на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Источники экологического права
. Принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде направлен на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах - лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - М., 2007 - С. 16.

7. Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования природными ресурсами, проверки выполнения мероприятий по их охране органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами, а также гражданами. В своевременных условиях контроль за рациональным использованием природных ресурсов приобретает еще большее значение, чем раньше.

8. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности необходимо рассматривать совместно с принципами обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Такого рода обязанности хозяйствующих субъектов - по проведению оценки воздействия, представлению материалов на государственную экологическую экспертизу - уже давно закреплены в законодательстве. С введением же данного принципа получает логическую завершенность важнейший сегмент экологического законодательства: обосновываются и одновременно наилучшим образом объясняются все те экологические требования, которые предъявляются к стадии размещения объектов, планирования, обоснования хозяйственной деятельности и которые порой вызывают критику с точки зрения их многочисленности либо затратности Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: Комментарий - М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2006 - С. 14-15.

9. Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности закреплен в Законе в качестве одного из принципов охраны окружающей среды, поскольку, Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят 89 субъектов, неоднородных с точки зрения природно-географических особенностей, демографических, экологических, экономических и других признаков, наличия на их территориях природных ресурсов и объектов негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из этого, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо учитывать региональные особенности.

10. Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов вытекает из содержания целого ряда норм экологического законодательства. Их охрана осуществляется путем установления либо ограничений, либо запрета на их изъятие. Например, не допускается изъятие или иное прекращение прав на земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ) и др.

11. Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности заключается в том, что осуществляемая и планируемая деятельность способна оказывать различное воздействие на природу, в связи с чем необходимо индивидуально подходить к установлению требований для ее осуществления.

12. Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Согласно Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р// Российская газета от 18 сентября 2002 г. № 176 низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны относится к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Реализации цели повышения экологической культуры общества должна способствовать система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования. В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций и многих других объединений. Только таким путем, наряду с соответствующим нормативно-правовым обеспечением, можно побудить различные социальные группы к приобретению экологических знаний.

13. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

14. Принцип охраны окружающей среды как принцип сохранения биологического разнообразия. Совокупность всех видов живых организмов - от млекопитающих до микроскопических вирусов и микробов, от насекомых до цветов и деревьев, от рыб, птиц и обезьян до человека - все это составляет биологическое разнообразие планеты, которое ученые определяют одним словом - биота.

15. Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

16. Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством, является одним из основных гарантов. Нормы о праве на получение экологической информации содержатся во многих действующих российских законах.

17. Принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

18. Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды является проявлением демократизации российского права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений представляет собой их участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Экологически значимые решения - это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование - М.: Наука, 2006 - С. 35.

19. Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. Принцип международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды также является основополагающим в нашем законодательстве.

Положительным моментом рассматриваемого Закона необходимо признать то, что он более последователен в разграничении предметов правового регулирования законодательства об охране окружающей среды и природоресурсных отраслей, определяя сферы правового регулирования отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления. Соответственно, в его тексте незначительно число норм, определяющих порядок природопользования, поскольку отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, Законом об охране окружающей среды, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - М., 2007 - С. 9.

Вместе с тем, рассматриваемый нормативный акт имеет массу противоречий и пробелов См.: Тангиев Б.Б. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды// Гражданин и право, № 1 январь 2006 - С. 12.

Так, например, статья 23 Закона «Об охране окружающей среды» определяет: «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов». Данная норма выражена весьма неопределенно, точнее, двусмысленно и может быть истолкована так, что нормативы устанавливаются субъектами хозяйственной и иной деятельности, а это, конечно, недопустимо.

Не менее проблематичным представляется вопрос о возмещении вреда. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусматриваются обязанности полного возмещения вреда окружающей среде, порядок его компенсации и разрешения споров в области охраны окружающей среды, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст.76-78, 80), а также возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством (ст.79) Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права, № 11, ноябрь 2007 - С. 8.

Таким образом, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» является основным нормативным актом, регламентирующем вопросы экологической безопасности, однако в данном законе содержатся пробелы и неясности.

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Источниками права являются такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность.

2. Закон обладает высшей юридической силой, принимается в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Характерной особенностью закона является невозможность отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также то, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

3. Особенности источников экологического права:

- значительный «вес» среди них имеют законы по сравнению с другими формами права;

- наличие среди них большого числа так называемых «экологизированных» нормативных актов;

- значительная роль среди них принадлежит международно-правовым актам;

- эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.

4. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рациональ-ного природопользования и охраны окружающей природной среды.

5. Положительным моментом рассматриваемого Закона необходимо признать то, что он более последователен в разграничении предметов правового регулирования законодательства об охране окружающей среды и природоресурсных отраслей, определяя сферы правового регулирования отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления.

6. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» являясь основным нормативным актом, регламентирующем вопросы экологической безопасности, несмотря на свои положительные стороны, содержит целый ряд пробелов и неясностей.

Использованная литература

1.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ// Российская газета от 8 июня 2006 г. № 121

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// Российская газета от 30 октября 2001 г. № 211-212

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ// Российская газета от 8 декабря 2006 г. № 277

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// Российская газета от 12 января 2002 г. № 6

5. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»// Российская газета от 21 июля 1998 г.

6. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»// Российская газета от 28 ноября 1995 г.

7. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4556

8. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., № 49, ст. 4694

9. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»// Российская газета от 13 мая 1999 г.

10. Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»// Российская газета от 14 июня 2005 г. № 125

11. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 141

12. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г., № 15, ст. 1572

13. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р// Российская газета от 18 сентября 2002 г. № 176

14. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2005 г. № 43-Г05-5// http://www.supcourt.ru

15. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., № 10, ст. 457

16. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - М., 2007

17. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Учебник - М., 2006

18. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961

19. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права, № 11, ноябрь 2007

20. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник - М.: Юристъ, 2007

21. Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: Комментарий - М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2006

22. Васильева М.И. О значении оценок здоровья среды для развития законодательства и правоприменительной практики//http://www.ecopolicy.ru/articles/detail.php?ID=28

23. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование - М.: Наука, 2006

24. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 2005

25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2000. Т. 2: И-О

26. Иванюк О.А. Источник права: проблема определения// Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007

27. Калинкин С.В. Обратная сила уголовного закона и принцип неотвратимости уголовной ответственности// Журнал российского права, № 1, январь 2008

28. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909

29. Кузнецова Н.В. Экологическое право - М.: Юриспруденция, 2007

30. Кузякин Д.А. Федеральные законы: проблемы вступления в силу// Журнал российского права, № 10, октябрь 2005

31. Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. № .

32. Липинский Д.А. Формы реализации юридической ответственности./Под ред. Хачатурова Р.Л. Тольятти - 1999

33. Нерсесянц В.С. право и закон. М., 1983

34. Нецветаев А.Г. Экологическое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права - М., 2006

35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1998

36. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2005

37. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций - Москва: Юстицинформ, 2005

38.
Спиридонов Л.И. Теория государстваи права. - М.: «Статус ЛТД+», 1996

39. Тангиев Б.Б. Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды// Гражданин и право, № 1 январь 2006

40. Теория государстваи права. Учебник/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006

41. Учреждения государственного управления в России: Опыт формирования и эволюция. Сборник документов. