристиках внешности (носа, бровей, глаз) и их соотношение с качеством и чертами характера, причем критерии определения последнего даны произвольно и содержат в себе обывательские представления о типичных зависимостях. Наряду с использованием данных физиономики европейская криминалистика рекомендует многочисленные методы диагностики личности в плане ее характера, волевых черт, энергии сопротивления тестовым исследованиям (экспериментам), проводимым в ходе допроса. К данным тестам применяют так называемые, графологические пробы, предполагающие диагностику психологических показаний личности на основании исследования почерковых проб, отбираемых в самом начале производства допроса. Рекомендации авторов об отобрании графологических проб не имеют в своей основе каких-либо новых показателей почерка, позволяющих судить о личности человека, а основаны на обветшалых графологических домыслах, произвольно характеризующих признаки почерка и соотношениях их с теми или иными проявлениями человеческой психики. Из того факта, что в почерке отображаются некоторые психические состояния писавшего, что по почерку пытаются определить пол человека, еще не следует, что по нему можно определить характерологические особенности личности писавшего, - пишет Л.Е. Ароцкер. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. - М., 1969. - С.34. Поэтому использование подобных «научных» сентенций в ходе подготовки к допросу не принесет ожидаемой пользы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование по проблеме тактики допроса свидетелей позволило прийти к следующим выводам.

Важное значение для получения полных и объективных показаний имеет анализ процесса формирования свидетельский показаний. В этой связи выделяют такие стадии их формирования: восприятие, запоминание, воспроизведение.

На стадии восприятия одни факторы могут способствовать правильному восприятию увиденного и услышанного, а другие - препятствовать этому. Такие факторы делят на объективные и субъективные. К первым относятся: расстояние до объекта восприятия, время суток, степень освещенности, динамика происходящего и др. К субъективным относятся: состояние органов чувств свидетеля, его возраст, интеллектуальное развитие, физическое и психическое состояние и т.п. Следователю надлежит выяснить все эти факторы с тем, чтобы дать объективную оценку показаниям свидетеля.

Основным психическим процессом на допросе является воспроизведение свидетелем имеющейся у него информации путем восстановления, актуализации ранее воспринятого. Здесь важную роль играют характерологические свойства (интеллект, эрудированность, темперамент, возраст и др.). Для более полного и точного воспроизведения рекомендуются уточняющие, дополняющие, напоминающие вопросы, использование вещественных доказательств, допрос на месте происшествия.

Важным этапом проведения допроса является его подготовка, имеющая следующие задачи:

определение предмета допроса;

изучение личности допрашиваемого;

составление примерного плана допроса;

определение других участников допроса;

подготовка необходимых материалов дела и вещественных доказательств;

определение тактической необходимости использования звуко- и видеотехники для фиксации допроса.

Успех допроса во многом зависит от умения следователя установить психологический контакт с допрашиваемым, что предполагает готовность свидетеля общаться со следователем и давать правдивые показания. Для установления такого контакта нужно использовать разработанные криминалистикой тактические приемы, направленные на создание благоприятных условий для общения и стимуляцию установки на необходимость общения:

разъяснение важности сообщения правдивых показаний;

убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования;

разъяснение сути последствий совершённого преступления или возможности их возникновения в будущем;

показ фотоснимков (предметов), связанных с совершённым преступлением и его последствиями;

использование положительной оценки личности допрашиваемого, её отдельных качеств.

Список использованной литературы

Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. - М., 1969

Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. - Тернополь, 1997

Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961

Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. - М., 2001

Идашкин Ю.В. К вопросу о непроизвольном запоминании. //Вопросы психологии. - 1969. - №2. - С.27-35

Карпец И.И. Проблема преступности. - М., 1969

Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. - М., 2004

Кони А.Ф. На жизненном пути. - М., 1913. - Т.1

Кони А.Ф. Память и внимание. //Из воспоминаний судебного деятеля. - М., 1922. - С.33

Коновалова В.Е. Допрос: Тактика и психология. - Харьков, 1999

Лебедев И.Б., Цветков В.А. Психология в правоохранительной деятельности. - М., 2003

Матусевич И.А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. - М., 1975

Моховиков А.Н. Судебная психиатрия. - Одесса, 1998

Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. - М., 2003

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1973

Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М., 1998

Психология. /Под ред. П.А.Рудика. - М., 1974

Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946

Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1958

Цветков П.И. Исследование личности обвиняемого. - Л., 1973

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.