на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формы и методы государственного управления

Формы и методы государственного управления

Содержание

Введение

I. Формы и методы управленческих действий

1. Понятие и виды форм государственного управления

2. Методы государственного управления

Заключение

Список литературы

Введение

Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:

- охарактеризовать понятие и виды форм государственного управления;

- рассмотреть методы управленческих действий.

I. Формы и методы управленческих действий

1. Понятие и виды форм государственного управления

Задачи и функции государственного регулирования реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. А осуществление ими функций государственного управления происходит в определенных формах управленческой деятельности, которые регламентируются правовыми актами в целях их упорядоченности и результативности.

Таким образом, внешнее практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности.

Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками:

- установление в нормативном акте;

- наличие государственно-властной природы;

- подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц;

- главное содержание - исполнительно-распорядительная деятельность» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с..

Среди форм управления выделяют:

- установление норм права (правотворчество);

- применение норм права (издание индивидуальных актов управления);

- проведение организационных действий;

- осуществление материально-технического обеспечения этих действий.

Выделяют следующие две наиболее общие и крупные группы форм управленческой деятельности:

а) правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права;

б) неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления.

Возможна также смешанная или «организационно-правовая форма управления, например, разработка оптимальных организационных структур и штатной численности территориального органа исполнительной власти» Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко - Изд. 2-е. доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 316 с..

Неправовые формы представлены организационными действиями и материально-техническими операциями. Последние не связаны с реализацией государственно-властных полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют их осуществлению. Такие формы при их применении не влекут юридических последствий, не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений.

Неправовые формы управления традиционно включают:

- организационные, организационно-инструкционные действия или мероприятия (проведение совещаний, распространение опыта), разработку методических рекомендаций, оказание практической помощи исполнителям на местах.

- материально-технические действия: формы управленческой деятельности, обеспечивающие эффективность служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, обработкой информации.

Правовые формы управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления властных полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного характера. Правовые формы гос. управления классифицируются по своему содержанию, по целенаправленности и по способу выражения.

По содержанию правовые формы подразделяются на правотворческую и правоприменительную деятельность. Правотворческая управленческая деятельность состоит в создании правовых норм, их изменении или отмене. Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного жизненного факта под соответствующую норму права с целью принятия на этой основе индивидуального правового акта.

По целенаправленности правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние (применяются внутри самой системы государственного управления) и внешние (связанные с реализацией задач государственного управления в соответствующей сфере общественной жизни).

По способу выражения правовые формы управления делятся на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (выраженные знаками, сигналами или иным несловесным образом).

Также правовые формы могут быть квалифицированы следующим образом:

- по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов, заключение административных договоров, выпуск ценных бумаг) и базирующиеся на них (регистрационные, разрешительные, контрольные, лицензионные);

- по достигаемым результатам: позитивное регулирование либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

- по направленности: воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность подчиненного управленческого персонала (внутренняя направленность);

- по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

- по субъектному выражению: односторонне выраженные (правовые акты) либо многосторонне выраженные (административно-правовые договоры);

- по инициативе применения: используемые субъектами исполнительной власти по своей инициативе либо по инициативе вышестоящих органов, либо по инициативе других участников управленческих отношений (н-р, по обращениям граждан, сообщениям средств массовой информации, результатам опросов населения)

- по условиям применения: нормальная обстановка или режим чрезвычайного (военного) положения;

- по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными либо судебными органами;

- по особенностям объекта управляющего воздействия: юр. лица, граждане РФ, иностранцы;

- по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные, предписывающие;

- по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные и процессуальные.

Разграничивают также публично-правовые и частноправовые формы осуществления управления. Среди публично-правовых форм выделяют нормоустановление, волеизъявление и реальные административные акты.

Нормоустановление - это появление норм права, адресованных публичным управлением внешней среде (субъектам права, связанным с управлением, или обязанным выполнять его предписания).

К нормоустановлению можно отнести:

а) правовые положения, которые являются абстрактно - всеобщими правилами органов управления;

б) положения (уставы) - абстрактные правила субъектов непосредственного управления;

в) внутренние административные предписания должностных лиц.

Главными признаками нормоустановления являются абстрактно всеобщее действие, односторонность, установление для адресатов необходимого регулирования соответствующих отношений или правил.

Волеизъявление публичного управления (администрации). К таким актам относятся:

а) административный акт (типичная форма управленческих действий в системе юрисдикционного (принуждающего) управления).

б) административный договор (форма управленческих действий в системе обеспечивающего управления).

Основной признак волеизъявления - это сознательное объявление, причем воля субъекта получает правовое оформление (заявление о расторжении контракта в системе государственной службы).

Реальные административные акты - это важнейшая форма управления, отличающаяся от волеизъявления тем, что не направлены на создание определенных правовых последствий, а влекут за собой практический результат (заявления прессы, отзывы (заключения), выдача справок).

Основной признак реальных актов - появление практического результата управления.

Формы управленческих действий носят организационный характер, «реализуя такие действия, как: «исполнение», «принятие мер», «согласование», «координация», «контроль», «учет», «подписание», «передача», «подготовка» и т.п.» Административное право Российской Федерации / Отв. ред. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2004. - 556 с.

Самой общей организационной формой управления является подготовка и принятие управленческого решения, которое оформляется в виде правового акта - нормативного или индивидуального. Управленческое решение готовится соответствующими подразделениями органа управления, а принимается в установленной форме руководителем органа.

Кроме того, важную роль играют такие организационные формы работы, как согласование, координация, получение и сбор информации, информирование.

Орган управления, его персонал в пределах своей компетенции реализуют право получать информацию от других субъектов и обеспечивать доступ к своей информации, необходимой как другим органам управления, государственным и негосударственным, так и гражданам (ФЗ ОТ 27.07.2006 № 149-ФЗ Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)., Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей».).

Все большее значение приобретают формы деятельности органов исполнительной власти, связанные с обеспечением непосредственного контакта с гражданами. Порядок приема населения, соблюдение процедур оформления их заявлений, просьб, предложений, результатов опросов и др. должен быть включен в функции субъектов управления. Многие органы управления, используя информационные технологии, осуществляют контакт с гражданами по форме «одного окна». Система «одного окна» состоит в том, что бы граждане могли обращаться за предоставлением информации в одну организацию, которая сама обеспечивает контакты с другими структурами, имеющими необходимую информацию.

Специальные формы управления связаны с реализацией функции учетно-регистрационного характера, лицензирования, сертификации, стандартизации. Это функции, обеспечивающие требования к качеству и безопасности видов деятельности, имеющих особо важное значение для жизнеобеспечения граждан, унификации продукции, работ, услуг.

Самостоятельной формой деятельности является выполнение работ регистрационно-учетного характера - ведение государственных реестров, кадастров, регистров. Примером конкретных реестров может быть ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997).), ведутся реестры налогоплательщиков, реестры владельцев ценных бумаг, реестры лицензий.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.