на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Институт усыновления в Российской Федерации
p align="left">В исковом производстве сторонами выступают истец и ответчик, причем истцом признается лицо, чьи права и интересы защищаются предъявленным иском, а ответчиком - лицо, к которому предъявлении иск, как к предполагаемому нарушителю прав истца. Отмена усыновления осуществляется, прежде всего, в интересах ребенка, поэтому истцом должен признаваться ребенок, хотя с иском чаще всего обращаются в суд органы опеки и попечительства либо прокурор.

Я уже отмечала, что отмена усыновления возможна по различным
основаниям, разделенным на две группы. По обстоятельствам,
предусмотренным п.1 ст. 141 СК РФ, в ходе судебного заседания требуется
доказать вину усыновителей, поэтому в них присутствует спор о праве.

Следовательно, они, как и дела о лишении родительских прав, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Истцом здесь будет выступать ребенок, а ответчиком всегда будет усыновитель (усыновители). При отмене усыновления по основаниям, указанным в п.2 ст. 141 СК РФ, как правило, отсутствует разрешение спора о праве, так как здесь необходимо установить факт того, что усыновление не отвечает интересам ребенка. Возможно, усыновители будут оспаривать данный факт, но наличие спора о факте не препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства. Если же при рассмотрении дела в порядке особого производства суд обнаружит наличие спора о праве, то он оставит заявление без рассмотрения и предложит, участвующим в деле лицам, разрешить спор в порядке искового производства (п. З ст.263 ГПК РФ).

Заявителями в этом случае могут быть органы опеки и попечительства, прокурор, усыновленный ребенок, достигший 14-ти летнего возраста, усыновитель, а также родители ребенка, но только, если усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным.

Кроме того, необходимо учитывать, что отмена усыновления возможна также при согласии на это усыновителей, усыновленного ребенка, достигшего совершеннолетия, а также родителей ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ). Здесь ни при каких обстоятельствах не возникает спор о праве, поэтому рассмотрение таких дел должно осуществляться только в порядке особого производства.

Таким образом, я полагаю, что отмена усыновления должна производится судом либо в порядке искового производства (по основаниям п.1 ст. 141 СК РФ), либо особого производства (по основаниям п.2 ст. 141 и ст. 144 СК РФ), о чем должны быть сделаны соответствующие изменения в ГПК РФ. Данные дела рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. В законе ничего не сказано о том, каким должно быть судебное заседание - открытым или закрытым.

Учитывая, что усыновление прекращается только со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления, а также возможен отказ в удовлетворении заявления об отмене усыновления, рассмотрение дела должно происходить в закрытом заседании, чтобы не раскрыть тайну усыновления. Данное дополнение должно быть отмечено в п.1 ст. 140 СК РФ и в ст.275 ГПК РФ.

Не допускается отмена усыновления в отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, за исключением, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ).

Отменив усыновление, суд должен направить в течение трех дней со дня вступления решения об этом в законную силу выписку из этого решения в орган ЗАГСа по месту государственной регистрации усыновления.

Отмена усыновления влечет за собой определенные правовые последствия. Как уже отмечалось, взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.

Ребенок по решению суда передается родителям, а при отсутствии родителей, а также в случаях, когда передача родителям противоречит интересам ребенка, - на попечение органа опеки и попечительства.

В решении суда об отмене усыновления должен быть также решен вопрос, сохраняется ли за ребенком присвоенные ему в связи с усыновлением имя, фамилия, отчество. Изменение этих данных ребенка, достигшего 10 лет, возможно только с его согласия.

Также суд имеет право, исходя из интересов ребенка, обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном ст.81 и 83 СК РФ.

Решение суда об отмене усыновления, как правило, исполняется в добровольном порядке, так как к нему могут стремиться все участники усыновления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.

Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей - российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства - признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.

Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.

Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.

По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Министерства образования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось.

Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.

Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:

1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти.

2. Будет справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.

3. Обновление действующего законодательства, приведение его в соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз высказывались предположения относительно введения обязательного коллегиального рассмотрения дел этой категории.

В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное -- поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Семейный кодекс РФ // Российская газета. -№ 167. - 1996. - 27 января.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ // Парламентская газета. -№ 220-221. - 2002. - 20 ноября.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. // Российская газета, № 238-239, 1994. - 8 декабря.

5. Жилищный кодекс РФ // Парламентская газета.- № 7-8. - 2005. - 15 января.

6. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР, принятый 22 октября 1918 г.

7. Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый 30 июля 1969 г.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2004 г.) // Российская газета. -№ 100. - 2002. - 5 июня.

9. Федеральный закон Российской Федерации «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ // Российская газета.- № 224. - 1997. - 20 ноября.

10. Федеральный закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ // Российская газета.- № 210. - 1997. - 29 октября.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 августа 1996 г. №159-ФЗ // Российская газета. -№ 248. - 1996. - 7 декабря.

12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ // Российская газета. -№ 78. - 2001. - 20 апреля.

13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. «Об усыновлении».

14. Декрет ВЦИК и СЬЖ РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».

15. Постановление Государственной Думы РФ от 19 сентября 1997 г. №1728-11 ГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» // Российская газета.- 1997. - 10 октября.

16. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитании в семьях усыновителей на территории РА и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Российская газета. -№ 72. - 2000. - 13 апреля.

17. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №268 «Об утверждении Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Российская газета. -№ 72. - 2000. - 13 апреля.

18. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Российская газета. -№ 94. - 1996. - 21 мая.

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» // Российская газета.- № 154. - 1996. - 15 августа.

20. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и исполнением» Российская газета. -№ 67. - 2002. - 13 апреля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.