на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственный контроль и надзор в сфере образования
связи с этим на учредителя возлагается также особая ответственность за эффективность деятельности филиала и соответствия необходимым контрольным нормативам и показателям. Таким образом, у образовательного учреждения будет единая лицензия на ведение образовательной деятельности.

2.3 Контроль над образовательной деятельностью

Отдельные изменения коснулись контроля над образовательной деятельностью (п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). Как уже отмечалось выше, контроль над образовательной деятельностью учреждений образования возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. При этом предмет надзора данных органов расширен за счет включения в него надзора за исполнением образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования.

Подобная уточняющая норма закреплена также в ст. 3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Контроль над соответствием деятельности вуза проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Средством "реагирования" на соответствующие нарушения является предписание уполномоченного органа. В случае неисполнения предписания в установленный срок действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам может быть приостановлено с указанием срока устранения выявленного нарушения.

Последствием неустранения соответствующего нарушения является аннулирование лицензии образовательного учреждения. В закон внесена технически оправданная новелла, связанная с юридическими последствиями лишения образовательного учреждения полномочий (прав) на ведение учебного процесса. Аннулирование лицензии являет акт "признания" утраты ее юридической силы, тогда как "изъятие" лицензии по смыслу не влечет подобных последствий и может связываться с "временным" лишением ее обладателя как формального документа.

Кроме того, закреплен "механизм" защиты прав образовательного учреждения в случае аннулирования лицензии. Установлен юрисдикционный порядок обжалования действий уполномоченного органа: решение об аннулировании лицензии принимается выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде (подп. 2 п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

В соответствии с п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" уточняются образовательные учреждения, а также содержание свидетельств об их государственной аккредитацииШиндер И. Порядок проведения государственной аккредитации // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 15..

Свидетельство образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство дошкольного образовательного учреждения подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Свидетельство научной организации подтверждает уровень реализуемых этой организацией образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Кроме того, на уровне закона установлено, что свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

Важное новшество закона определяется исключением аттестации как "промежуточного" звена в государственной аккредитации образовательного учрежденияШиндер И. Порядок проведения государственной аккредитации // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 16..

Нормативным подтверждением исключения "аттестации" как элемента системы качества является изъятие из Закона РФ "Об образовании" норм (ст. 19-22), регламентировавших соответствующую процедуру.

Долгое время аттестация рассматривалась как отдельная процедура в системе элементов определения качества деятельности образовательного учреждения. Содержательная часть аттестации как процедуры включала излишнюю "функциональную нагрузку", при которой затрагиваются и элементы государственной аккредитации. Поскольку процедура государственной аккредитации направлена на установлении типа и вида учебного заведения, то аттестация, по сути, является первоначальным "звеном" в цепи определения статуса учебного заведения. Поэтому аттестация фактически является частью аккредитации.

В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

Перечень необходимых показателей образовательного учреждения (в том числе филиалов) определяется Министерством образования и науки РФ.

При этом государственная аккредитация научной организации включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов. Соответствующую экспертизу проводит комиссия по государственной аккредитации, полномочием по созданию которой наделена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.

В комиссию включаются эксперты, прошедшие соответствующую подготовку, порядок которой будет установлен Министерством образования и науки РФ.

Закрепляется государственно-общественный характер оценки качества образовательной деятельности. Реализация основного принципа управления в образовании находит свое проявление в соответствующих изменениях. Законом устанавливается, что государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, образовательных учреждений профессионального образования также с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.

Закрепляется правило о том, что вновь созданное образовательное учреждение (научная организация) может пройти процедуру государственной аккредитации не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся, т.е. на этапе их первого выпуска, и освоивших образовательные программы в течение нормативного срока обучения.

Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образованиеШиндер И. Порядок проведения государственной аккредитации // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 17..

Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения или научной организации по новым для них образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения или такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов для указанных образовательных программ.

Государственная аккредитация проводится не реже одного раза в пять лет.

