на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гражданское право
p align="left">Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).

В зависимости от формы собственности юридические лица могут подразделяться на государственные, муниципальные и частные.

3.Формы участия государства в гражданском обороте

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

В прошлом государство рассматривалось в некоторых национальных правовых системах как вид юридического лица, однако ныне такая трактовка государства признается неправильной.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином "государственные образования".

Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеет принципиальные различия. Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принципе равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте

Различия появляются в международном имущественном обороте, поскольку только государство обладает суверенитетом и иммунитетом.

Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется, прежде всего, в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.

Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая. Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно, что государственные образования должны обладать гражданской правоспособностью во всех сферах имущественного оборота, представляющих для них интерес, кроме тех, которые связаны с физиологическими качествами граждан (физических лиц).

Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно Закону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает мэр города, который своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст. 52).

Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего банки. Такие представители получили наименование агентов государства

4. Характеристика договора мены

Понятие типового договора мены содержится в ст. 567 ГК РФ, согласно которой по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

По своей правовой природе договор мены близок к договору купли-продажи. Их объединяет прежде всего необходимость наличия права собственности у сторон договора на товар (в договоре купли-продажи) и товары (в договоре мены), являющиеся предметом данных договоров. Следовательно, при заключении договора мены необходимо удостовериться, что стороны являются собственниками предметов данных договорных отношений. Единственным отличием договора мены от договора купли-продажи является то, что в договоре мены одна из сторон в качестве встречного представления передает другой стороне не деньги, а товар. В связи с этим к договору мены применяются те же правила, что к договору купли-продажи, что закреплено в п. 2 ст. 567 ГК РФ. Таким образом, договорные отношения по мене товаров регулируются двумя видами нормативных источников: нормами о договоре купли-продажи и специальными нормами о договоре мены, основанными на положениях гл. 31 ГК РФ.

Договор мены является консенсуальным, возмездным и двусторонним.

Каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Закон не содержит ограничений по участию в качестве стороны договора мены для каких-либо субъектов гражданского права. Поэтому в качестве сторон по договору мены могут выступать все без исключения субъекты гражданского права, а именно: физические и юридические лица, а также публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования).

Единственным существенным условием договора мены является условие о предмете договора. Поэтому, заключая договор мены, сторонам необходимо в договоре мены четко оговорить и описать предмет договора.

Исходя из сущности договора мены, предметом данного договора, во-первых, является имущество, используемое как в предпринимательских целях, так и для личного, семейного, домашнего и иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты гражданских прав к предметам договора мены не относятся.

Во-вторых, предметом договора мены являются вещи.

В-третьих, предметом договора мены могут быть любые вещи, движимые и недвижимые, в любом их сочетании. Так, в рамках договора мены могут обмениваться недвижимые вещи с недвижимыми и движимыми, движимые вещи с движимыми и недвижимыми.

Следует иметь в виду, что все вещи, являющиеся предметом договора мены, должны быть не изъяты из гражданского оборота и не ограничены в обороте. Объектами, изъятыми из оборота, признаются прямо указанные в законе объекты, нахождение которых в обороте не допускается, а ограниченными в обороте признаются объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение в обороте которых допускается лишь по специальному разрешению.

Действующее законодательство допускает мену вещи на имущественное право.

Однако субъективные гражданские обязанности, а также личные неимущественные права не могут быть предметом договора мены (так же, как и купли-продажи).

Цена договора мены - это стоимость каждого из встречных предоставлений. Наиболее распространенный тип договора мены характеризуется равноценностью стоимости товаров, передаваемых сторонами друг другу при исполнении договора, согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 568 ГК РФ. Однако в некоторых договорах товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными. Если же стороны признают, что стоимости обмениваемых товаров не равны, передача менее ценного товара должна сопровождаться уплатой разницы в ценах (компенсации). Такой платеж производится непосредственно до или после передачи соответствующего товара. Обязанность по уплате разницы, исходя из судебной практики, возникает, когда неравноценность обмениваемых товаров признана сторонами в самом договоре мены или, во всяком случае, вытекает из согласованного волеизъявления сторон.

Срок договора мены определяется сторонами.

Содержание типового договора мены и его разновидностей составляют обязанности участников договора, одинаковые для обеих сторон. Основной обязанностью является передача товара в собственность контрагенту. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 568 ГК РФ каждая из сторон самостоятельно несет расходы по передаче и принятию соответствующего товара.

При обмене товарами обязанности сторон договора мены по времени исполнения нередко совпадают. В тех случаях, когда по договору подобного рода совпадение в исполнении указанных обязанностей сторонами отсутствует, применяются положения о встречном исполнении обязательств, предусмотренные ст. 328 ГК РФ. В соответствии с правилами, установленными указанной статьей, сторона, на которой лежит встречное исполнение, при неисполнении другой стороной обязанности по договору вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от него и потребовать возмещения убытков.

Норма о переходе права собственности на обмениваемые товары установлена ст. 570 ГК РФ. Право собственности на товары по договору мены переходит к сторонам после одновременной передачи соответствующих товаров обеими сторонами. Это означает, что в договоре, предусматривающем неодновременный обмен товарами, право собственности переходит к сторонам после передачи товара стороной, исполняющей свою обязанность последней.

Что касается остальных условий договора, то к договору мены применяются правовые нормы о форме договора, качестве, комплектности (комплекте) товаров, их ассортименте, количестве товаров, определяемых родовыми признаками, месте и порядке передачи, ответственности за ненадлежащее качество и иные нарушения по исполнению обязательств, предусмотренные нормами ГК РФ для договора купли-продажи.

Как указывалось выше, договор мены является разновидностью договора купли-продажи, поэтому каждая из сторон в данном договоре является продавцом товара и одновременно его покупателем, поэтому на каждую сторону налагаются обязанности продавца - т.е. передача товара, предусмотренного договором мены, свободного от прав третьих лиц, с соответствующими документами, в определенный по договору срок по его передаче, в определенном количестве, соответствующего качества и т.п.

В договоре мены на каждую сторону еще возлагаются обязанности покупателя - т.е. он обязан принять передаваемый товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора, оплатить товар, но не в денежном эквиваленте, как при купле-продаже, а путем передачи другого встречного товара.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.