на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственная политика в сфере социальной защиты населения
p align="left">Целями данной Концепции являются:

определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;

сокращение дотационности государственных и муниципальных организаций (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других);

демонополизация сектора социальных и коммунальных услуг;

направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет наличия регламентации предоставления различных видов льгот для отдельных категорий населения;

финансовая и социальная оценка льгот, предоставляемых отдельным категориям населения;

полная финансовая оценка потерь бюджетов всех уровней от предоставления льгот;

прекращение предоставления льгот организациями без возмещения им выпадающих от предоставления данных льгот доходов;

отказ от введения новых льгот;

осуществление комплекса мер по высвобождению бюджетных ресурсов для оказания социальной помощи населению в виде выплаты денежных пособий, включающего сокращение бюджетных дотаций производителям услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу независимо от доходов и имущественного положения;

поэтапная замена социальной помощи населению в натуральной форме денежными пособиями.

К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:

консолидация действий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по осуществлению комплекса мер, направленных на реформирование системы льгот, предоставляемых населению области;

адресная поддержка малоимущих групп населения, заявительный принцип выплаты денежных пособий населению;

многоуровневый и межведомственный подходы к организации и осуществлению мер по реализации настоящей Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных муниципальных образований, отдельных социальных и возрастных групп;

государственная ответственность, преемственность проводимой исполнительными органами государственной власти политики реформирования системы социальной защиты населения в части упорядочения системы льгот, предоставляемых населению, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти;

соблюдение прав человека, равенства всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;

социальная эффективность, социальное партнерство;

прозрачность информации о ходе реформирования системы льгот, предоставляемых населению, и перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;

использование результатов научных исследований, регионального и международного опыта с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем реформирования системы льгот, предоставляемых населению;

взаимодействие со средствами массовой информации в целях формирования общественного мнения, просвещения населения о необходимости перехода от предоставления льгот к выплате денежных пособий.

Переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий и целевых субсидий предполагает:

введение заявительного принципа и критерия нуждаемости при предоставлении категориальных льгот - отмена предоставляемых льгот для лиц из числа льготного контингента, не подавших соответствующих заявлений и (или) не относящихся к малоимущим группам населения;

нормирование предоставляемых льгот - предоставление льгот малоимущим группам населения только в пределах установленных норм;

организация строгого учета стоимости предоставленных льгот и аудит производственных затрат организаций, предоставляющих льготы населению;

ограничение государственных дотаций организациям, предоставляющим услуги населению на льготных условиях.

Переход на выплату пособий вместо предоставления льгот предполагает выделение нескольких этапов:

на первом этапе необходимо провести выборочную финансовую и социальную оценку отдельных видов льгот, субсидий, дотаций;

второй этап предполагает осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет составления перечня предоставляемых населению льгот, субсидий, дотаций;

на третьем этапе, имея полную информацию о законах, видах расходов, механизмах финансирования, целесообразно оценить уровень расходов на финансирование льгот, субсидий, дотаций и определить направления собственно перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;

четвертый этап включает полную финансовую оценку потерь бюджетов от предоставления льгот, субсидий и дотаций, публикацию этих данных в средствах массовой информации, а также частичный переход на выплату пособий вместо предоставления льгот;

на пятом (заключительном) этапе необходимо осуществить полный переход на выплату денежных пособий за счет средств областного и местных бюджетов по всем региональным и местным льготам, а также части федеральных льгот в случае законодательного закрепления такой возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.

Конституция РФ закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д.

Следует отметить, что конституционные положения о социальной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Значительная часть пробелов в социальном законодательстве в настоящее время устранена.

Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои, группы населения и включает в себя: 1) борьбу с безработицей; 2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования; 4) бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. Социальное обслуживание осуществляется государственными социальными службами в виде материальной помощи, социального обслуживания на дому или в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, оказания реабилитационных и консультативных услуг. Государство осуществляет и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и др.

И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Учитывая то, что в различных регионах могут реализовываться различные социальные стратегии и модели социальной политики, что естественным образом будет приводить к разному уровню достижения социальных целей и результатов, важной проблемой, которая сохранит свою актуальность, станет обеспечение единого социального пространства на всей территории России. В условиях территориальной дифференциации единое социальное пространство может быть сформировано путем обеспечения всеобщего и одинакового для всех граждан, независимо от их социального и территориального статуса, минимального уровня социальных услуг и гарантий, что связано с внедрением системы единых минимальных социальных стандартов по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы. Обеспечение функционирования данной системы и контроль за ней должны стать непосредственной сферой деятельности федеральной власти. Наличие такой системы способно создать необходимые условия для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития и распределения бюджетных средств. Система социальной стандартизации предполагает четкую взаимоувязку федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов, при которой, с одной стороны, максимально активизируются социальные ресурсы территорий, но с другой - не допускаются сильные разрывы в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и муниципальных образованиях РФ.

Для реализации стратегии социального развития на уровне общества в целом и на уровне отдельных регионов система минимальных социальных стандартов должна быть дополнена системой предельно-критических показателей состояния социальной сферы, фиксирующей ее пороговые значения, которые свидетельствуют о наличии явного или латентного кризиса в той или иной ее областях и требуют немедленного, активного вмешательства властей, вплоть до банкротства территорий и введения прямого федерального правления.

Стратегии социального развития территорий не должны исключать ориентации на оптимизирующее управление. Это требует дополнить системы минимальных социальных стандартов и предельно критических показателей системой целевых показателей, то есть показателей развития социальной сферы региона. По сути дела, речь идет о разработке и внедрении в практику оперативного и стратегического управления социальной сферой совокупности шкал состояния и развития социальной сферы с учетом реализуемых моделей социальной политики, включающих не только систему индикаторов с их пороговыми и целевыми значениями, но и весь комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.

2. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.04 №188-ФЗ.

3. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.

5. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

6. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03 № 8-ФЗ.

7. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ.

8. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.

9. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. 2005. №1.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2005.

11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2001.

12. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики // Вестник Омского университета. 2005. Вып.2.

13. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2006.

14. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9-10.

15. Добренькое В.И., Харчева ВТ., Слепенков И.М. и др. Социальная защита населения Российской Федерации: анализ результатов социологического опроса // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и политология. 2006. № 3, 4.

16. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. № 6.

17. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2003.

18. Козловский А.А. Типы социальной политики - американский вариант. // Социс. 2006. №1.

19. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд. М.: Бек, 2006.

20. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006.

21. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2005.

22. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.

23. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., 2003.

24. Лескин В., Шевцов А. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты // Российский экономический журнал. 2001. № 3.

25. Лепихов М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты.// Социс. 2005. №3.

26. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 2004.

27. Права человека: история, теория, практика. / Сборник статей. М., 2006.

28. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2000. № 1.

29. Романов П.В., Гатвинский А.Н. Социальные изменения и социальная политика// Журнал исследований социальной политики. Т.1. № 1. 2003.

30. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.