на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственное управление в скандинавских странах
p align="left">В Швеции же в условиях традиционного шведского нейтралитета только риксдаг может решать вопросы об использовании сил обороны и объявлении нахождения страны в состоянии войны (параграф 9 глава 10 Форма Правления). Что касается Исландии, то хотя она и является членом НАТО, но не имеет вооруженных сил, вследствие чего ее Конституция вообще не содержит никаких норм в данной области. Ряд прав предоставляется парламентам по отношению к главе государства. Фолькетинг, стортинг и риксдаг устанавливают порядок престолонаследия, управления страной в случае несовершеннолетия короля, его отсутствия или болезни. В Исландии конституционное право альтинга по отношению к президенту республики включает определение порядка его выборов.

Если говорить о законодательной компетенции парламентов Скандинавских стран, то фолькетинг Дании относят к парламентам с относительно ограниченной законодательной компетенцией, а парламенты Швеции, Норвегии, Исландии к парламентам с абсолютно неограниченной законодательной компетенцией. Что касается толкования законов, то нужно отметить, что во всех Скандинавских государствах оно имеет силу, если дается самим законодателем. Из этого правила сделано только одно исключение - в отношении вопроса, касающегося правосудия. Такое толкование законов может осуществляться только Верховным судом.

В Конституции Дании существует два вида референдума: обязательный и факультативный. Первый проводится в отношении конституционных и судебных законов, а второй является средством воплощения в жизнь института прав меньшинств. В Норвегии в конституции институт референдума не предусмотрен. В Швеции в 1922 г. были определены условия и основания проведения консультативного референдума по вопросам особого назначения. Почти во всех конституциях исполнительная власть обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов. И во многих других странах это право является действенным институтом.

В Дании, Исландии и Норвегии оно также предусмотрено в конституциях. При этом в Дании монарху принадлежит право абсолютного вето: если он не подпишет законопроект в течение 30 дней, законопроект считается не принятым. В Норвегии и Исландии главе государства принадлежит право отлагательного вето. В Исландии этот институт носит своеобразный характер. Если президент отказывается подписывать принятый альтингом законопроект, последний все равно становится законом и вступает в силу, но выносится на референдум, который согласно параграфу 24 конституции Исландии окончательно должен решить его судьбу. На практике президент еще ни разу не использовал свое право, чтобы не рисковать своим постом. Что же касается Швеции, то новой «Формой Правления» Новая «форма правления» - Конституция 1809 г., которая вводила разделение властей, значительно расширяла права Риксдага, провозглашала основные права и свободы. За королем сохранялась значительная власть, прежде всего в области внешней политики. глава государства лишен принадлежавшего ему права вето. Она устанавливает, сто законодательствует один риксдаг. Принятый им закон должен быть подписан премьер-министром и соответствующим министром. Следовательно, в Скандинавских странах право вето перестало использоваться как средство давления со стороны исполнительной власть на парламент.

Итак, из всего сказанного выше можно сделать вывод о схожести многих черт стран Скандинавского региона, касающихся непосредственно парламентаризма и института парламента. Безусловно, что институт парламента играет в этих странах очень важную роль. И возможно именно его своеобразность привела к тому, что на данный момент эти страны являются одним из самых процветающих регионов мира. Для Скандинавских стран характерны сейчас быстрые темпы экономического развития, приведшие к тому, что в настоящее время Дания, Норвегия и Швеция являются высокоразвитыми капиталистическими странами, которые вышли вперед по объему валового национального продукта на душу населения и уровню жизни населения.

2.3 Политико-культурная составляющая государственного управления стран Северной Европы

В Северной Европе понятие «человек» употребляется именно в качестве абстрактной категории, которая является критерием эффективности управления социально-политическим процессом. Построение социальной модели включает выработку шкалы предпочтений человека, и того вероятного набора действий в политике, которые будут предпочтительными. Тезис «все для блага, все во имя человека» является очень важным, хотя до его полного воплощения еще много работы. Политическая ситуация не только прогнозируема, но и управляема при знании предпочтений и готовности к определенным действиям масс людей. Человек рассматривается именно как интегральный набор предпочтений, интересов, целей, каналов управления составом этого набора и технологиями удовлетворения предпочтений, реализации интересов, достижения целей. Целенаправленное формирование абстрактной шкалы сочетается с планированием социальных ресурсов, способных обеспечить социальные ожидания большинства. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть И. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.268-269.

В категории общего интереса как интереса государства находит выражение баланс интересов различных субъектов государственного общения. Примирение и реализация интересов осуществляется только государством, что составляет особенность скандинавского этатизма. Направления вмешательства государственной власти в общественные структуры либерального социал-демократического государства благоденствия на севере Европы экономист, председатель комиссии по Нобелевским премиям в сфере экономики А. Линдбек определил так: «(1) проведение политики стабилизации экономики; (2) перераспределение доходов; (3) проведение антимонопольной политики; (4) осуществление действенных мер по созданию сферы общественных услуг». Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. - М.: Статус, 2004. - С.130.

Главным элементом политической системы в странах Северной Европы считается государство. Человек как гражданин является объектом властвования государства, но и само государство может предстать объектом властных действий гражданина во время выборов и референдумов.

