на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственное управление России и США: сравнительный анализ
p align="left">Указанные признаки, особенно предметный, "силовой" характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы "сдержек и противовесов", эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.1 П. 3, 4 ст. 117 КРФ от 12.12.1993 г..

Принципы построения системы органов исполнительной власти:

Принцип федерализма.

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством Российской Федерации. Согласно ст. 77 КРФ структура органов государственной власти будет следующей:

- федеральные органы исполнительной власти РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что:

1) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами;

2) КРФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концепция сводится к тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;

3) одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ становится административный договор. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит КРФ и федеральным законам, и наоборот.3 Ст. 78 КРФ от 12.12.1993 г..

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Этот принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов РФ в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослаблена в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.1 Ст. 73 КРФ от 12.12.1993 г.. В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует расщепление предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближенности его к объектам; например федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовывать ее единство в многообразии.

3. Принцип законности.

Этот принцип проявляется в том, что органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать КРФ и иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.

Одним из важнейших аспектов является вопрос о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В частности законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с КРФ. В случае противоречия между Федеральным законом и нормативно-правовых актов, созданных в РФ, действует Федеральный закон. В случае противоречия Федерального закона и нормативно-правовых актов, созданных вне пределов ведения РФ, и ее совместном ведении с субъектами РФ, действуют нормативно-правовые акты субъекта РФ. Баглай М.В. “Конституционное право РФ”, 6ое издание, “Норма”, Москва, 2007 г

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначения центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Руководство местными делами поручается назначенному представителю центральной власти - губернатору. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральному органу исполнительной власти.

Система органов местного самоуправления включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную), администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета.

3.3 Судебная власть

Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Только судебная власть и никакая другая отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве "сдержки и противовеса" по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенное преимущество по сравнению с законодательством в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. 1 Ю.К. Краснов "Российская Государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации" 2001 г..

Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать права и требования каждой стороны и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть - это независимая специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве.

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»2 ст. 118 КРФ от 12.12.1993 г... В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;

Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Заключение

Итак, подведем итоги по проделанной работе. Целью нашего исследования было провести сравнительный анализ государственного управления в России и США, который был проведен на протяжении трех глав.

При написании первой главы, теоретических основ государственного управления, я определила основную матрицу для дальнейшего исследования, для проведения собственно сравнительного анализа.

Вторая глава содержит в себе основные элементы для сравнительного анализа, то есть подразделена на исполнительную, законодательную и судебную власть в США, как основных элементов государственного управления.

В третьей главе мы рассмотрели также основные элементы государственного устройства России. Что уже позволило провести сравнение непосредственно с государственным управлением в США.

Безусловно, хотелось бы отметить что такие два великие державы как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки не могут не содержать общих черт, так как зачастую исторические события сталкивали их пути, как в позитивных ситуациях, так и в негативных. Так же, исследуя их современное государственное устройство можно сказать что во многом они весьма схожи. Так например, в обоих державах исполнительная власть конституционно закреплена за Президентом, в обоих государствах отмечается соединение функции главы государства и главы исполнительной власти.

Поставленная перед нами цель была безусловно достигнута, используя очень четко поставленную матрицу, легко можно выделить и сравнить необходимые аспекты.

Список источников и литературы

I Источники

1. http://www.rusamny.com/r01.htm - Интернет газета “Русская Америка”;

2. http://www.goldenglish.ru/newspaper.php - Сайт американских газет на английском языке“Gold”;

3. http://www.rg.ru/ - Интернет газета “Российская газета”;

4. http://www.rususa.com/index.asp-lang-rus - Русский информационный интернет портал в США RusUSA.com;

5. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 “О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005)”;

6.www.eurosmi.ru - информационно-аналитическая газета “ЕВРОСМИ”;

7. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ” от 06.10.2003 N 131-ФЗ;

8. Федеральный закон “О системе государственной службы в РФ” от 27.05.2003 N 58-ФЗ;

9. Черный Л. “На раскачку нет времени”, Комсомольская правда, 19 ноября 1998 г;

10. Конституция США, “Конституция и законодательные акты”, Москва, "Прогресс", 1993 г.

II Литература

1. Графский В.Г. “Всеобщая история права и государства”, 2ое издание, “Норма”, Москва, 2006 г;

2. Марченко М.Н. “Разделение властей”, 2ое издание, “Юрайт”, Москва, 2004 г;

3. Баглай М.В. “Конституционное право РФ”, 6ое издание, “Норма”, Москва, 2007 г;

4. Баглай М.В. “Конституционное право зарубежных стран”, 2ое издание, “Норма”, Москва, 2005 г;

5. Мухаев Р.Т. "Государственное и муниципальное управление", “ЮНИТИ-ДАНА”, Москва, 2007г;

6. Атаманчук Г.В.”Теория государственного управления”, “Омега-Л”, Москва, 2004 г;

7. Василенко И.А. “Государственное и муниципальное управление”, 2ое издание, “Логос”, Москва, 2001 г;

8. Маклаков В.В. “Современные зарубежные конституции”, Москва, 1996 г;

9. Чиркин В.Е. "Элементы сравнительного государствоведения",
Москва, 1994 г;

10. Румянцев О.Г. "Основы конституционного строя России", "Юрист", Москва, 1994 г:

11. Чиркин В.Е. "Разделение властей: социальные и юридические аспекты", “Советское государство и право”, Москва, 1990 г;

12. Азаркин Н.М. "Монтескье", “Юридическая литература”, Москва, 1988 г;

13. Аверьянов В.Б. "Содержание деятельности аппарата государственного правления и его организационные формы ", “Советское государство и право”, Москва, 1988 г;

14. Тихомиров Ю.А. "Власть в обществе: единство и разделение",
"Советское государство и право", Москва, 1990 г;

15. Шварценберг Р. Ж. “Политическая социология”, Часть I, Mосква, 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.