на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственное управление в сфере образования, науки и здравоохранения
p align="left">Прием граждан в эти учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Высшее учебное заведение -- это образовательное учреждение, созданное и действующее на основании российского законодательства и реализующее образовательные программы высшего профессионального образования. В настоящее время существуют следующие виды высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Государственные вузы находятся в ведении Российской Федерации, субъектов РФ, есть также муниципальные вузы. В этих учебных заведениях учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают высшее профессиональное образование следующих степеней: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки получения высшего профессионального образования составляют соответственно четыре, пять и шесть лет.

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и устава высшего учебного заведения.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет ученый совет, который избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) педагогического коллектива. Состав, полномочия, порядок деятельности ученого совета определяются уставом вуза.

Возглавляет вуз ректор. Ректор избирается общим собранием (конференцией) педагогического коллектива сроком на пять лет и утверждается органом управления образованием, которому данный вуз подведомствен. Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695, определяет полномочия ректора, который осуществляет функции представителя государства в учебном заведении и несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов. Ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников вуза и обучающихся в нем студентов.

Структурные подразделения вуза -- факультеты, институты, отделения. Их возглавляют деканы (институт возглавляет директор), избираемые ученым советом из лиц, имеющих ученую степень и ученое звание. Избранный декан (директор) утверждается в должности ректором.

Основное научно-педагогическое подразделение вуза -- кафедра, которую возглавляет заведующий. Заведующие кафедрами избираются (назначаются) в порядке, предусмотренном уставом вуза. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Руководство негосударственными вузами осуществляют их учредители или формируемый ими попечительский совет.

Управление негосударственными образовательными учреждениями осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и действующим законодательством.

4. Организационно-правовая система управления в сфере науки

Государственная научно-техническая политика -- составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Организация государственного управления в сфере науки связана с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение новых знаний, подразделяется на:

фундаментальные научные исследования -- экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования -- исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Управление наукой распространяется также на научно-техническую деятельность, т. е. деятельность, связанную с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Цель государственного управления в данной сфере -- определение приоритетных направлений развития науки, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, осуществление межотраслевой научной и научно-технической деятельности, реализация достижений науки и техники.

Правовую основу государственного управления в рассматриваемой области имеют Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности». Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 была утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа, цель которой -- развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Проблемам развития науки уделяют внимание и органы государственной власти субъектов РФ. Так, Московской городской Думой были приняты законы от 24 октября 2001 г. «Об основах научно-технической политики в городе Москве», от 7 июля 2004 г. «Об инновационной деятельности в городе Москве».

Научная деятельность в зависимости от решаемых задач и источников финансирования осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, вузовская, ведомственная, прикладная.

5. Органы управления в сфере науки

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Систему органов государственного управления в сфере науки возглавляет Министерство образования и науки РФ -- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) т федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет следующие полномочия:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных Программ;

4) выдает иностранным и российским заявителям разрешении на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на шельфе.

Агентство ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; реестр отраслсвых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществляют в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства.

Агентство в установленном порядке финансирует закупки Образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государстве иных унитарных предприятий и утверждает экономические Показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

6. Научные учреждения и организации

Важную роль в научной деятельности играют научные учреждения и организации: научно-исследовательские организации, проектно-конструкторские, опытно-конструкторские, просктно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Научные организации -- юридические лица независимо от организационно-правовой формы и фор»Ца собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющих в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления.

Ведущими научными организациями являются российские академии наук. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук -- некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью] правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций, закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством РФ.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое формируется в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство РФ, а также избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум и президента государственной академии наук в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.