на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственное предпринимательство
p align="left">В последнее время в пределах второго направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований выделяется еще один относительно самостоятельный участок - внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Оно осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Логическим результатом подобной акции является получение части прибыли хозяйственного общества тем государственным или муниципальным образованием, которое внесло имущество.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. Хотя, по общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере. Но из приведенного общего правила федеральным законом могут устанавливаться исключения. Так, в соответствии с приватизационными законами федеральный орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Соответственно как учредитель он получает и соответствующую прибыль.

Таким образом, государственное предпринимательство осуществляется в трех направлениях предпринимательской деятельности.

Первое - участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций.

Второе направление- участие в управлении приватизированном государственным и муниципальным имуществом.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирования

предпринимательской деятельности

Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия.

Таким образом, сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требует еще и получения лицензии. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Очевидно, что лицензирование является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционировании рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей, от разного рода проходимцев.

Согласно п.1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ. Другие органы государственной власти не имеют права издавать акты, вводящие или отменяющие лицензирование.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирование было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным образом актами Президента и Правительства РФ. Первый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Кроме того, Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждены положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г.

8 августа 2001 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу в январе 2002г. СЗ РФ. - 2001.- №33. - ЧI. - ст. 3430. Согласно ему лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. В связи с его принятием Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ внесены изменения и дополнения в 50 законов и федеральных законов. СЗ РФ. - 2003. - №2. - Ст. 167 Правительство РФ в соответствии с этим Федеральным законом постановлением от 8 мая 2002г. № 302 внесло изменения в ряд своих постановлений по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, а 45 таких постановлений признало утратившим силу. Им же утверждены десятки новых положений о лицензировании отдельных видов деятельности: ветеринарной? по технической защите конфиденциальной информации? по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале? по оказанию протезно-ортопедической помощи? по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции и др.

Стоит отметить, что действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на: деятельность кредитных организаций? деятельность связанную с защитой государственной тайны? деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции? деятельность в области связи, биржевую деятельность, страховую деятельность? деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг? осуществление внешнеторговых операций? осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров? приобретение оружия и патронов к нему? использование результатов интеллектуальной деятельности? использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот ля осуществления телевизионного и радиовещания? использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фона, объектов растительного и животного мира? деятельность работы и услуги в области использования атомной энергии? образовательную деятельность.

Лицензирование перечисленных видов деятельности устанавливается другими федеральными законами. Так, гл. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» Российская газета. - 2003. - 10 июля. регулирует лицензирование деятельности в области связи. В частности, установлено, что выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производится компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с этим Федеральным законом и Положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ. Лицензии не требуются в случаях, если сеть имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение, используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в России? сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на любом виде транспорта. В законе РФ «О недрах» СЗ РФ. - 1995. - № 10. -Ст. 823., несколько статей (12-16, 45), также посвящены лицензированию.

Что касается видов деятельности, не подпадающих под приведенное исключение, то их исчерпывающий перечень приведен в ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в этот перечень. Лицензирование видов деятельности, не указанных в перечне, прекратилось со дня вступления в силу указанного закона. Федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования включенных в перечень видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», и подлежат приведению в соответствии с ним.

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены юридические гарантии возможных в будущем рецидивов в лицензировании. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В данном законе уточнены и полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования. Они по-прежнему широки и распространяются также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ в соответствии с определенными РФ основными направлениями внутренней политики государства: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.

Так, например МВД России, входящее в этот перечень, осуществляет лицензирование, следующих видов деятельности: негосударственная (частная) охранная деятельность, негосударственная (частная) сыскная деятельность, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами Российской Федерации.

Необходимо отметить, что вышеуказанным постановлением на Министерство экономического развития и торговли РФ возложено методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов положения о лицензировании соответствующих видов деятельности.

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии? ведение реестра лицензий (реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий); контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.