Особое значение при государственной аккредитации образовательного учреждения приобретает заключение экспертной комиссии. На основании содержащихся в этом документе выводов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки вправе отказать образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

2.4 Правовые последствия образовательных нарушений

Пункт 23 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" устанавливает возможность приостановления выданного свидетельства или лишения образовательного учреждения государственной аккредитации в случае:

неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;

неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории;

нарушения образовательным учреждением или научной организацией законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся;

аннулирования лицензии.

При этом важное дополнение касается порядка обжалования соответствующих решений уполномоченных органов. В соответствии с п. 23.1 Закона РФ "Об образовании" отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации, лишение их государственной аккредитации могут быть оспорены в суде. Также закреплено правило о повторном прохождении государственной аккредитации. По согласованию с учредителем (учредителями) образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитацииКирилловых А. А. Изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования // Право и экономика. 2007. № 9. С. 25..

В соответствии с п. 24 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" государственная аккредитация филиалов (образовательных учреждений и научных организации) проводится в составе юридического лица, на основании экспертизы таких обособленных подразделений, устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников, обучавшихся в таких филиалах, требованиям государственных образовательных стандартов. Корреспондирующим правилом является норма, определяющая аккредитацию образовательных учреждений: показатели деятельности филиалов образовательных учреждений учитываются при государственной аккредитации таких образовательных учреждений.

2.5 Контроль качества образования

Законодательные проблемы не обошли вниманием и вопросы порядка осуществления контрольной деятельности соответствующих органов, применяемых ими методов воздействия на деятельность образовательных учреждений. Совершенно по-иному "взглянул" законодатель на государственный контроль - ст. 38 Закона РФ "Об образовании", название и содержательная "нагрузка" которой значительно измениласьТам же. С. 27..

По сравнению с прежним названием статьи "Государственный контроль над качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях", действующее ее наименование достаточно полно "охватывает" подконтрольных субъектов. Статья именуется "Государственный контроль качества образования".

Теперь независимо от наличия (или отсутствия) у образовательного учреждения государственной аккредитации, т.е. статуса аккредитованного (признанного государством), контролю подлежат все образовательные учреждения, реализующие образовательные программы соответствующего уровня и направленности.

Аналогичные изменения были внесены в ст. 26 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - статья именуется "Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования".

Нововведения касаются порядка контроля над образовательной деятельностью высшего учебного заведения. Уточнены подконтрольные субъекты: высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, научная организация.

Государственный контроль качества образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Контроль в отношении высших учебных заведений проводится с привлечением органа исполнительной власти субъекта, на территории которого расположены такие образовательные учреждения или такая научная организация.

Особенность заключается в том, что устанавливаются формы контрольной деятельности. Государственный контроль, как и прежде, будет осуществляться по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений (т.е. в форме государственной аккредитации), а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах (тем самым устанавливается важный элемент - контроль качества образовательной деятельности).

При этом установлены периодичность проведения проверки - не более одного раза в два года.

Расширены основания, по которым может быть проведена соответствующая проверка. К ним отнесены обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

Основанием для принятия решения о проведении проверки являются:

решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей;

решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Средством "реагирования" на нарушения и несоответствие содержания качества образования является предписание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об устранении такого несоответствия. При этом основанием для вынесения предписания в отношении высшего учебного заведения является несоответствие качества подготовки обучающихся и выпускников соответствующего учреждения.

Закреплен порядок рассмотрения вопроса Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или исполнительного органа субъекта о направлении либо в отказе в направлении предписания. Решение сообщается заявителям в месячный срок. Отказ в направлении такого предписания может быть оспорен в суде.

Законодатель расширяет сферу частного регулирования отношений по получению образования в негосударственных образовательных учреждениях. Взаимоотношения обучающегося и образовательного учреждения строятся на основе договора. Соответственно, к формулированию его условий в большей степени применяются нормы гражданского законодательства, определяющие предоставление образования как "образовательную" услугу. В этом "ключе" построены изменения п. 3 ст. 46 Закона РФ "Об образовании", предлагающей регулировать договором в качестве дополнительных условий гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учрежденияКирилловых А. А. Изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования // Право и экономика. 2007. № 9. С. 28..

