на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формы права
p align="left">2.3 Юридическая наука (правовая доктрина).

На определенных этапах развития юридическая наука тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет «наиболее предпочтительные выводы Абу Ханифы». Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права // Источники права. М., 1985. Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права.

В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Скорее всего, это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника падает, но её роль в качестве неформального элемента правообразования и правореализации растет.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать её предложения и рекомендации. В. К. Бабаев. Там же.

2.4 Договоры нормативного содержания.

Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В. К. Бабаев. - Там же.

По мнению Кулапова В. Л., нормативно-правовой договор - это соглашение между субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права. В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. - издат. отдел. Саратов. - 1993.

В п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

В настоящее время сформировались три основных подхода к рассматриваемой проблеме:

а) договор - это всегда индивидуально-правовой акт, который источником права быть не может;

б) некоторые договоры из общей массы договоров и соглашений имеют нормативный характер, выступая источником права;

в) любой договор содержит нормы права - локальные или микронормы, и поэтому все договоры по сути являются источниками права.

По мнению А. В. Демина, право есть прежде всего система прав, а не система норм. По своей сути право имеет социальное, а не государственное происхождение. Поэтому правотворчество не является исключительной привилегией государства. Правовая наука должна признать множественность источников права, включая и нормативные договоры. Такой подход является наиболее правильным.

Нормативные договоры (международные, федеративный договор, между субъектами Российской Федерации, ряд отраслевых и межведомственных соглашений, коллективные соглашения и др.) непосредственно содержат правовые нормы и являются источниками права.

У истоков этой концепции в России стояли Ф. Ф. Кокошкин, В. Ф. Тарановский и Н. Г. Александров.

В русской правовой школе на существование нормативных договоров указывал В. Ф. Тарановский. Согласно его концепции существуют договоры-сделки и договоры нормативного типа. Последние обладают следующими признаками:

а) договаривающиеся стороны стремятся к единой цели - установлению юридической нормы;

б) мотив у договаривающихся сторон один и тот же - наличие потребности в такой норме;

в) договор такого типа создает юридическую норму.

Попытки выявить нормативные элементы в договоре предпринимались и в советское время. В частности, Н. Г. Александров отмечал наличие в реальной жизни особой категории договоров, посредством которых образуются юридические нормы. В одних случаях такие нормообразующие договоры сами по себе являются разновидностью источников права (в международном, государственном и административном праве). В других - соглашение о нормах становится источником права при условии признания за ним такого значения государственной властью. По мнению этого автора, договор является источником права в том случае, если он влечет возникновение юридической нормы или группы юридических норм; тогда договор становится ближайшей силой, создающей договорные («конвенциональные») юридические нормы.

Идея выделения договоров нормативного характера в настоящее время получает дальнейшее развитие, завоевывая новых сторонников. Данное обстоятельство связано с возрождением и укреплением позиций естественно-правовой школы. В частности, идея общественного договора как основы социального и государственного устройства неоднократно поднималась в ходе работы над действующей Конституцией Российской Федерации, а затем нашла свое отражение в Договоре об общественном согласии 1994 г. При этом вызывает интерес сама идея, теоретическое обоснование данного вида договора, а не его реальное воплощение и роль общественной жизни.

В целом перечень нормативных договоров и соглашений у различных авторов совпадает. О. Г. Румянцев относит к ним международные договоры, федеративный договор, различные договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и государственными органами власти субъектов Российской Федерации о взаимной передаче части своих полномочий и предметов ведения, соглашения между субъектами РФ. Вышеуказанные договоры О. Г. Румянцев называет нормативными актами, исходя из широкого понимания права как сложного явления. Румянцев О. Г. Основы государственного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.

На наш взгляд, все договоры по их функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные (юридические факты) и нормативные (источники права). Нормативный договор можно определить как договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

Выделим следующие признаки нормативного договора.

Во-первых, правовая база нормативных договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве РФ. Эти договоры выполняют правовополнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство РФ.

Во-вторых, в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие органа государственной власти, причем чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора.

В-третьих, нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность - это достижение общего блага, т. е. общественные цели здесь преобладают.

В-четвертых, нормативные договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Нормативный договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие.

В-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, т. е. тех субъектов, на которых направляется юридическое воздействие договора.

В-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное применение.

В-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных и с их исполнением.

В-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы форс-мажор здесь не применимы.

В-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное опубликование, неопубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий.

Перечисленные признаки нужно рассматривать системно. Скажем, коллективные договоры не обладают некоторыми из вышеуказанных свойств, что не лишает их нормативных качеств. На практике встречаются правовые акты смешанного характера, содержащие как нормы права, так и индивидуальные предписания. А. В. Демин. Нормативный договор как источник административного права. Государство и право, 1998, № 2. «Один и тот же договор в одной части может устанавливать юридические нормы, а в другой - конкретные субъективные правомочия и обязанности сторон». Н. Г. Александров. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. - Ученые записки ВИЮН. М., 1947.

