p align="left">государство все больше становится "государством человека", в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место; все общество, а не только государственная - выступает в качестве правового; утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии - парламент, свободные выборы, муниципальное самоуправление, референдум; усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности; возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод. Развитие государства происходит неразрывно с развитием права. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются: · законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом); · общепризнанные принципы и нормы международного права; · юридический прецедент (судебный и административный); · религиозные источники (священные писания, книги, трактаты); · правовой обычай; · нормативный правовой договор; · доктрина, или юридическая наука. Рассмотрим религиозные источники, Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране - собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения мы находим в строфах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Это строфы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)3. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник - кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004. С. 223-224. Таким образом, государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), в современных светских государствах она существует рядом с государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества. Глава 2. Религия 2.1 Возникновение религии Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев). Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат) Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1995г, с.117. 2.2 Христианство в России Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав: судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам; право суда над некоторыми группами людей (церковные люди); судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви. С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы. В Башкортостане православные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 века на территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине 19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты и евангельские христиане, позже - пятидесятники, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны и Новоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающими христианскими направлениями являются русское православие и баптизм. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 627. В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти. Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе . Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.. 2.3 Ислам в Башкортостане В 14 веке ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. Краевед М.В. Лоссиевский писал: «… где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-1915 в Уфимской губернии насчитывалось 1570 мектебов, в которых обучалась 91 тысяча шакирдов, среди них 18 тысяч девочек. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. 1995. С. 34. К началу 20 века для большинства мусульман Башкортостана ислам был верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 годах получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир, М. Султангалиева - инициатора «мусульманского коммунизма» и других. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917 - 1994. Уфа. С. 58. В первые годы советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В республике существовали два самостоятельных мусульманских духовных управления. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-7- годы значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные религиозные праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 годы собиралось от 2 до 3 тысяч человек. Со второй половины 80-х годов восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения, Духовному управлению мусульман возвращают прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 305-306. Разведки Запада и ряда исламских стран стремятся оказывать активное влияние на ситуацию в российских регионах с преимущественно мусульманским населением. В числе других мусульманских регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этих государств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью и государственных структур, и бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередко пытаются увязать результативность межгосударственного сотрудничества с уровнем влияния мусульманского духовенства на общественно-политические процессы в республике. В последнее время отмечается стремление прибывающих в Башкирию представителей исламских стран "к установлению прямых неформальных контактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную и пропагандистскую деятельность в своих интересах". Спецслужбы этих государств пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В ряде случаев их поведение выходит за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсем недавно в турецко-башкирских лицеях "молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки". Именно конкуренция между различными иностранными религиозными центрами стала одним из главных дестабилизирующих факторов в мусульманской общине республики и других регионах России Ибрагимов Р. Иностранные спецслужбы активно интересуются исламскими регионами России - представитель ФСБ. Интерфакс 7 декабря 2007 года.. 2.4. Религия и государство В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1996г, С.117
Страницы: 1, 2, 3
|