p align="left">Опытно-конструкторские работы (ОКР) Мероприятия ГИП для сферы ОКР должны быть направлены на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий и их адаптацию к рыночной экономике. По отношению к коммерческим структурам этого сектора ГИП должна обеспечивать преференции отечественным разработчикам за счет соответствующей подготовки и проведения открытых конкурсов как на государственные заказы, так и на заказы предприятий и организаций. Производственный потенциал. Распад СССР и образование на его территории независимых государств привел и к распаду единой производственной базы создания средств вычислительной и телекоммуникационной техники. В настоящее время Россия обладает не более 25-30% того производственного потенциала, который имел СССР. В этих условиях задачей ГИП на перспективу должен быть поиск путей (в основном, инвестиций) для создания базы развития отечественного производственного потенциала. Это позволит в перспективе избавиться от жесткой зависимости от иностранных производителей, в особенности в стратегических отраслях, а также создать значительное количество рабочих мест. В настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (далее - информационный рынок) является одним из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако, российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных [2]. Первая и основная особенность российского информационного рынка - это то, что государство пока еще играет на нем пассивную роль. Оно практически никак не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет решать основную задачу государства в рыночной экономике - обеспечивать стабильность национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя. Вторая особенность - неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам. Третья особенность - государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно. Слабость правового регулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие. Все эти особенности позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскому информационному рынку - создание и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителя информационных технологий, средств, продуктов и услуг [5]. По оценкам западных и отечественных экспертов прогнозируется рост российского информационного рынка до 8,55 млрд. долл. к 2000г. В настоящее время в России на 100 служащих приходится 4 персональных компьютера. В то же время в среднем по Западной Европе этот показатель равен 72. Таким образом верхняя предельная оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет 21 - 28 млн. штук. На российском информационном рынке наблюдаются следующие основные тенденции, развитие которых определит его состояние в начале следующего века: · основная масса приобретаемых персональных компьютеров составляют машины нового поколения (на базе процессора Pentium), которые закупают финансово состоятельные организации, в том числе и государственные; · ранее приобретенные модели компьютеров в центре выбывают и в своем большинстве направляются в региональные филиалы предприятий и фирм или раздаются сотрудникам предприятия (фирмы) на бесплатной или компенсационной основе для личного пользования в семье; · наряду с приобретением новых компьютеров активно развивается индустрия модернизации имеющихся IBM-совместимых компьютеров: · происходит усиление российской базы производства компьютеров за счет активного развития производства по сборке компьютеров в России из импортных комплектующих; · происходит интенсивное развитие программного обеспечения (ПО) для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты; · наблюдается процесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработок информационных технологий; · происходит активное привлечение новых групп пользователей ЭВМ, не имеющих базового образования и навыков работы и использующих компьютер дома; · ожидается, что доля домашних компьютеров возрастет и будет составлять от 40 до 70% в общем объеме парка (в зависимости от роста уровня жизни населения); · быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, в том числе в Интернет; · несмотря на принимаемые государством правовые и организационные меры процессы нелегального копирования и использования программ будут по-прежнему приносить существенные убытки разработчикам и после 2000 года. В целом можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования [4]. Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественных производителей. Исходя из вышесказанного, основные направления ГИП по отношению к российскому информационному рынку должны обеспечивать: · разработку и действенность нормативных-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства; · выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям; · повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей; · продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок. В настоящее время в России созданы основные технологические предпосылки для массовой компьютеризации. Это - быстрое развитие различного типа линий и каналов связи, разветвленных телекоммуникационных сетей, возможности реализации широкого спектра сетевых услуг как для организаций, так и для отдельных граждан. Можно считать, что Россия завершает первый этап подготовки к вступлению в мировое информационное сообщество, в реализации которого ведущую роль играет Президентская программа “Народный телефон”. Следующим этапом должна явиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом может изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг. Сегодня домашние компьютеры составляют не более 5-7% от компьютерного парка страны. Спрос на них постоянно растет не только в столице, больших городах, но и на периферии [6]. Государственная информационная политика в части развития массовой домашней компьютеризации должна быть направлена на: · создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров; · дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России; · ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения; · государственную поддержку отечественных производителей информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации. В качестве первоочередного мероприятия по реализации этих направлений следует разработать соответствующую государственную программу.
2.5 Политика в области массовой информации Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации [7]. Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей [8]. В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур. Решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского общества и государства. Важной является также проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающих посредниками между властными структурами и населением. Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества [8]. На основе перечисленных концептуальных положений и с учетом накопленного в этой области опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо: · разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение; · скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.
2.6 Информационное право Информационная среда общества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни. Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|