на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственная служба
p align="left">Закон об основах государственной службы закрепляет следу-ющие принципы:

1. Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструк-циями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 193

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их не-посредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы, государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без ка-кой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государствен-ную должность обусловливаются характером должностных обязан-ностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функ-ций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержа-нию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руко-водителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненно-сти руководителей. На этот счет Законом об основах государствен-ной службы установлены правила, которыми он должен руковод-ствоваться, Государственный служащий в случае сомнения в пра-вомерности полученного распоряжения обязан в письменной фор-ме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вы-шестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие -- руко-водитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвер-ждает указанное распоряжение, государственный служащий обя-зан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоря-жение руководитель

7. Единства основных требований, предъявляемых к государ-ственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подго-тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненад-лежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна за-нимать особое место среди мер, направленных на совершенствова-ние системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой на-рушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ве-дет к правовому нигилизму. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. С. 139

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе го-сударственной службы не допускается создание организаций поли-тических партий и движений. Государственные служащие при ис-полнении должностных обязанностей не связаны решениями обще-ственных объединений и обязаны руководствоваться законодатель-ством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут вли-ять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на от-дельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положе-ние государственного служащего не должно зависеть от политичес-кой конъюнктуры, конкретной личности политического руководи-теля, необоснованных организационных импровизаций.

В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, кото-рые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдель-ные требования (например, о верховенстве Конституции РФ, обя-зательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсаль-ным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны со-блюдать Конституцию РФ, законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодатель-ством. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 135

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

§ 1. Система правовых актов о государственной службе

В Российской Федерации нет правового акта, который регули-ровал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ м консти-туциями республик, уставами субъектов РФ, иными правовыми ак-тами РФ и ее субъектов. К ним относятся Закон об основах госу-дарственной службы, Трудовой кодекс РФ.

1. Специальными правовыми актами и нормами регулируются многие вопросы государственной службы в военизированных и пра-воохранительных органах, а также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, дея-тельностью различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные, контрольно-надзорные функции (транс-порта, связи, различных инспекций и др.). Например, законами РФ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. - 468 с.

, от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"; Положением о про-хождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г., Положе-нием о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным поста-новлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г., и др. В различных правовых актах предусматриваются особенности госу-дарственной службы в таможенных, налоговых и иных государ-ственных органах. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- С. 203

Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов Российской Федерации к вопросам их государственной службы от-личается пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать Кон-ституции и уставы, которые:

а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта РФ. Например, уставы Липецкой, Курган-ской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно рег-ламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации госу-дарственной службы; понятия государственного служащего облас-ти, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;

б) относят государственную службу субъекта РФ к его веде-нию (см., например, п. "о" ст. 37 Устава Ставропольского края, п. "л" ст. 5 Устава Иркутской области)1;

в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждение его наград и почетных званий и иных мер поощрения (см., например, п. 19 ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. "к" ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетен-ции тех или иных органов и высших должностных лиц (руководи-телей) субъектов РФ-

Но конституции и уставы субъектов РФ являются не един-ственными актами, содержащими нормы по вопросам государствен-ной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. Во многих субъектах уже приняты законы о го-сударственной службе.

В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.

Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопро-сов государственной службы, распространяют свое действие на оп-ределенные категории государственных служащих. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. С. 156

§ 2. Понятие и виды государственных служащих

В нормативных актах и литературе отражены различные пред-ставления о понятии служащего. Основная причина этого -- разно-образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ-ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде-ление, согласно которому служащими признаются "работники не-физического и умственного труда, получающие заработную пла-ту...

. По общему правилу, результатом труда служащего не явля-ется создание материальных ценностей в виде вещественных про-дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак-тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен-ностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служаще-го к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания'. Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производ-ственного персонала, не участвует в создании материальных цен-ностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие катего-рии служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и слу-жащих сближается общностью его характера. Порой сложно опре-делить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд -- удел основной массы, ра-бочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го-сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча-стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие -- разновидность служащих, ко-торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 209

До принятия Закона об основах государственной службы тер-мин "государственный служащий" трактовался в литературе в ши-роком и узком смысле. В широком смысле государственным служа-щим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установлен-ном правовыми актами, должность в государственной организации:

государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной орга-низации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, долж-ность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица госу-дарственной организации, которой соответствует служебное поло-жение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государ-ственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой ка-тегории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин РФ, исполняю-щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ-ственной должности государственной службы за денежное возна-граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже-та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.