на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гражданство Российской Федерации
p align="left">г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральными законами (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Последние три основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство вполне оправданы, и государство осторожно относится к людям, совершившим преступления и желающим приобрести российское гражданство;

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России (если для них не установлен иной срок) См.: Восстановление в гражданство РФ // Журнал рос. права - 2001 - № 2 - С. 83 - 85..

Последнее основание приобретения российского гражданства, названное Законом о гражданстве, - выбор гражданства (оптация). Право на оптацию возникает в случае изменения Государственной границы РФ в соответствии с международным договором у лиц, проживающих на территории, государственная принадлежность которой изменена. Порядок и сроки выбора гражданства определяются соответствующими международными договорами. Оптация является одновременно и одним из способов прекращения гражданства. При включении какой-либо территории в состав РФ проживающие на ней лица имеют право на выбор гражданства: остаться гражданами России или перейти в гражданство другого государства. Все вопросы, касающиеся проживания на таких территориях лиц, не изменяющих гражданства, регулируются международным договором. Прекращение гражданства РФ влечет за собой утрату юридического статуса гражданина, разрыв правовой связи его с государством. Прекращение гражданства возможно различными путями. Самый распространенный - желание самого гражданина и решение, принятое по этому вопросу компетентным органом государства. Гражданство РФ может прекратиться также на основании оптации путем выбора гражданства другого государства или на основании международных договоров РФ с конкретными государствами. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, если нет оснований для отказа. Выход из российского гражданства лица, проживающего за границей, осуществляется в упрощенном порядке, на основе добровольного волеизъявления такого лица, если как и в первом случае, нет оснований для отказа. Такие основания устанавливаются федеральным законом. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин России имеет неисполненные перед РФ обязательства, установленные федеральным законом; если лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; если лицо не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения. Эти положения соответствуют нормам ст. 55 Конституции РФ, которая допускает ограничения прав и свобод гражданина тогда, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон о гражданстве РФ 2002 г. не предусматривает возможности отклонения заявлений о выходе из гражданства по соображениям государственной безопасности. Однако если человек по роду своей деятельности имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и имеет обязательство их хранить в течение определенного законом срока, то выход из гражданства такому лицу может быть отложен до истечения этого срока, поскольку обязательство хранить государственную тайну может быть истолковано как выполнение обязательств перед государством. Это основание в целом находится в рамках норм международного права. Допускается также выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином. При наличии таких обстоятельств выход из гражданства РФ осуществляется в упрощенном порядке. С заявлением о выходе из гражданства РФ ребенка могут обратиться оба родителя либо единственный родитель ребенка. Российское гражданство ребенка прекращается только в том случае, если не станет в результате выхода лицом без гражданства. Для защиты прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц над ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть установлены опека или попечительство. Опека или попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав и в других случаях в целях их воспитания. Опека может быть установлена над детьми до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства; попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами. Что касается гражданства детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, то они приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего российское гражданство, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению. В случае, если ребенок или недееспособное лицо находятся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, этот ребенок или недееспособное лицо приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором они содержатся. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются российскими гражданами и над которыми установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняют российское гражданство и не меняют своего гражданства, следуя гражданству опекуна.

Ребенок, усыновленный гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является российским гражданином, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство России со дня его усыновления по заявлению усыновителя - гражданина России.

3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ

Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти; ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища См.: Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.. В развитие этого положения Закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Президент РФ может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые по общему правилу исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии - внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений. В Администрации Президента РФ, Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение - Управление по вопросам гражданства СЗ РФ. 1998. № 17. Ст. 1919.. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающиеся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства; подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России, обладают сходными с МВД РФ полномочиями, как и МВД России, но в отношении лиц, проживающих за пределами РФ: принимают от таких лиц заявления, проверяют представительные документы и сведения, рассматривают заявления и принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке, оформляют российское гражданство. Указанные органы полномочны защищать интересы граждан РФ в пределах, допустимых международным правом. Производство по делам о гражданстве РФ включает стадии подачи заявлений по вопросам гражданства, оформления этих заявлений, взимания государственной пошлины или консульских сборов, принятия решений по вопросам гражданства РФ и исполнения принятых решений по вопросам гражданства. Решение по вопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, в упрощенном - территориальный орган МВД РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение МИД РФ. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляются в срок до одного со дня подачи заявления и всех документов, а решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке - в срок до 6 месяцев. Если заявление по вопросам гражданства принято к рассмотрению до 1 июля 2002 г., то сохраняется тот срок рассмотрения заявлений, который установлен Законом о гражданстве 1991 г., - соответственно 9 и 6 месяцев. При этом срок подачи заявления может быть восстановлен по просьбе заявителя, если он был пропущен по уважительной причине. Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком - со дня его рождения; усыновленным ребенком - со дня усыновления; в остальных случаях - со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство РФ со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства. Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае, если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции. Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несовершенство законодательства осложняет формирование институтов гражданства, урегулирование миграционных процессов, порождая множество проблем. «В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей» См.: Путин В.В. Послание Федеральному собранию РФ. Москва, Кремль, Мраморный зал, 16 мая 2003 года.. Нынешние реалии существования за пределами РФ миллионов русских и русскоязычных граждан препятствуют в общественно - политическую жизнь и адаптации к новым, весьма дискомфортным для представителей нетитульной нации условиям проживания. Повышение уровня жизни в России по сравнению с другими государствами СНГ, способствует увеличению притока в РФ «трудовых» мигрантов, проживающих в стране большей частью на незаконных основаниях. В этой связи встает проблема легализации их статуса и в дальнейшем приобретения гражданства РФ. Особый смысл эти вопросы приобретают в связи с остро стоящей перед Россией демографической проблемой. Можно с уверенностью сказать, что ни действующий закон, ни предыдущий не решили объективно стоящую проблему беженцев и лиц без гражданства См.: Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права - № 5 - 2005 - С. 84, 85..

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ, в ред. от 28. 12. 2004 г.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

4. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. Труевской И.Н. М., 2003.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета в редакции от 30. 12. 2006. Ст. 12

6. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003.

7. Конституционное право Российской Федерации. М.В. Баглай. Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. - М.: Норма, 2005.

8. Головистикова А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. - М.: Эксмо, 2007.

9. Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.

10. Тягофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. - Спб.: Питер, 2006.

11. Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права - № 5 - 2005.

12. Политика России в области гражданства / Местюков И.В., Самон М.В // Б - чка «Рос. газ» - 2006 - Выпуск № 8.

13. Гражданство «по рождению» // Дорошенко Е.Н. / Закон и право - 2006 - № 12.

14. Порядок приобретения и прекращения РФ гражданства / Певцова Е.А // Основы государства и права - 2005 - № 5.

15. Восстановление в гражданство РФ // Журнал рос. права - 2001 - № 2.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.