на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Функции следователя при расследовании налоговых преступлений
p align="left">Таким образом будет получен перечень задач, которые необходимо решить и процессе расследования.

Составление плана расследования

Определив, какими следственными действиями и иными мероприятиями целесообразно решить эти задачи, следователь приступает к составлению плана расследования.

Во многих следственных ситуациях возникает необходимость в экономической оценке финансовых результатов хозяйственной операции, при которой совершено сокрытие объектов налогообложения, при условии уплаты налога и при условии уклонения от его уплаты. Такая оценка может быть выполнена с помощью налогового инспектора, проводившего проверку, или путем получения консультации специалиста экономиста.

При такой оценке может оказаться, например, что руководитель организации-налогоплательщика занизил продажную цену товаров (продукции) против среднерыночной их цены, возможно, имея цель быстрейшей их реализации и сокрытия этой хозяйственной операции от налоговых органов {ведь при условии уплаты причитающихся налогов он получил бы не прибыль, а убытки).

В следственной практике возможны и другие ситуации, когда экономическая оценка финансовых результатов хозяйственной операции поможет следователю, с учетом всех других данных, выдвинуть версии о наличии или отсутствии умысла на сокрытие объектов налогообложения, о круге лиц, причастных к этому сокрытию, и включить проверку этих версий в план расследования.

При составлении плана расследования необходимо учитывать и необходимость решения таких частных задач, как обеспечение сохранности так называемых документов прикрытия, составляемых для временного оформления фактически бездокументальных операций; информации, находящейся на компьютерных, носителях; обеспечение возмещения ущерба при заявленном налоговым органом гражданском иске.

Типичными средствами решения задач расследования по делам об уклонении от уплаты налогов с организаций являются:

- допрос налогового инспектора и других участников проведения проверки;

- допрос руководителя, главного бухгалтера и других лиц организации-плательщика, которые могут быть причастны к уклонению от уплаты налогов или располагают сведениями о сокрытии объектов налогообложения;

- допрос руководителей и других лиц организаций контрагентов плательщика;

- обыск;

- выемка документов и носителей компьютерной информации;

- проведение аудиторской проверки либо назначение судебно-бухгалтерской или судебно-экономической экспертизы.

Необходимо учитывать, что в каждой следственной ситуации может возникнуть необходимость в использовании наряду с названными и других, специфических средств решения задач расследования в рамках уголовно-процессуального закона.

Изучение следователем налогового законодательства и иных нормативных актов

До начала расследования уклонения от уплаты налогов следователю необходимо изучить соответствующие разделы налогового законодательства и иные нормативные документы, регламентирующие порядок исчисления и уплаты конкретных налогов.

Установив уклонение от уплаты каких конкретно налогов выявлено при налоговой проверке, следователь изучает законодательство об этих налогах, инструкции Госналогслужбы Российской Федерации и при необходимости - приказы, инструкции и письма Министерства финансов Российской Федерации.

Поскольку налоговые органы в актах документальных проверок обязаны указывать, какие конкретно требования законодательства нарушены по каждому факту сокрытия объектов налогообложения, следователь проверяет в акте наличие таких ссылок. Изучая законодательство о конкретном налоге, следователь обращает внимание на следующее:

- к какой категории плательщиков налога относится проверяемая организация;

- что является объектом налогообложения по данному налогу и правильно ли этот объект указан в акте налоговой проверки;

- каков порядок исчисления объекта налогообложения и соблюден ли он налоговым инспектором;

- сроки уплаты налога;

- какие ставки налога должны были применяться в момент сокрытия объектов налогообложения в той хозяйственной операции, в которой это сокрытие было совершено;

- возложение обязанности на налогоплательщика по правильному исчислению налога и его своевременному перечислению в бюджет.

В конкретной следственной ситуации могут быть и другие нарушения плательщиком налогового законодательства.

В случае, если названные обстоятельства в акте проверки не отражены или отражены нечетко, целесообразно по возникшим вопросам допросить налогового инспектора.

Нарушения правил введения бухгалтерского учета оцениваются следователем в сопоставлении с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. При этом необходимо обратить внимание на те положения этого закона, которыми устанавливаются сроки оформления хозяйственных операций либо выполнения учетных операций, определяются лица, ответственные за полноту и правильность оформления этих операций.

Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает применение и тех нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые изданы до вступления его в силу и не противоречат ему. Так, например, при сокрытии налогооблагаемой прибыли путем необоснованного завышения себестоимости продукции (работ, услуг) может оказаться необходимым изучение следователем «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) я о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552.

Представляется целесообразным установившийся в следственной практике порядок приобщения к уголовному делу необходимых выписок из законов и иных нормативных актов.

Исследование бухгалтерских документов в процессе расследования

Для установления факта завершения действий по уклонению от уплаты налогов к уголовному делу приобщаются представленные гражданином или организацией-плательщиком в налоговую инспекцию «Расчет налога от фактической прибыли», либо «Расчет по налогу на добавленную стоимость», либо расчеты по другим налогам в зависимости от того, уклонение от уплаты какого налога было совершено, а также документы бухгалтерской отчетности - «Бухгалтерский баланс» (форма № 1), «Отчет о финансовых результатах» (форма № 2) и «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), а также платежные поручения, подтверждающие факты перечисления налога в бюджет в неполной сумме, либо справка банка о том, что перечисления налога в бюджет вовсе не было.

Исследуя эти документы, следователь устанавливает, за какой отчетный (налоговый) период они представлены, дату высылки этих документов плательщиком в налоговую инспекцию и дату получения их адресатом (эти даты указаны на лицевой стороне «Бухгалтерского баланса» и расчетов налогов), в каких строках этих документов искажены данные об объектах налогообложения, кем эти документы подписаны и кем составлены.

Ответы на эти вопросы следователь может получить не только при изучении названных документов, но и при допросе налогового инспектора, гражданина-налогоплательщика или руководителя и главного бухгалтера организации-плательщика, работников бухгалтерии, принимавших участие в их составлении.

Эти данные потребуются для установления времени совершений преступления, круга лиц, причастных к уклонению от уплаты налогов, механизма их действий, умысла на уклонение от уплаты налогов.

Если уклонение от уплаты налогов было начато на более ранних этапах бухгалтерского учета, то для установления этих же обстоятельств следователь должен сначала изучить приказ (распоряжение) руководителя об учетной политике организации-плательщика, затем регистры бухгалтерского учета и первичные учетные документы.

При допросе налогового инспектора выясняется соответствие бухгалтерского учета в организации Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и приказу (распоряжению) об учетной политике.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах или иных машинных носителях».

Для расшифровки этой информации необходимо допросить главного бухгалтера организации-плательщика и составителей этих документов. При этом выясняется, какие данные об объектах налогообложения были искажены, почему и в каком размере они искажены или не отражены вовсе.

При исследовании первичных учетных документов, в которых были искажены данные, формирующие объект налогообложения, эти же вопросы выясняются путем допроса составителей этих документов и других лиц, которые могут подтвердить факты внесения в первичные документы искаженных данных о доходах (выручке), расходах и иных объектах налогообложения.

При необходимости исследование бухгалтерских документов может быть продолжено при проведении аудиторской проверки, судебно-бухгалтерской или судебно-экономической экспертизы.

В некоторых следственных ситуациях, характеризуемых отрицанием умысла на сокрытие объектов налогообложения, в процессе расследования целесообразно изучить акты предыдущих налоговых проверок, а также первичные учетные документы, в которых отражены данные о хозяйственных операциях, аналогичных тем, при документальном оформлении которых выявлено сокрытие объектов налогообложения.

Цель изучения следователем актов предыдущих налоговых проверок - выявление нарушений, йодных с обнаруженными в исследуемом периоде, в связи с чем налоговым инспектором были записаны в акте предложения по их устранению.

При изучении первичных учетных документов, которыми оформлялись аналогичные хозяйственные операции ранее, обращается внимание на правильность их оформления. Факты надлежащего оформления этих операций ранее и неправильного оформления в исследуемом налоговом периоде могут быть использованы при допросе лиц, причастных к составлению этих документов, для установления заведомого искажения учетных данных

Результаты такого изучения следователем документов целесообразно отразить в протоколе их осмотра, а сами документы - приобщить к уголовному делу.

В процессе расследования уклонений от уплаты налогов с организаций может потребоваться информация, содержащаяся в кредитных организациях, клиентом которых является организация - плательщик налогов. Обычно это сведения о счетах и операциях юридического лица, а в случае необходимости наложения ареста на имущество обвиняемых - и сведения о счетах физических лиц.

В соответствии с банковским законодательством справки по операциям и счетам юридических лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия прокурора.

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть наложен не иначе как по постановлению органа предварительного следствия при наличии ходатайства прокурора и судебного акта. При этом следователь должен иметь в виду, что кредитная организация после получения такого постановления незамедлительно прекращает расходные операции по счету только в пределах средств, на которые Наложен арест.

Обыск

Обыск по делам рассматриваемой категории обычно проводится с целью обнаружения черновых записей, временных документов, составляемых для обеспечения безопасности проводимой бездокументально хозяйственной операции, компьютеров и других носителей машинной информации, товаров, не оформленных документами, и т.п.

Наряду с обыском в офисе, личным обыском лиц, причастных к уклонению от уплаты налогов, обыском по месту жительства, целесообразно проведение обыска в автомобилях, гаражах, на дачах, в дочерних предприятиях и иных местах. При достижении в результате обыска поставленной цели необходим допрос лиц, у которых обнаружены черновые записи, документы и иные предметы, имеющие по делу значение доказательств.

Выемка

Выемка документов производится следователем по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом, и в соответствии с криминалистическими рекомендациями. Но особое внимание следователь должен обратить на соблюдение правил выемки компьютерной техники и магнитных носителей информации для ЭВМ. Для проведения такой выемки целесообразно приглашать специалиста по вычислительной технике.

После принятия необходимых мер безопасности можно приступить к выемке компьютеров и магнитных носителей, придерживаясь следующих рекомендаций:

- перед выключением питания по возможности корректно закрыть все используемые на компьютерах программы, а в сомнительных случаях просто выключить компьютер;

- при наличии на компьютерах программ, защищенных паролем, принять меры к установлению паролей доступа;

- выключить питание всех компьютеров, находящихся в месте их выемки, Не пытаться на месте просматривать информацию, содержащуюся в компьютерах и на магнитных носителях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.