Основными характеристиками политической культуры скандинавского корпоративного человека являются: рационализм и прагматизм, коренящиеся в протестантизме; подчиненность нормам и предписаниям; сплоченность и чувство единения, подкрепленные этническим единством Северной Европы; уверенность каждого в достижимости собственных целей благодаря включенности в какую-либо корпорацию; склонность к общению и поиску компромиссных решений социальных, экономических и политических проблем; традиционная ориентированность на социал-демократические ценности.

3 Реформирование государственного управления в скандинавских странах

3.1 Реформы государственного и административного управления в северных странах

С начала 1980-х гг. практически во всех развитых демократиях -- Великобритании, США, Франции, Японии, скандинавских странах - началась эпоха административных реформ. Суть ее заключалась во всеобъемлющих и принципиальных изменениях в сфере государственного управления и государственной службе на базе рыночной, маркетинговой составляющей.

Перечень причин, вызвавших серию административных реформ был бы не полным без еще двух значимых фактов: развития информационных технологий и демократизации современных обществ от государственных структур которых потребовалась большая открытость деятельности и участие в ней широкого круга граждан. Необходимо признать, что в современных условиях, отличающихся, кроме того, высокой динамичностью, оказались востребованными гибкость, персональная ответственность и возможность реализации индивидуального выбора. Традиционные методы _ государственного управления там, где они сохранились в прежнем виде, требуют сегодня модернизации.

В настоящее время «модернизация» государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается как равноправный элемент «триады» (экономическое, социальное и административное регулирование) в развитии регулирования на национальном уровне, направленном на повышение эффективности национальных экономик и их способности адаптироваться к происходящим изменениям для обеспечения конкурентоспособности. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369.

В обиход административных перемен входят понятия лучшего менеджмента, производительности, экономической эффективности, сокращения формализма, большей автономии для исполнительной власти, денежной экономии. При реформировании государственной службы акцент был сделан на оплате высших менеджеров государственного управления. Речь шла в первую очередь о повышении роли материальных стимулов. Если старая система оплаты базировалась на принципах солидарности, стандартизации, сильном влиянии профсоюзов и на государственных соглашениях, то новая система оплаты -- на понятиях рынка, децентрализации, индивидуальных контрактов, связи с эффективностью исполнительских функций. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu

Приведем несколько примеров, характеризующих серьезность внимания скандинавских стран к проведению административной реформы, обеспечению «модернизации» системы государственного управления.

В Швеции административная реформа 80-90-х годов затрагивает в основном следующие группы вопросов:

1) введение рыночных механизмов в деятельность государственных предприятий, поставляющих услуги населению; превращение их в корпорации по типу корпораций бизнеса;

2) изменение в системе деятельности государственных агентств, усиление их самостоятельности и повышение роли показателей эффективности;

(3) децентрализация в управлении и изменение функций организаций, представляющих центральное правительство на местах (государственная региональная администрация): переход от реактивного и судейского контроля над местными коммунами к роли активного и направляющего органа, защищающего местные интересы перед правительством;

4) повышение роли местного управления, расширение их полномочий и свободы действия.

В 1981 г. в Норвегии консервативное правительство, пришедшее к власти, стало проводить некоторые «кампании» по повышению продуктивности и качества службы в общественном секторе. В 1986 г. консервативно-центристское правительство представило всеобъемлющую программу административной реформы под названием «Современное государство». Эта программа частично была принята под влиянием реформ в других странах. В ней констатировалось, что общественный сектор был слишком большим и дорогим. Подвергался критике и «корпоратистский» аспект государственного управления, слишком большое влияние на процесс принятия политических решений заинтересованных групп. Ставилась также задача повышения автономии местных органов управления, что нашло выражение в программе «Эксперимент по организации свободной коммуны» в 1986 г. В 1989 г. был представлен доклад по административной реформе «Государство, организованное лучше», а в 1992 г. был принят закон о роли эксперимента в государственном управлении. Вместе с тем, множество реформистских докладов и проектов реализовалось в весьма скромных результатах. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369

В Норвегии, как и в других странах этой группы, реформа приводила к преобразованию правительственных агентств в государственные предприятия, действующие по рыночным правилам. Это преобразование считается центральным пунктом модернизации правительств скандинавских стран в целом.

Рассматривая другие Скандинавские страны, отметим, что Дания особое значение придала реформе финансов и персонала (программные бюджеты, расчет издержек и результатов, ориентированный на качество оплата труда, развитие персонала и т.д.). Финляндия сконцентрировалась прежде всего на реформе политического управления (сокращение консультационных комиссий и т.д.), а также построении системы, ориентированной на потребителей. Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. - Т. 5. - № 4. - С.31-37.

Представляется важным отметить, что в отношении совершенствования системы государственного управления нет каких-либо догм и универсальных решений - административная реформа в каждом государстве весьма специфична.

В целом в число основных направлений реформирования системы государственного управления в скандинавских странах входят:

А. Изменение задач и функций системы государственного управления

· изменение соотношения прямых и косвенных инструментов государственного регулирования экономики путем проведения приватизации (в отдельных случаях - национализации) предприятий (изменение масштабов прямого участия государства в коммерческом обороте);

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.