на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формы взаимодействия следователя с органами дознания
3. Организационные формы взаимодействия

Основными организационными формами взаимодействия являются следс
твенные и следственно-оперативные группы.

Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.: следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:

Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уго-ловных дел;

Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следо-вателей может создаваться для производства только одного следствен-ного действия, например, осмотра мета происшествия.

Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел. В следственной практике сложилось несколько видов следствен-но-оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим сле-дам, расследованию дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода дея-тельности, имеют много общего как по составу, так и по порядку их организации. Рассмотрим некоторые из них. Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия (дежурная). Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов. Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа, утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной установки. Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия обеспечивает их транспортом и отправляет на место происшествия. Наряд с проведением осмотра места происшествия. Предусмотренного ст. 178 УПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории, принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель - сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП).

Специализированные следственно-оперативные группы.

Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия опреде-ленной категории преступлений, в том числе по которым лица их со-вершившие, не установлены. Такая СОГ является постоянно дейст-вующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими территорий определяются с уче-том сложившейся оперативной обстановки. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов. Основной задачей данных групп является раскрытие умышлен-ных убийств, в том числе убийств прошлых лет, дела о которых приос-тановлены за не установлением виновных. Исходя из важности постав-ленных задач перед такой СОГ, включенным в нее следователем и опе-ративным работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве. Характерной особенностью такой группы является то, что сле-дователь СОГ проводить расследование до момента установления ли-ца, совершившего преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по территориальности Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный ана-лиз/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64..

Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия конкрет-ного преступления (целевая).

Ведомственными нормативными актами предусмотрено созда-ние целевой (временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному делу.

Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление.

Совместная следственно-оперативная группа.

Ведомственными нормативными актами предусмотрено созда-ние совместных следственно-оперативных групп (бригад) - для рассле-дования тяжких преступлений, в том числе совершенных организован-ными преступными группами, либо для расследования сложного уго-ловного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и федеральной службы налоговой полиции. Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной груп-пы на примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности ор-ганизованных преступных групп. Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и расследова-нию деятельности организованной преступной группы. Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзираю-щий прокурор, следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов опера-тивно-розыскной деятельности. Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, опе-ративных подразделений (последние только в части проведения опера-тивно-розыскных действий) организованное руководство осуществля-ют в силу своего должностного положения. Они постоянно контроли-руют деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласо-ванных планов проведения следственных и оперативно-розыскных дей-ствий, заслушивают следователя - руководителя (ежедневно или ежене-дельно) и других членов группы о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят до-просы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют координацию действий СОГ с другими службами. При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного подразделения, то есть должно-стное лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель про-курора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п. Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами. Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с УПК РФ следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора; руково-дитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве предварительного следст-вия. Такие указания даются следователю в письменной форме и явля-ются обязательными для исполнения. Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о на-правлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении де-ла следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостано-вить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или ис-ключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следо-вателю. Подобным образом обстоит дело и при возникновении разно-гласий между следователем и оперативным работников. Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедли-тельном использовании оперативной информации для получения до-кументов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении матери-ального ущерба.

4. Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия

Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру-ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни-кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга-ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является бо-лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь-зовании знаний для решения практических задач.

Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея-тельности, в том числе и по обеспечению взаимодействия своих подчиненных - следователей и работников органов дознания. Их можно разделить на 3 группы:

1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;

2. Командные умения, необходимые для эффективного руко-водства личным составом при выполнении функций охраны об-щественного порядка и борьбы с преступностью;

3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос-питательных функций. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.

Организаторские умения связаны с реализацией управленче-ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре-шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос-новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу-жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго-воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.

Организаторские умения руководителя связаны также с орга-низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра-боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро-ваниями при организации охраны общественного порядка и борь-бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят-ный морально-психологический климат, предупреждать и разре-шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти-вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.

Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жиз-ненной мудрости, требует обширных знаний в области психоло-гии.

Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: ра-ционально и эффективно использовать силы и средства, добивать-ся максимальных результатов при минимизации трудовых и мате-риальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу со-трудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа.

Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. На-целивая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего долж-ностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать вы-сокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.

Командные умения руководителя органа внутренних дел харак-теризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использо-вать вверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твер-дую волю и принимать оптимальные решения в самых критиче-ских ситуациях; обладания навыками командования людьми.

Педагогические умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высо-ких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления. - М.: ВИПКэнерго, 1992. - С. 123. Эти умения базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и методов воспита-тельной работы. Они предполагают наличие у руководителя пе-дагогического такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный под-ход к конкретной личности, владеть устной речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте.

Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности.

В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.

Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".

Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению.

Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК РФ.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Заключение

В заключение данной работы мне хотелось бы сказать, что в данное время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопу
стимо низком уровне.

А именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время.

Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.

Хочется отметить, что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться.

Список используемой литературы:

Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.

Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и на-логовой полиции для пресечения и расследования деятельности орга-низованных преступных групп. Утверждено совместным приказом Ге-неральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32

Инструкция «О порядке приема, регистрации, учете и разре-шении заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступлениях и происшествиях», утвер-ждена приказом МВД СССР № 415 от 11.11.1990 г.

Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.

Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л. М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР, 1981.

Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ. ред. И. Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.: Спарк, 1997.

Гриянов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. - М.: Новый юрист, 1997.

Научно-практический комментарий к УПК РФ./Под ред. В. М. Лебедева; Науч. Ред. В. П. Божьев. - М.: Спарк, 2002.

Петелин Б. Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1986.

Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992.

Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ//Государство и право. - № 1. - 1997.

Хомич В. Предварительная проверка материалов, послу-живших поводом к возбуждению уголовного дела // Законность. - № 12. -1995.

Приложение 1. Поручение о производстве отдельных следственных (оперативно-розыскных) мероприятий

ШТАМП Начальнику _________________________

органа предварительного (наименование органа

следствия

____________________________________

________ No. ____________ дознания, звание, фамилия,

(дата) (исходящий инициалы)

номер)

ПОРУЧЕНИЕ

о производстве отдельных следственных действий

(оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

В моем производстве находится уголовное дело No. _______________

______________________________________________________________________

(обстоятельства, установленные в ходе предварительного

______________________________________________________________________

расследования и подлежащие выяснению)

______________________________________________________________________

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 и 5 части второй

ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,

ПРОШУ:

______________________________________________________________________

(указывается, что конкретно необходимо установить,

какие следственные действия, оперативно-розыскные,

______________________________________________________________________

розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить)

Приложения ______________________________________________________

Следователь _____________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия,

классный чин или звание,

______________________________________________________________________

фамилия, инициалы следователя)

__________________

(подпись)

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.