p align="left">Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообще-ство. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных го-сударств. В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных во-оруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между госу-дарствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местно-го самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные зако-нодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности -- постоянный орган ООН. В его ком-петенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию междуна-родного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разно-образных сферах межгосударственных отношений. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим пу-тем, на основе дву- или многосторонних переговоров. Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координиру-ют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергети-ке (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправитель-ственными организациями (например, Всемирной организацией демо-кратической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом сту-дентов). В рамках международного и научно-технического сотрудни-чества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами. Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового со-общества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологи-ческой обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Хропанюк В.Н. Указ.соч. с.163 2.3. Основные функции Российского государства На современном этапе существования Российского государства на первый план выдвигается экономическая функция, которая является основой функционирования правового и социального государства. В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии, закреплённые в Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г // Российская газета, 25 декабря 1993. Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. Страна нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства. Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором. В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства). Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение -- обеспечить в стране заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Социальные гарантии обозначены в статье 7 Конституции Российской Федерации. Тем не менее, говоря о России как о социальном государстве надо иметь ввиду, что оно не достаточно обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий. Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка -- тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В статьях 1 и 17 Конституции РФ говорится, что Россия -- правовое государство, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в нормативно-правовых актах. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ, гл.8// Российская газета от 31.12.2001 В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма функции братской помощи социалистическим странам постепенно заменяются функциями равноправного партнерства. Основное направление внешнеполитической деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений можно сказать, что интеграция России в мировую экономику является одной из основных внешних функций государства. Немаловажную роль играет развитие торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России. Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них -- недопущение новой глобальной войны. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, поэтому функция обороны страны продолжает оставаться в ряду основных. Вооруженные Силы России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России. На современном этапе Российское государство сотрудничает с другими государствами также в решении таких мировых и глобальных проблем как борьба с международной преступностью, предотвращение экологических катастроф, всеобщая охрана природы и сохранение благоприятного глобального климата. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Исчезают одни функции, возникают другие. Функции государства -- это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направ-ленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с други-ми государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих. Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Среди внутренних можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних - функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности об-разующих его государств. На современном этапе развития Российское государство старается в полной мере реализовать свои внутренние функции во благо населения страны и, являясь полноправным членом мирового сообщества, и базируясь на международном сотрудничестве, прикладывает все усилия для реализации внешних функций. СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// Российская газета, 25 декабря 1993 2. Водный кодекс Российской Федерации от 03. 06. 2006г., №74-ФЗ// Российская газета от 08.06.2006 3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001г, №136-ФЗ//СЗ РФ, 2001, №44. ст.4147 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ//Российская газета от 31.12.2001 г. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (Принят Государственный Думой 16 июля 1998, с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.) // Российская газета от 12.03.2007 6. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2006 7.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000 8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. 9. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 1997 10. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 2001 11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -М., 1998 12. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993.№6. 13. Теория государства и права: курс лекций./ Под ред. Марченко М.Н.. -М.,1998. 14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002 15. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970 16. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.
Страницы: 1, 2, 3
|