на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
РМ по сбору данных, необходимых для принятия иных реше-ний, обозначенных в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, могут проводиться опе-ративными подразделениями и других оперативно-розыскных органов в пределах их компе-тенции.

Само по себе наличие закрепленного законом права не порожда-ет соответствующих оснований для проведения ОРМ, в противном случае право проведения ОРМ в целом, которым наделены оперативно-розыскные органы, могло бы выступать и основанием для их проведения. Основанием же для проведения ОРМ выступает гипотетическая возможность со-ответствующих лиц действовать вопреки государственным, служеб-ным, профессиональным интересам, что предполагает повышенные требования к лицам, допускаемым к соответствующим работам, све-дениям, материалам или участию в определенной деятельности, а также сведения (данные), позволяющие усомниться в возможнос-ти, допустимости оформления допуска, приема на работу, установле-ния или поддержания отношений сотрудничества, выдачи лицензии.

Важно отметить, что лица, в отношении которых принимаются решения, знают о предстоящей проверке и дают предварительное согласие на ее проведение, в частности при оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в ОРД, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, и др. Исхо-дя из этого в качестве еще одного фактического основания для про-ведения ОРМ выступает личное согласие лиц на проведение ОРМ.

Основаниями для проведения проверочных ОРМ выступают не фактические данные, требующие соответствующей проверки, пред-положения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономичес-кой или экологической безопасности РФ, а необходимость подтвер-ждения благонадежности проверяемых лиц, соответствие их личных качеств предъявляемым требованиям, получение данных, обосно-вывающих допустимость и целесообразность принятия соответству-ющих решений. Именно благодаря этому и создаются предпосыл-ки для обеспечения безопасности, предупреждения возможного противоправного поведения.

Необходимость принятия соответствующих решений выступает основанием для проведения не всех, а ограниченного перечня ОРМ при соблюдении соответствующих условий (см. ст. 8 ФЗ об ОРД).

Цель проведения проверочных ОРМ -- выявление обстоя-тельств, служащих основанием для выдачи или отказа в выдаче со-ответствующего допуска, разрешения на осуществление частной охранной и-детективной деятельности, установления или поддер-жания отношений сотрудничества, принятия мер по обеспечению собственной безопасности оперативно-розыскного органа. Представляется, что данная цель является частной и соответствует общей цели ОРД, состоящей в обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Под условиями проведения ОРМ понимаются установленные в ОРД правила, которыми следует руководствоваться, требования, из кото-рых следует исходить при проведении ОРМ. В ст. 8 ФЗ об ОРД усло-вия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в ко-торых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ.

Статья 8 ФЗ об ОРД провозглашает принцип равенства перед за-коном, в соответствии с которым не являются препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место житель-ства, имущественное, должностное и социальное положение, принад-лежность к общественным объединениям, отношение к религии и по-литические убеждения отдельных лиц. Данное принципиальное по-ложение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей исключение из этого общего правила.

Рассматриваемый принцип предусматривает исключения из об-щего правила, что вытекает из формулы «если иное не предусмот-рено федеральным законом». Соответственно этому для уяснения оснований (препятствий) для проведения ОРМ в отношении от-дельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответ-ствующий иммунитет. Так, неприкосновенностью обладают Прези-дент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ). Гарантиями право-вого статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст. 29 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»). Статьей 42 ФЗ «О про-куратуре Российской Федерации» определены также отдельные эле-менты неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Гарантии неприкосновенности этих и других категорий лиц за-креплены и в УПК (гл. 52).

Закрепление в ст. 8 ФЗ об ОРД указания о гражданстве, националь-ности, поле, месте жительства, имущественном, должностном и соци-альном положении, принадлежности к общественным объединениям, отношении к религии и политических убеждениях в качестве условий, не исключающих проведение ОРМ, не может толковаться как пред-посылка для проведения ОРМ по указанным признакам, а является проявлением принципа равенства граждан перед законом.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновен-ность жилища, допустимо при наличии у оперативно-розыскного органа судебного решения и информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или со-вершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавлива-ющих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, воен-ной, экономической или экологической безопасности РФ.

На наличие такой информации в качестве основания для судеб-ного решения о проведении рассматриваемых ОРМ ориентирует и Пленум Верховного Суда РФ (см. Постановление от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»). Соответственно, судебное ре-шение может быть получено только при наличии указанных в зако-не оснований, когда оперативно-розыскной орган представит соответствующие данные, под-тверждающие необходимость проведения ОРМ. Само наличие судеб-ного решения может свидетельствовать о том, что материалы, содержащие соответствующие данные, были представлены суду, по-этому никаких дополнительных материалов для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права, не требуется.

Как отмечено в ФЗ об ОРД, проведение таких ОРМ допустимо только по делам, по которым обязательно производство предвари-тельного следствия. Преступления, по которым производство пред-варительного следствия обязательно, определяются в соответствии сост. 150 УПК.

Согласно ч. 2 ст. 126 УПК производство предварительного след-ствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уго-ловных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 этой статьи.