Изменения претерпели вопросы возмещения затрат государства, связанных с некачественным образованием. Учитывая, что государство является заказчиком конкретных специалистов, обучение которых производится за счет бюджетных средств, то расходы по их переподготовке могут быть возложены только на государственное или муниципальное образовательное учреждение.

Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (п. 1 ст. 49 Закона РФ "Об образовании").

В отличие от предыдущей редакции, правило данной нормы носит корректирующий характер, уточняющий круг потенциальных организаций, обязанных компенсировать убытки государства в данной ситуации.

Кроме того, в п. 2 ст. 49 Закона РФ "Об образовании" установлены правовые фактические основания для предъявления соответствующего иска: приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.

Кроме того, в случае прекращения деятельности или лишения лицензии учредитель образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования обязан обеспечить перевод студентов в другое образовательное учреждение. Эта достаточно важная и объективно необходимая норма, гарантирующая право на образование, закреплена в п. 17 ст. 50 Закона РФ "Об образовании".

Для реализации данной нормы необходима разработка порядка и условий перевода Министерством образования и науки РФ.

Заключение

Последние изменения в образовательное законодательство призваны решить ряд принципиальных вопросов, связанных с необходимостью устранить нормативные коллизии, оптимизировать структуру и функции уполномоченных органов в области управления образованием. Общим итогом законотворческой деятельности является упорядочение многих механизмов, определение процедурных вопросов, устранение некоторых технических противоречий.

Основные изменения сводятся к следующему:

уточнены и разграничены федеральные полномочия и полномочия субъектов федерации, а также определены органы исполнительной власти, наделенные компетенцией в сфере управления образованием по лицензированию и государственной аккредитации;

из порядка регламентации деятельности образовательных учреждений исключена аттестация как самостоятельная процедура;

из отношений по аккредитации исключена аттестационная служба, так и не созданная за период действия Закона РФ "Об образовании";

закрепляется система относительно независимых государственных органов на федеральном и региональном уровне, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования (устанавливается двухуровневая государственная система контроля и надзора);

государственная аккредитация представлена в качестве отдельной процедуры;

вводится новый административный механизм - контроль качества, реализуемый в форме плановых и внеплановых проверок образовательных учреждений;

отменено лицензирование филиалов образовательных учреждений;

устанавливается единая лицензия на право ведения образовательной деятельности для образовательного учреждения, включающая его обособленные подразделения.

Закон направлен на приведение в соответствие системы контроля качества образования с зарубежной практикой оценочных процедур в рамках Болонского процесса.

К элементам новой системы качества относятся лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества. При этом данные элементы функционально могут быть использованы только специально созданной системой, имеющей необходимую структуру органов, обладающих целенаправленными задачами и необходимыми "инструментами" для их решения.

В целом предложенная законодателем "модель" оптимизации контроля и надзора над качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования. Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную "базу", которая будет служить мощным "рычагом" в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

Список использованных источников и литературы

1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. № 30. ст. 1797.

2.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. № 35. ст. 4135.

3.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с измен на 22 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. 945.

4.Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // СЗ РФ. 2004. N 26. ст. 2670.

5.Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" // СЗ РФ. 2007. № 9. ст. 1098.

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. № 242 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 ноября 2008 г. № 47.

7.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 января 2008 г. N 01-12/09-01 О представлении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования, в Рособрнадзор информации о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере образования // Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в Internet (http://www.obrnadzor.gov.ru)

8.Егоршин А.Л. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. N 4.

9.Емельянова О. Лицензирование образовательной деятельности // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 9. С. 15-17.

10.Ибрагимов И.М. Правовая основа управления системой образования в РФ // Вестник ТИСБИ. 2006. N 2.

11.Кирилловых А. А. Изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования // Право и экономика. 2007. № 9. С. 23-28.

12.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.

13.Костюкевич Л. Правовые основы системы управления высшими учебными заведениями // Право и жизнь. 2009. № 10.

14.Моряк Е.Н. Проверки в области образования // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 9. С. 9-12.

15.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.

16.Шиндер И. Порядок проведения государственной аккредитации // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1. С. 15-18.

17.Черкасова Н. Контроль и надзор в сфере образования // Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу. 2008. № 8. С. 32-35.

18.Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. М., 2005.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.