на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Генезис детской беспризорности и безнадзорности
p align="left">Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церк-ви, которая видела свою основную благотвори-тельную задачу в том, чтобы призреть сирот, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.

Во второй половине XIX в. в развитии образо-вания происходят существенные перемены. В пе-дагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, сво-бодного воспитания, реформирования образования Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная си-стема детского дома. Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в педагогической практике Ясно-полянского детского дома. - Тула: Литпросвет, 2001. С. 34.. В эту эпоху судебных реформ в России сфор-мировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению пра-вонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на раз-витие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.. Развивалось законодательство, были учрежде-ны суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведе-ния находились в тесной связи с судами Отчет Московского общества патроната за 1914 г. - М., 1915. С. 3-5.. В такие приюты несовершеннолетние помещались по ре-шению судов для несовершеннолетних. Несовер-шеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих при-ютах по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны су-ществовавшим в исправительных заведениях. К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей Василъкова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 104-114..

Всплеск роста числа беспризорных изошел во время Первой мировой и Гражданской войны. В 1921 г. их насчитывалось 4,5 млн. чел., по другим данным в 1922 г. было 7 млн. беспризорников Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134..

В советской России борьба с беспризорно-стью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтоже-на. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорности потребова-лись значительные усилия со стороны государст-ва и общества в целом. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

Осенью 1921 г. при ВЦИК образовалась ко-миссия по улучшению жизни детей под председа-тельством Дзержинского, которую называли ДЧК - детской чрезвычайной комиссией Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134-135..

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учрежде-ния интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направ-ления в детские учреждения постоянного пребы-вания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1919 г. - 125 тыс. в 1921-1922 гг. - 540 тыс. детей Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. - М.: Наука, T.I. 1964. С. 193..

Попечением о беспризорных занимались раз-личные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, пар-тийные органы, женотделы и т.д.). Помимо упо-мянутых организаций учет беспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск. Ос-новная тяжесть работы приходилась на местные органы народного образования (ОНО), но и там было дублирование. При каждом ОНО были со-зданы отделы социально-правовой охраны несо-вершеннолетних (СПОН), в структуру которых входили стол опеки, детский адресный стол, юри-сконсультская часть и комиссия по делам несо-вершеннолетних ("комнес"). Начало 20-х годов явилось периодом быстрого расширения и разви-тия сети таких комиссий; их число в 1925 г. воз-росло, по сравнению с 1920 г. в 8 раз Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95-97.. Был со-здан их руководящий орган - Центральная комис-сия по делам несовершеннолетних. Помимо них существовали детские социальные инспекции (ДСИ), представлявшие собой нечто среднее между обществом милосердия и полицией нра-вов.

Наряду с названными учреждениями возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - ко-миссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - дет-ский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом дет-ских учреждений на местный бюджет в 1923 г. ко-личество детдомов и детей в них стало резко со-кращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравне-нию с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек Кривоносов А. Н. Указанное сочинение. С. 94..

В обеспечение исполнения законов об охране детства, в борьбу с беспризорностью и правона-рушениями в подростковой среде сразу после сво-его создания включились органы прокуратуры. Так, циркуляром ВЦИК за подписью М.И. Кали-нина от 20 июня 1924 г. на прокуратуру возлага-лось наблюдение за неуклонным осуществлени-ем местными органами установленного порядка реэвакуации и привлечения к ответственности лиц, виновных в его нарушении. Большую работу проводила прокуратура по обеспечению законно-сти в деятельности детских учреждений для бес-призорных, борясь против хищений и бесхозяйст-венности, жестокого обращения с детьми.

Сложилась и сама система мер в работе с под-ростками: однократное воспитательное воздейст-вие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подрост-ков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения.

Регламентируя вопросы уголовной ответст-венности несовершеннолетних, уже в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированы некото-рые важнейшие положения: отнесение несовер-шеннолетия обвиняемого к числу смягчающих обстоятельств, возможность широкого примене-ния к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточными для достижения цели ис-правления виновного.

Сама сеть учреждений для исправления и пере-воспитания несовершеннолетних правонаруши-телей развивалась в двух направлениях.

Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатского типа со стро-гим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержалось 16 тыс. воспитанников.

Наряду с закрытыми воспитательными учреж-дениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспита-тельно-карательный характер.

В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать в кратчайшие сроки детскую беспризорность. Был составлен оперативный план ликвидации уличной беспризорности. Детей раздавали в крестьянские се-мьи, кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детей из детдо-мов, предоставив дополнительный земельный на-дел на каждого взятого ребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года. Кроме то-го, крестьяне пользовались правом бесплатного обучения питомца в школе и получали на него единовременное пособие Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-890. Оп. 2. Д. 116. Л. 21..

Центральным пунктом плана ликвидации уличной беспризорности являлось одновремен-ное "изъятие" бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах и приютах. В циркуляре наркомпроса от 19 марта 1928 г. работа по ликви-дации уличной беспризорности приравнивалась к "боевому заданию". К операции привлекались только сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, в редких случаях - работники детской инспекции и комсомольские работники.

Исчезнув с центральных улиц крупных горо-дов, беспризорщина переместилась в глубь страны. Болезнь была загнана вовнутрь. Одна часть беспризорных детей и подро-стков пополнила ряды узников ГУЛАГа, другая часть была направлена на ударные стройки ком-мунизма и на военную службу. С осени 1927 г. в советской прессе перестали говорить о беспри-зорности как о массовом явлении, а с 1928 г. ста-тьи о беспризорниках практически исчезли со страниц газет.

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", о котором уже упоминалось выше. В постанов-лении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по ор-ганизации борьбы с малолетними правонаруши-телями, хулиганством и усилению ответственнос-ти родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существу-ет, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием орга-низационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого соци-ального характера.

Начало Великой Отечественной войны вновь вызвало резкий рост количества безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступ-ность. Например, количество преступлений, со-вершенных несовершеннолетними в 1942 г., воз-росло по сравнению с 1941 г. на 61 %, в 1944 г. - на 181 % Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 114..

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постанов-ление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 ию-ня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорнос-ти. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязан-ности по открытию детских колоний для содер-жания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достиг-ло 50 тыс.

За годы войны возросло число детских комнат милиции: если в 1943 г. их было 633, то в 1944 г. уже 1058.

В послевоенные годы к оставшимся без роди-телей детям добавились дети матерей-одиночек, военных вдов. Количество беспризорников не уменьшалось. В 1950 г. в стране функционирова-ло 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. Спустя 8 лет число детских домов сократилось до 4 034, а число воспитаннике 375 тыс. человек. В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 aпреля 1952 г. Шестидесятые годы охарактеризовались увеличением количества школ-интернатов, в которых только в 1960 г. обучалось около 1 млн. несовершеннолетних Народное образование в СССР / Под ред. Р.Л. Литвиненко. - М.: Политиздат, 1948. С. 248..

Таким образом, как показывает анализ истории беспризорности, призрение детей-сирот в России развивалась в нескольких направлениях: государственном, государственно-общественном, церковном и частном. Однако, несмотря на богатейший исторический опыт, в условиях кризиса 90-х годов XX в. Россия оказалась неспособной справиться с проблемой беспризорности.

Безнадзорность и беспризорность детей до сих пор продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

По данным Министерства Труда РФ, приведенным Московским городским центром «Дети улиц», ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 - 113,9 тыс. человек). Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2. .

В Комиссиях по делам несовершеннолетних в 1999 году были рассмотрены дела на 187,6 тысяч родителей, пренебрегающих родительскими обязанностями (в 1998 году -183 тысячи). В 1999 году в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 54,7 тысяч человек (в 1998 году - 64,3 тысяч), около 167 тысяч безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (в 1998 году - около 151 тысячи), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрены дела на 481,2 тысячи подростков (в 1998 году - на 410 тысяч) Там же, с. 3..

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Официальная статистика о количестве беспризорных отсутствует. Экспертные же оценки масштабов беспризорности существенно различаются, что связано как с различием методов оценки, так и со скрытостью самого явления от официальной статистики. Максимальная оценка детской беспризорности на начало 2002 г. дана председателем Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеровым - от 2 до 5 млн. беспризорников Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // //Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 17., минимальная - Министром образования Российской Федерации В. Филипповым - от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России в стране около 1 млн. безнадзорных детей Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации //Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 23..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.