p align="left">Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое. Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки: -- все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию; -- орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов, а также обладает властными полномочиями; -- государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник - М., НОРМА 2009. Наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные (законодательные) (дума, собрание, совет и др.), исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы) и судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора. Организационно государственный орган складывается из публично-властной должности или должностей, обычно иерархически связанных, и так называемого технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность государственного органа. Соответственно различаются единоличные и коллегиальные органы. Единоличный - состоит из одного должностного лица государства. При этом единоличный орган, например президент, отличается от должностного лица государства, не являющегося государственным органом, тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органа совпадают. Глава коллегиального государственного органа может одновременно выступать и как единоличный орган, если он обладает самостоятельной компетенцией не только в рамках компетенции возглавляемого им коллегиального органа. Например, председатель правительства может обладать самостоятельной компетенцией при формировании правительства -коллегиального органа. Можно провести классификацию также по характеру полномочий государственных органов. Таким образом, выделяют органы общей компетенции (например, Правительство РФ) и органы специальной компетенции (например, Министерство внутренних дел России). В зависимости от порядка формирования различаются органы, представляющие собой наследственную должность или состоящие из таких должностей (монарх, отчасти палата лордов в Великобритании), а также органы, избираемые гражданами (представительные органы) или формируемые другими государственными органами. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко -М., Юрист 2009. В последнем случае порядок формирования может быть простым и сложным. Простой означает избрание или назначение должностных лиц одного органа другим государственным органом. Например, Уполномоченный по правам человека в РФ назначается (по существу -избирается) Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя и членов Правительства указами Президента РФ, причем назначению Председателя Правительства предшествует голосование по его кандидатуре в Государственной Думе. Судьи Верховного Суда США назначаются Сенатом по представлению Президента США. Сложным способом формируются коллегиальные органы, в состав которых «по должности» входят представители других государственных органов. Так, верхняя палата парламента ФРГ - Бундесрат - состоит из членов правительств земель (субъектов федерации). Также классификацию можно провести по структуре или способу организации. В связи с этим государственные органы можно поделить на простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурой организации, например, министерства). Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник - М., НОРМА, 2009. Вывод: В зависимости от территориальной сферы деятельности государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные. Органы, называющиеся органами местного самоуправления (в действительности это могут быть местные государственные органы), обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Но, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление (самостоятельно решают вопросы местного значения), но и выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. Глава 2. Правоохранительные органы - понятие и признаки 2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки Проблемы коренного улучшения социально-правовой защищенности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан в современных условиях приобретают значительную актуальность. Решение этих проблем затрагивает все наиболее существенные аспекты правовой системы и неразрывно связано с ее демократизацией, переориентацией на использование прогрессивных средств и методов правовой охраны общественных отношений. Деятельность государства и его органов является многоплановой и многообразной. Она охватывает различные сферы государственной, общественной, социальной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Строгое соблюдение законов, обеспечение надлежащего правопорядка -- забота всего государства, его органов, учреждений, организаций. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Форум, 2006. - 304 с. Для большинства органов государства указанные задачи являются важными, но не единственными. У них на первом плане другие задачи: решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т. д. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением основных задач. Вместе с тем в общей массе государственных органов имеются такие, которые создаются и действуют специально в целях защиты и охраны права, их деятельность носит наименование «правоохранительной». Основные признаки правоохранительной деятельности: - осуществляется специально уполномоченными органами, имеющими соответствующие полномочия: - государственными органами (суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения государственной безопасности, органы предварительного расследования, таможенные органы); - негосударственными органами (адвокатура, нотариат, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные предприятия и др.)- Организация и деятельность данных органов регламентируется н законодательном порядке, в том числе путем установления особых правил для решения наиболее ответственных вопросов; - исполняется строго в рамках закона, в соответствии с принципом «дозволено все, что разрешено». Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять се содержание; - может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. Эти меры воздействия должны соответствовать закону и иным правовым предписаниям, а применение их -- реализовываться в строгом соответствии с характером допущенного правонарушения и только в установленных пределах взыскания; - реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением установленных процедур, нарушение которых может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, а решения будут признаны незаконными и недействительными. Особенно характерна строгая процедура для правосудия. Любые отступления от установленных правил, а тем более их нарушение в непосредственной деятельности правоохранительных органов недопустимы и влекут негативные последствия для тех должностных лиц, которые такие нарушения допускают; - направленность на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав как отдельной личности, так и предприятий, учреждений и организаций. По своему содержанию правоохранительная деятельность многообразна и охватывает ряд направлений, каждому из которых соответствует определенный вид правоохранительной деятельности: - конституционный контроль оказывает активное влияние на осуществление других направлений правоохранительной деятельности, способствует созданию правового государства. Конституционный Суд РФ -- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; - правосудие -- функция правоохранительной деятельности, имеющая прямое отношение к защите, восстановлению, осуществлению наиболее значимых прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализация задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинена выполнению практически всех других правоохранительных функций; - обеспечение безопасности осуществляется разнообразными правоохранительными органами в целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасности Российской Федерации; - охрана правопорядка, осуществляемая органами МВД России в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка; - расследование преступлений производится следователями и дознавателями в целях выявления и раскрытия преступлений, установления, задержания и изобличения лиц, их совершивших, и предания их суду и др. Задачи правоохранительной деятельности: - выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; - получение информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; - надзор за процессом правоприменения; - оказание юридической помощи гражданам и организациям; - правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов; - регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, помощь осужденным в социальной адаптации. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Форум, 2006. - 304 с. Вывод: Правоохранительная деятельность -- это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами строго в рамках закона, с соблюдением определенных процедур и направленной на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав как отдельной личности, так и целых коллективов, организаций и учреждений. 2.2 Понятие правоохранительных органов Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов. В российском законодательстве отсутствует понятие «правоохранительные органы». Однако в нормативных актах данная формулировка встречается. Например, в п. I Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1958), речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» сказано, что «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации" Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270, говорится о «правоохранительных органах», «правоохранительной системе», о «правоохранительной деятельности» Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. .N° 8. Ст. 366. 2СЗ РФ. 1999. Н° 12. Ст. . Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|