Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности
2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра информатики и математикиОсновы профилактики наркомании и наркопреступностиЛЕКЦИЯпо теме № 7: «Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности»для сотрудников правоохранительных органов по повышениюквалификации в образовательных учрежденияхправоохранительных органовАвтор: доцент кафедры, канд. техн. наук,подполковник милиции А.Н. Прокопенко Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры «13» марта 2006г. Протокол № 7 Белгород - 2006Цели лекции:Учебная: Дать слушателям теоретические знания в сфере информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактике наркомании с использованием различных видов служебной информации.Воспитательная: Формирование у слушателей потребности к использованию полученных теоретических знаний и практических навыков для проведения профилактики наркомании и наркопреступности.Развивающая: Формирование у слушателей потребности в дальнейшем изучении форм и методов использования современных технологий и средств вычислительной техники в профилактике наркомании и наркопреступности.Время: 2 часа.|
План лекции | Страницы | | Вступительная часть | 3 | | Учебные вопросы: | | 1. Учет преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств | 5 | | 2. Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные системы, используемые для анализа и противодействия наркопреступности | 9 | | 3. Организация информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию наркопреступности | 26 | | Заключительная часть (подведение итогов) | 30 | | | Литература:1. Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».2. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов»).3. Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года. «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ».4. Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита информации. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005.ВведениеТщательно подготавливаемой и конспирируемой преступной деятельности необходимо противопоставлять комплекс оперативно-розыскных мер и следственных действий, без проведения которых невозможно обеспечить своевременное выявление и раскрытие преступлений.Практика показывает, что раскрыть такие преступления с помощью одних только процессуальных действий достаточно трудно, а иногда и невозможно. Правоохранительные органы в своих обзорах постоянно указывают, что одной из главных причин существующего неблагополучного положения в борьбе с наркобизнесом являются недостатки в организации взаимодействия следственных органов с органами дознания, недостаточный обмен ориентирующей и доказательственной информацией между ними, неудовлетворительное оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, низкая эффективность использования имеющихся баз данных при раскрытии преступлений.В последние годы использование научно-технических средств в деятельности правоохранительных органов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается рост технической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, с другой стороны - увеличилась эффективность деятельности оперативных служб по борьбе с преступлениями наркотической направленности с использованием информационных технологий.Внедрение новых информационных технологий в деятельность правоохранительных органов осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственных отраслевых вычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационных вычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистической информации. На практике такие банки данных реализованы в виде автоматизированных информационных систем (АИС), массивы которых увязаны в единое информационное поле. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследовании преступлений наркотической направленности играют централизованные и региональные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты.В последнее время формы преступных проявлений постоянно обновляются. Все чаще преступления совершаются с использованием современных технических средств, что ставит новые сложные задачи перед экспертами-криминалистами. Противостоять преступности в таких условиях помогает использование и широкое применение на практике новых средств и приемов криминалистической методики, тактики и техники.Поскольку в процессе производства экспертиз и исследований приходится оперировать огромным количеством разнообразной как чисто криминалистической, так и справочно-вспомогательной информации, в экспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные банки данных (АБД). Сейчас практически нет ни одного вида экспертиз, в котором не использовались бы АИС или банки данных. Необходимо отметить, что повышение качества работы правоохранительных органов по профилактике наркомании и наркопреступности невозможно без комплексного решения организационных, кадровых, методических задач, применения средств вычислительной техники и программных продуктов, разработанных с использованием современных технологий.Вопрос 1. Учет преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средствУчет преступлений и правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств, осуществляется в рамках единой государственной системы учета преступлений и правонарушений.Единая система учета преступлений и правонарушений создана в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ № 328 от 30.03.1998года «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений». СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1544. Данный Указ определил, что единая государственная система регистрации и учета преступлений создается в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата, от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране. Разработка системы была возложена на Генеральную прокуратуру РФ, совместно с Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.Создание единой государственной системы регистрации и учета преступлений осуществлялось в рамках программных мероприятий Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г. (ред. от 09.12.1998) № 1410. СЗ РФ. 14.12.1998. № 50. Ст. 6173.В дальнейшем единая система регистрации и учета преступлений совершенствовалась и развивалась, в основном усилиями Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ. В период с 1999 по 2005 годы был принят ряд нормативных актов, определяющих порядок регистрации и учета преступлений в отдельных министерствах и ведомствах. Так в 1999 и 2000 годах Постановлениями Госкомстата РФ были утверждены формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений. См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.08.1999 № 63 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений». Постановление Госкомстата РФ от 20.04.2000 № 31 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений". Для развития и совершенствования системы различными министерствами и ведомствами принимались нормативные акты. См.: Распоряжение МВД РФ от 10.08.2001 № 1/14559 "О мерах по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений". Приказ МВД РФ № 1058, Генпрокуратуры РФ № 72 от 28.11.2001 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений". Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание). Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003. Приказ Минюста РФ от 27.06.2002 № 179 "Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях". Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности". Приказ МВД РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях". Приказ ФСБ РФ от 14.01.2004 № 23 "Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах Федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях". Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 № 283 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах". Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений в 2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый порядок функционирования системы. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета. № 13. 25.01.2006. Теперь написать заявление о происшествии (преступлении или правонарушении) гражданин России может в любое правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение о едином порядке организации приема и проверки сообщения о преступлениях распространяется теперь и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным.Во исполнение совместного приказа «О едином учете преступлений» и в целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях был принят отдельный приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. № 52. Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию о правонарушениях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Если в суде в ходе рассмотрения дела станет известно о преступлении, то оно незамедлительно должно быть зарегистрировано в общем порядке в соответствии с установленной инструкцией.Таким образом, существенно изменилась система регистрации преступлений и правонарушений. Как новая система будет работать на практике? После незамедлительного принятия заявления гражданину должны выдать специальный корешок уведомления о принятии заявления с указанием даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Если обнаружится, что заявление не принято, наказание, кроме непосредственно нарушителя, получит и его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего». В нее будут вноситься сведения о нем самом и обо всех движениях уголовного дела.
Страницы: 1, 2, 3
|