на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Идеологическое многообразие Российской Федерации
p align="left">Федеральным законом «Об общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995г., предусматриваются обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, представлять данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае нарушения общественными объединениями ч.5 ст.13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора.

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.

В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение вправе возобновить свою деятельность.

1.1 Функции и уровни идеологии

Для более четкого понимания сущности идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы, необходимо определить ее функции.

Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества, человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходит творческое развитие идеологии. Никто же не станет отрицать, что в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.

Оценочная (аксеологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.

Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).

Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.

Интегрирующая функция предполагает, что идеологии интегрируют знания и на основе высших знаний и ценностей объединяют личностей в большие социальные группы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальному организму.

Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение, деятельность индивида и групп людей во всех сферах общества.

Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда ведется бескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. В настоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий в условиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.

Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.

Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют и другие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей, общества и государства:

· ??идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;

· ??идеология снижает духовную и социальную напряженность;

· ??идеология помогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;

· ??идеология содействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм и пониманию обязанностей, ответственности и долга;

· ??идеология помогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;

· ??идеология формирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной для конкретного человека и общества в целом;

· ??идеология поддерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, для семьи, для общества и для государства» Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65..

Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.

Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.

Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляют с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей этот уровень определяют как пропагандистский.

Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.

Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).

В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.

Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.

1.2 Сущность идеологического многообразия

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением, и системой вытекающих из мировоззрения регулятивов, установок, норм поведения, и определенной системой идеологического воздействия. К идеологии следует отнести также идеологические институты и организации, которые разрабатывают и внедряют идеологические знания и ценности в сознание народа. Но главное идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих в основании становления, развития и формирования общества.

С этой точки зрения мы увидим, что любое общество основывалось на определенной системе знаний и ценностей, без этой системы знаний общество просто бы не существовало. Идеологические знания это как раз то, что отделяет человеческое общество от животного стада, так же как освоенные и добытые индивидом знания определяют сущность человека и отличают личность от животного существа. Каковы идеологические знания, лежащие в основании развития общества, таково и общество. В течение многих тысячелетий идеологические знания и ценности проявлялись в различных формах, в форме мифа, религии, философии и других идеологических учениях.

Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах и характерных чертах. Определяя идеологию, как особую социальную структуру общества, можно выделить следующие характерные черты идеологий. Важнейшей чертой идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные нам идеологии, оказавшие влияние на ход развития человеческих цивилизаций, обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всего формировали мировоззрение индивидов, а затем уже, дав определенную картину мироздания, определяли регулятивы поведения людей в мире в соответствии с представлениями о месте и роли человека в мироздании. Как известно, Священное писание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с творения мира Богом в течение шести дней. В других религиозных идеологиях Древнего Египта, Вавилона, Индии обязательно давались картина мира и процесс его творения в религиозной интерпретации. В религиозно-светских идеологиях, особенно в эпоху Нового времени, давались развернутые картины мироздания. Наиболее полные представления о мире мы видим в философских системах Декарта, Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта. В XX в. такой религиозно-светской картиной мира представляется система мира, изложенная Тейяром де Шарденом в его знаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, то в той или иной мере представления о мире и роли человека в нем обязательно присутствуют в идеологическом учении. Так, марксистский диалектический материализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрении проблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природы и общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении являлась основой построения ницшеанской картины мира. К сожалению, в современной России, когда шел спор об идеологии, ряд авторов выступил с отрицанием мировоззренческой черты идеологии: «Идеология не является всеобъемлющей картиной действительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности» Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16.. Но, как мы выяснили, идеологии всегда давали человеку целостное представление о мире, обществе, человеке, это и есть мировоззренческая сторона любой идеологии. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза: «Картина мироздания, “естественный порядок вещей” во все времена были важнейшим аргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мироздания служит для человека тем основанием, на котором строятся представления об идеальном или допустимом устройстве общества…

Идеология, обосновывающая политический порядок, производственные отношения и т.д., соотносится с понятиями, в которых человек мыслит свое существование в обществе. А они неразрывно связаны с картиной мира и пониманием места человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождающаяся европейская наука наполнила эти понятия новым содержанием или даже впервые сформулировала их. Важнейшими по своему идеологическому значению стали понятия “свобода” и “прогресс”» Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 - 21. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16.

Следующей важной чертой идеологии является то, что идеологии мира всегда интегрировали, синтезировали знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий. Так, при создании христианской идеологии были заимствованы, а затем переработаны идеологические знания и ценности египетской, вавилонской, персидской (зороастризма) идеологий; особой переработке были подвергнуты знания и ценности античной идеологии Древней Греции и Рима. Основой, фундаментом христианской идеологии стала библейская идеология иудеев. Что касается ислама, то в идеологии мусульман можно выделить такие идеологические источники, как иудаизм, христианство, зороастризм и, конечно, идеологические идеи и фантазии арабских племенных религий. Интересно, что Библию иудеев и христиан исламские теологи считают черновым вариантом Корана. Источниками марксистской идеологии, как всем известно, являются немецкая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм, а также знания французских историков эпохи Реставрации с их идеями классов и классовой борьбы, от которых был один шаг к марксистской теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и партийности идеологии в целом.

Особенным качеством, свойством идеологий является то, что правящая идеология синтезирует знания, добытые в различных сферах жизни общества, особенно в сфере духовной культуры. Когда мы говорим, что идеологии интегрировали знания, то здесь следует отметить, что они синтезировали не только ранее добытые предшествующими поколениями знания других идеологий, но и синтезируют знания, полученные в различных сферах общества. В любом обществе существуют знания, которые производятся в различных социальных сферах, особенно в такой, как духовное производство, где знания специально вырабатываются дифференциальными науками.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.