на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Герб Российской Федерации: история и современность
p align="left">Концепцию, не связанную с византийским влиянием появления русского гербового орла, на современном этапе наиболее аргументировано разработала Н. Соболева.

Во-первых, исследователь отмечает, что сторонников заимствования византийского орла не смущает почти четвертьвековая удалённость даты бракосочетания от даты появления орла на государственной печати.

Во-вторых, появление в 90-х гг. XV в. самой печати, и «воссоединение» на печати двух эмблем, одна из которых не характерна для московской княжеской символики, не были случайностью. Именно в конце XV в. прослеживается стремление Ивана III поставить себя на одну ступень с первым монархом Европы - императором священной Римской империи. Символика монархической власти в Европе была регламентированной и общепризнанной, что естественно не могло пройти мимо Ивана III. Еще в XIII в. в Западной Европе установилось чётко зафиксированное различие между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым - императорским. В качестве политической эмблемы двуглавого орла в средневековой Европе начал использовать Фридрих II Штауфен, король Сицилии, впоследствии император священной Римской империи, поместив эмблему на монетах.

В-третьих, Н.Соболева, поддерживая точку зрения американского историка В.Алефа и ряда западноевропейских исследователей, в частности Л.Регеля, подчёркивает, что в Византии двуглавый орёл был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственной эмблемой. Основанием для такого утверждения служит отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, одежде императорской охраны. Этот вывод подтверждают и материалы научных работ авторитетного исследователя византийских печатей Н.Лихачёва. Он доказал, что в Византии не было общегосударственной печати, существовали лишь личные печати императоров, но на них отсутствовали изображения двуглавого орла. В то же время, отрицая использование двуглавого орла как знака власти византийских императоров, исследователи признают возможность его употребления морейскими деспотами (деспот - высший титул византийской знати), одним из которых был отец будущей супруги Ивана III. Хотя даже и косвенных сведений о том, что двуглавый орёл был их отличительным знаком, нет. Это предположение основывается на сведениях о мозаичных изображениях двуглавого орла в морейской церкви.

В-четвёртых, двуглавый орёл на Руси был известен ещё до создания рассматриваемой государственной печати. Его изображения были помещены на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1486) и ряда других русских князей этого периода. Появление двуглавого орла на русских монетах XV в. правомерно связывают с влиянием культуры южных славян, когда восстанавливаются связи Руси с балканскими странами, прерванные монголо-татарским нашествием. Ещё в XIV в. болгарские и сербские государи помещали изображение двуглавого орла на своих монета и печатях См.: Соболева Н.А. Указ. Соч. - С. 97-99..

Н.П. Лихачёв также придерживается данной версии. Он отмечает: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что московское правительство не могло заимствовать из Византии то, чего та не имела» Герб и Флаг России X-XV века. Указ. соч. - С. 128..

Г. Вилинбахов в своей статье приводит высказывание современного американского исследователя Г.Эймефа: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орёл, вероятно, не стал бы эмблемой московского герба, если бы Иван III не знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императоров на Западе» Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. - 1993. - № 1. - С. 112..

Таким образом, титул Ивана III - это титул на притязания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют, что принятие двуглавого орла Иваном III в качестве политической эмблемы, в первую очередь, было связано со стремлением великого князя встать вровень с другими европейскими монархами и прежде всего с Габсбургами. Таким образом, великий князь демонстрировал в общественном масштабе своё политическое кредо, место среди «венценосных братьев». Создание печати с символикой, выражавшей, с одной стороны, древность происхождения московских князей (использование традиционного изображения вооружённого всадника), а с другой - величие русского государя (двуглавый орёл), отвечало политическим потребностям эпохи и служило доказательством прав Ивана III на титул кесаря.

В годы правления Ивана IV в русской государственной символике происходит соединение двуглавого орла и всадника-князя. Всадник, расположенный в центре фигурного щита, помещается на груди орла. В то же время на печатях существовала и другая композиция: вместо всадника в центре фигурного щита изображался единорог. Достоверных сведений о причинах появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Вероятно, здесь существует прямая связь с символической стороной данного мифического существа. Единорог - символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и девственности (его могла приручить только девственница). Также единорог является непобедимым зверем, вся сила которого заключена в роге. Сила, искореняющая зло, и чистота помыслов, олицетворённые единорогом, могли привлечь внимание Ивана IV, боровшегося с внутренней и внешней «крамолой». Ещё одним нововведением было то, что гербовый орёл иногда изображался с одной (общей для обеих голов) короной, над которой возвышался православный крест.

В 1625 г., при первом царе из династии Романовых - Михаиле Фёдоровиче, произошли изменения в изображении гербового орла. Прежде всего, это появление третьей короны над (между) двумя головами орла. Определенного идейного обоснования данному новшеству в то время не было. В.Лебедев выдвигает гипотезу, по которой три короны изначально символизировали Святую Троицу. Ю. Штакельберг утверждает, что три короны на печати царя Михаила Романова знаменовали собой три покорённых царства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Письменные источники указывают, что идейное обоснование изображения третьей короны, как и двух уже имеющихся, произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. По-видимому, появление третьей короны связано с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицы для царской печати. Это подтверждается нетрадиционным для русской сфрагистики расположением всадника, который был изображён повернутым в правую геральдическую сторону, т.е. в соответствии с западноевропейскими правилами геральдики. На всех прежних печатях всадник-князь был повернут на восток, откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.

При царе Алексее Михайловиче значительно расширяются дипломатические, экономические и культурные связи России с Западной Европой. Дипломатические контакты между монархами всегда обставлялись соответствующей атрибутикой, которая указывала на степень величия того или иного государя. Вследствие этого перед русским правительством встала задача приблизить отечественную государственную символику к западноевропейской. В 1654 г. впервые зафиксировано на печати (жалованная грамота Богдану Хмельницкому) изображение орла с общепринятым в Европе символами монархической власти - скипетром и державой, которые он держал в когтях.

Корона, держава и скипетр являются регалиями, знаками монаршей власти во всех государствах, где такая власть существует. Происхождение державы и скипетра уходит в глубь веков.

Держава (державное яблоко) - древний символ монаршей власти. Держава восходит к глобусу как символу мирового господства Рима. Впервые глобус был использован в качестве символа власти македонским царём Деметрием I Полиоркетом (336-? до н.э.). В период Римской империи глобус принял форму державы, без изображений небесной сферы или Земли. В средние века держава уже прочно вошла в число регалий. В России держава считается видимой эмблемой самодержавия и как регалия стала использоваться с конца XVI в.

Скипетр (греч. skeptron - жезл) - символ власти и достоинства правителя, происходит от укороченного посоха. В античный период скипетр считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Он входил в число знаков достоинства греческих, римских правителей и должностных лиц, например, консулов в императорскую эпоху. В период средневековья скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государём во всей Европе. Как и держава, скипетр известен в России с конца XVI в. Скипетр служил символом административной монархической власти (судебной, административной), в то время как корона олицетворяла законодательную и божественную власть монарха.

Идейное обоснование нововведениям в государственном гербе было дано после завершения русско-польской войны 1654-1667гг., когда была изготовлена новая большая государственная печать. 14 декабря 1667г. вышел именной указ «О титуле царском и о государственной печати», где было дано описание печати: «Орёл двоеглавный есть герб державный Великого государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя». Из текста указа видно, что изначальное символическое обозначение трёх корон в российском гербе было связано с покорёнными Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами.