УПК определяет, что по делам, не отнесенным к категории дел, по которым предварительное следствие обязательно, по решению прокурора может осуществляться производство предварительного следствия. Однако такое решение не относит принятое к производ-ству дело к другой категории и, соответственно, не может высту-пать основанием для проведения ОРМ, ограничивающих консти-туционные права граждан, даже если речь идет об оперативном со-провождении расследования.

Под признаками следует понимать отличительные свойства, ука-зывающие на общественную опасность (причинение или угрозу причинения вреда интересам личности, общества или государства) и противоправность деяния, по которым можно определить кон-кретный вид преступления, судить об отдельных его стадиях, нали-чии соучастия.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве обоснования проведе-ния ОРМ достаточно наличия лишь отдельных признаков самого противоправного деяния, а не состава преступления в целом, к тому же позволяющих сделать не окончательную, а лишь предваритель-ную квалификацию деяния как соответствующего преступления. Наличие признаков, указывающих на квалифицированный состав преступления, который может быть отнесен к числу преступлений, предполагающих обязательность производства предварительного следствия, позволяет проводить ОРМ, ограничивающие конститу-ционные права граждан.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных пе-реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передава-емых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается и без судебного реше-ния, а лишь на основании мотивированного постановления одно-го из руководителей оперативно-розыскного органа, но только в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступ-ления, а также при наличии данных о событиях и действиях, созда-ющих угрозу государственной, военной, экономической или эко-логической безопасности РФ.

При проведении ОРМ при указанных обстоятельствах ФЗ об ОРД предписывает обязательное уведомление суда (судьи) в тече-ние 24 часов с момента начала проведения мероприятия и после-дующее получение судебного решения о проведении такого ОРМ либо прекращение его проведения (в течение 48 часов). Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. - М.: НОРМА, 1999. - С. 93.

К не терпящим отлагательства могут быть отнесены ситуации, требующие безотлагательного реагирования, когда отсутствует объективная возможность получить соответствующее судебное решение к началу организации и практического проведения ОРМ. Такие ситуации возникают в случаях необходимости срочного про-ведения ОРМ непосредственно после получения соответствующей информации, во время, когда суд не работает (после окончания ра-бочего дня, в выходные и праздничные дни и т.п.).

Законодатель рассматривает случаи, не терпящие отлагательства, в качестве условия допустимого проведения рассматриваемых ОРМ без судебного решения только в совокупности с угрозой совершения тяжкого преступления. Из этого следует, что правомерным являет-ся проведение ОРМ при рассматриваемых условиях только приме-нительно к стадиям неоконченного преступления (приготовления, покушения), при выявлении, предупреждении или пресечении пре-ступлений, выявлении и задержании лиц, их подготавливающих или совершающих, но когда общественно опасные последствия еще не наступили.

В отношении уже совершенных преступлений проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, без предвари-тельного судебного решения представляется недопустимым. Недо-пустим рассматриваемый порядок проведения ОРМ и примени-тельно к преступлениям, отнесенным к категории небольшой или средней тяжести, т.е. преступлений, санкция статьи которых не пре-вышает пяти лет лишения свободы (ст. 15 УК).

По смыслу нормы проведение ОРМ, ограничивающих консти-туционные права, без предварительного судебного решения при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу госу-дарственной, военной, экономической или экологической безопас-ности РФ, является допустимым не во всех случаях, а только в слу-чаях, которые не терпят отлагательства.

Наличие рассматриваемых данных, как представляется, употреб-ляется в норме в качестве альтернативы совершению тяжкого пре-ступления, а не случаям, не терпящим отлагательства. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 183.

Было бы неверным рассматривать наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности, и в совокупности со случаями, которые могут привести к совершению тяжкого преступ-ления. С практической точки зрения, например, приготовление к убийству не являлось бы условием, допускающим безотлагательное проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права. Ведь угроза безопасности может возникнуть не только в результате умышленных преступных действий человека, что можно подтвер-дить или опровергнуть только оперативным путем.

В качестве обязательных условий законности действий субъектов ОРМ при рассматриваемых обстоятельствах законодатель устанавли-вает уведомление суда (судьи) в течение 24 часов, а также получение судебного решения на проведение ОРМ либо его прекращение в течение 48 часов с момента его начала. В этой связи представляется правомерным проведение ОРМ по постановлению соответствующего руководителя с постановкой в известность суда (судьи) о проведении мероприятия при последующем его прекращении по истечении двух суток либо более длительное проведение ОРМ, если получено соот-ветствующее решение суда. Если судом (судьей) отказано в дальней-шем проведении мероприятия, его проведение должно быть прекра-щено не позднее 48 часов после начала. Возобновление ОРМ в та-ком случае представляется допустимым только по решению вышестоящего суда при обращении за его решением в порядке, оп-ределенном ст. 9 ФЗ об ОРД.

Получение судебного решения не требуется в ситуации, когда должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, при проведении ОРМ получает информацию, требующую немедленного реагирова-ния, и использует при этом права, предоставленные законом. Это, в частности, право на беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совер-шается или совершено преступление, а также в случае преследова-ния лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (ст. 13 ФЗ о ФСБ, ст. 11 Закона РФ «О милиции», ст. 15 ФЗ о госохране).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.