2.5 Нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. - издат. отдел. Саратов. - 1993.

Нормативный правовой акт -- одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, РФ) и относится к романо-германскому типу права. Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-право-вой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это ведь тот познавательный ре-зервуар, из которого люди черпают сведения об юридических нор-мах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт пра-вотворчества, содержащий нормы права. К нормативным право-вым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ве-домств, госкомитетов, решения местных органов власти). Норма-тивный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях формой права в силу вполне объ-ективных причин. Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятель-ствами.

Во-первых, при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толко-вания и применения юридических норм.

Во-вторых, усложнение общественной жизни и в западных де-мократиях, и на Востоке, рост темпов нынешнего общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью вле-кут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.

В-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя имеет особые процедуры приня-тия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы.

В-четвертых, нормативные правовые акты легко систематизи-руются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осу-ществлять поиск нужного документа для его реализации.

С введением рынка, развитием частнопредпринимательской
деятельности, появлением частных крупных фирм и предприятий малого бизнеса, функционированием совместных с иностранными концернами предприятий, следует ожидать появления некоторых новых, не существующих пока форм права. Ви-димо, рано или поздно нам придется признать нормативные акты частных организаций. Нельзя, очевидно, будет игнорировать нор-мативно-юридическую силу и типовых договоров, вырабатываемых ими.

Правотворческая практика последних лет отличается боль-шим вниманием к выработке, если можно так выразиться, инди-видуальных форм нормативно-правовых актов, установлению гра-ниц их действия. В. К. Бабаев.. Там же.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави-тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово-ры России; б) нормативные акты органов государствен-ной власти субъектов Федерации.

Так же нормативно-правовые акты делятся по способам установления (Приложения. Табл. 1).

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо-венство ее в системе нормативных актов Российского го-сударства определяется, следующим: 1) Конституция при-нята на референдуме в результате свободного волеизъяв-ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ-ные начала, принципы, нормы общественного и государ-ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос-новных прав человека и фиксирует структуру и компетен-цию высших органов государственной власти и управле-ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа-те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер-жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ-ного закона, определяющие компетенцию высших орга-нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако-нов (ст. 104 - 108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе-дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова-ло более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законода-тельной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституцион-ные законы, которые принимаются по вопросам, преду-смотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, напри-мер, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 нюня 1994 г. Закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Собр. законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Го-сударственной Думой в окончательной редакции, а фе-дерального конституционного закона - день его одобре-ния палатами Федерального Собрания в порядке, уста-новленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат офи-циальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства. Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Феде-рации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации» только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент - глава государства, и в соответ-ствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обя-зательны для исполнения на всей территории Россий-ской Федерации). В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Пре-зидента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Феде-рации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованны-ми ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Прави-тельство Российской Федерации осуществляет исполни-тельную власть в стране и, реализуя эту задачу, прини-мает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства яв-ляется то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).

Особенность их состоит в том, что министерства и ве-домства (к ведомствам по действующему законодательству относят государственный комитет, федеральную службу, российское агентство, федеральную инспекцию) могут издавать приказы и инструкции, содер-жащие нормы права, в случаях и пределах, предусмот-ренных законами РФ, указами Президента, постановле-ниями Правительства. Поэтому издание любого ведом-ственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многооб-разны. К ним относятся приказы и инструкции, поста-новления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (про-мышленность, наука, культура, здравоохранение, без-опасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуют-ся не позднее десяти дней после регистрации. В соот-ветствий с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Рос-сийской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также заре-гистрированные, но не опубликованные в установлен-ном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для провер-ки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им допол-нительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является резуль-татом борьбы юристов многих поколений за демокра-тизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются преж-де всего граждане. Более того, согласно Правилам под-готовки ведомственных нормативных актов, утвержден-ным Правительством РФ 23 июля 1993 г. на централь-ные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих орга-нов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты.

Органы власти и управления субъектов Федераций, ре-шая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты рас-пространяются лишь на территории соответствующих ре-гионов. Решения областного уровня (законы, распоряже-ния) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых ре-гионах - правительство) вправе принимать постановле-ния, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может изда-вать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Россий-ской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимае-мые правовые решения ориентируются граждане, долж-ностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии ад-министративной. Так, постановление федерального Пра-вительства имеет большую юридическую силу, чем ана-логичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты антигосударственных и негосударственных учреждений и организаций раз-личных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организа-ции создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положе-ния, на основе которых осуществляют свою деятель-ность. Подобные акты составляют нижнее звено подза-конных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципаль-ном органе власти. Например, устав общества с ограни-ченной ответственностью (либо иной аналогичной орга-низации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА, 1997.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.