На печати 1667г. гербовый орёл также впервые изображён с расправленными крыльями. В.Новиков придает весьма серьёзное значение изменениям в положении крыльев орла. С его точки зрения эти изменения обусловлены переменами в российской истории. Описывая орла на скипетре царя Алексея Михайловича, В.Новиков отмечает: «Крылья Орла опять взъерошились и загнулись вверх, как под влиянием дующего снизу ветра. Так было уже не раз, когда бури и вихри народных волнений взъерошивали Орлов Бориса, Дмитрия, Шуйского… Этот ветер снова подул от волжской вольницы Стеньки Разина». Вряд ли изменения в положении крыльев гербового орла зависели от внутренних и внешних побед и поражений. С начала XVII в. традиции и изображении российского гербового орла опирались на западноевропейские аналоги, которые во многом и определяли его вид.

Необходимо отметить, что в царствование Алексея Михайловича двуглавый орёл на государственной печати соседствовал с трёхглавым орлом на скипетре государя (1654г.). Это единственный известный случай использования трёхглавого орла в качестве символа. Вероятно, третья голова должна символизировать присоединение Малой Руси.

При Петре I, с учреждением ордена Св. Андрея Первозванного, в 1699г. изображение ордена и орденской цепи введено в государственный герб. При этом произошли композиционные изменения в изображениях на государственной печати: двуглавый орёл был помещён в центре испанского щита, который венчала корона царского достоинства; щит обрамляет цепь ордена Св. Андрея Первозванного со знаком - крестом.

Орден Св. Андрея Первозванного - первый российский орден, учреждённый в конце XVII в. (20 марта 1699г. - самое раннее известное упоминание первого российского ордена). С момента учреждения и вплоть до 1917г. он являлся высшим орденом Российской империи. Орден имел как основной элемент собственно «знак» - покрытый синей эмалью крест особой формы в виде «X», на котором по преданию был распят Св. Андрей (Андреевский крест), с изображением фигуры самого святого. На концах креста золотом начертаны латинские буквы S.A.P.R., что означает Santus Andreas Patronus Russae - Святой Андрей покровитель России. Этот крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в особо торжественных случаях - на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди. Цепь состояла из звеньев трёх видов: двуглавых орлов, андреевских крестов и медальонов с вензелем Петра I и монограммой государя.

Орден включал звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста. По кругу шла надпись - девиз ордена «За веру и верность». Примечательно, что цвет орденской ленты был выбран не случайно. Голубой (синий) цвет в геральдике символизирует славу и верность, тем самым отражает высокий статус ордена и его девиз. Общепринятая геральдическая символика цвета определила и цвет орденской ленты.

Пётр I после победы в Северной войне и заключения Ништадского мира принял титул императора. Изменение титула должно было повлечь за собой его отражение в государственной символике. С декабря 1721г. вместо прежних корон царского достоинства головы гербового орла венчали императорские.

Именно в царствование Петра I геральдика в России приобретает официальный статус. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора. Это новое ведомство, возглавляемое С.Колычевым, олицетворял «товарищ» (помощник) герольдмейстера итальянский граф Франциск Санти. С этого времени Герольдмейстерская контора приступила к разработке на основе правил геральдики российских гербов различного статуса: от личного до государственного.

В первую очередь Ф.Санти занялся «геральдизацией» государственного герба. Он пытался соединить в проекте нового государственного герба не только достижения классической геральдики, но и традиции русской территориальной эмблематики, для чего тщательно изучил Титулярник 1672г. Проблему сочетания русских территориальных эмблем с гербовым орлом Ф.Санти решил весьма оригинально: эмблемы, принявшие форму гербов, были помещены на крыльях орла. На правом крыле (левом от зрителя) размещались гербы (сверху вниз): Киевский, Новгородский, Астраханский; на левом крыле: Владимирский, Казанский, Сибирский. По-видимому, Ф.Санти было поручено при подготовке проекта нового государственного герба использовать «гербы всех царств, королевств и провинций Российской империи», которые должны составлять большой картуш государственного герба. Подтверждение этому служит тот факт, что в бумагах графа имеются описания 24 гербов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.