Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах
2 ПЛАН.|
Введение | .................................................................................. | с. 3 | | Вопрос 1 | Права и свободы граждан. Общая характеристика. | с. 4 | | Вопрос 2 | Виды прав и свобод граждан. | с. 11 | | Вопрос 3 | Конституционные права и свободы граждан на примере зарубежных стран и их особенности. | с. 16 | | Заключение | .................................................................................. | с. 23 | | Список литературы | .................................................................................. | с. 24 | | |
ВВЕДЕНИЕ. Институты конституционного права - это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие, которые можно обозначить одним общим понятием. Институты конституционного права легко назвать, если обратиться к любой из конституций, потому что в большинстве случаев структура конституции - это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления. В данном реферате рассмотрен важнейший институт всех стран мира - это институт конституционных прав и свобод. 1. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Первые конституции провозгласили жизнь и свободу чело-века естественными и неотъемлемыми правами личности. В ос-нову было положено утверждение о том, что люди рождены свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не по воле государственной власти, а в силу приро-ды или власти божественной. Государство может лишь ограни-чивать свободу граждан в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, нормальных отношений внутри об-щества. Права человека -- это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Требование защиты прав чело-века выдвигается и в настоящее время различными движения-ми, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, лич-ную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоеди-няются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями. Права гражданина связаны с фактом гражданства, принад-лежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных орга-нов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслужива-ние). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоя-тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами чело-века и правами гражданина, не всегда между ними можно про-вести различия, их разделение имеет преимущественно обще-теоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в кон-ституциях, должны обеспечиваться государством, его органами. Государство в лице своих органов может лишь ставить пре-делы свободам человека, и главная его цель -- минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. По этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод, например в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии действует принцип: «Все, что не запрещено, то разрешено», и правовые акты закрепля-ют не права и свободы, а только то, что запрещается делать человеку. Однако в современном мире не только признаются неписа-ные естественные права, но и перечисляются конкретные права и свободы по принципу «все, что закреплено, то разрешено». Так, первые десять поправок Конституции США фиксируют пе-речень личных и политических прав граждан и в то же время допускают, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом». Конституции многих стран различают также обязанности че-ловека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в теории некоторые права и обязанности ха-рактеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать кон-ституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя и записанные в конституции, рассматриваются как моральные и защищаются лишь производные от них конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, в частности, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать нее силы служению народу (например, в Конституции Китай-ской Народной Республики). Многие права и обязанности человека и гражданина возни-кают с достижением определенного возраста, например право на труд -- с 15 лет, воинская обязанность -- с 18--19 лет. Неко-торые права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения (наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя). В современных условиях некоторые основы правового стату-са личности, а в определенных аспектах и гражданина, в значительной степе-ни определяются международным правом, его общепризнанны-ми принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные акты, рати-фицированные государством, могут действовать непосредствен-но и применяться судами страны как ее национальное, внут-реннее законодательство, причем некоторые конституции уста-навливают верховенство международного акта над внутренним. Международное право устанавливает: 1) внутреннее законо-дательство не может противоречить зафиксированным в между-народных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той час-ти, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного пава и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); 3)запрещается злоупотреблять правами, т.е. использовать их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц. Исследователи выделяют три периода развития прав и свобод: первый -- с конца XVIII до середины XX в. Начинают фор-мироваться и закрепляться свободы граждан, первые акты, фик-сирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического существования человека. Очевидно, первым таким актом был Habeas corpus act -- английский закон, принятый в XVII в., главным содержанием которого является защита от не-обоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального госу-дарства. В этом периоде можно выделить внутренние этапы, по-скольку сначала появились гарантии на неприкосновенность личности, а потом запреты на вмешательство в личную жизнь, позднее -- права, связанные с участием в управлении государст-вом. Это естественно, поскольку человек, получая определен-ный минимум свободы, пользовался ею, и эта свобода развива-лась и расширялась: от гарантии от произвольного ареста до права участия в управлении государством; второй -- с 50-х до 90-х гг. XX в. Дальнейшее развитие прав и свобод личности, связанное с сильным влиянием социалисти-ческих идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государства. Они находятся в широко понимаемой сфе-ре экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего на-зывают социально-экономическими. Первоначально они были сформулированы в советских конституциях (1918 и 1936 гг.): права на труд, на отдых, на безопасные условия труда, на забас-товку (правда, в советских конституциях оно отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также права на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно не-давно появившиеся «культурные» права (на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на иссле-дования в области науки, искусства и т.д.). Многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, напри-мер во Всеобщей декларации прав человека, принятой Гене-ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; третий -- 90-е гг. XX в., хотя необходимость в таких правах возникла во второй половине XX в., потому что в это время поя-вилось много серьезных проблем: здоровая и чистая окружающая среда, свобода информации, разница в техническом развитии го-сударств. Развивающиеся страны инициировали иные права, ко-торые относятся не к отдельным гражданам, а к социальным группам. Так, стали признаваться права народа на самоопреде-ление, охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств, права на пользование природными богатствами, на безопас-ность, на определенный уровень жизни и т.д. Эти совершенно новые требования мирового сообщества стали формулироваться и в нормативных актах. Кроме того, появились специальные нормы, касающиеся отдельных групп людей, например принята Конвенция о правах ребенка. Современная классификация прав и свобод достаточно прочно устоялась, чаще всего она состоит из двух или трех групп. Исторически права и свободы делились на личные и по-литические, иногда то же самое обозначают как личные права и гражданские права. Личные права -- это те права, которые относятся к сфере личной жизни, т.е. права человека, который ощущает себя про-сто членом семьи, участником какого-то микроколлектива, жи-телем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы че-ловек мог нормально существовать, необходимы гарантии не-прикосновенности личности, от произвольного вмешательства в его дела, от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права -- это то, что ближе всего человеку: права человека как отца, мужа, сына, брата (матери, дочери, сестры, жены) и т.д. Это прежде всего семейные ценности. Политические и гражданские права -- права в сфере участия в гражданской жизни: избирать, быть избранным, свобода слова, митингов, собраний. Деление на политические и гражданские права обусловлено тем, что под первыми понимаются права, принадлежащие определенному человеку как гражданину, вто-рыми -- определенному государству. Социально-экономические права и свободы -- это права чело-века в сфере приложения его труда. По мнению профессо-ра Л.Д. Воеводина, это права человека-труженика, производя-щего материальные ценности и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. Человек как труженик дол-жен иметь возможность и право участвовать в этом процессе, получать справедливое вознаграждение за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности. В литературе иногда выделяют и четвертую группу прав -- социально-культурные. Основные способы закрепления прав, свобод и обязанностей личности бывают двух видов: 1) пози-тивный и 2) негативный. При позитивном способе конституция (конституционный за-кон) устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом. Например, Конституция Королевства Испания закрепляет, что все граждане имеют право участвовать и общественной жизни непосредственно или посредством своих представителей, свободно избранных путем всеобщего голосо-вания (ч. 1 ст. 23). В некоторых случаях право или свобода га-рантируются без указания конкретного субъекта, гражданина: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом выражения мысли» (ст. 21 Конституции Итальянской Республики). Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права. Так, согласно ст. 14 Конституции Итальянской Республики «жилища неприкосновенны. Осмотры, обыски и наложения ареста не могут производиться иначе как в случаях и порядке, установленных законом», т.е. на первое место выдвигается за-прет, который может касаться другого гражданина, но путем за-прета гарантируются прежде всего права личности от посяга-тельств со стороны государства.
Страницы: 1, 2
|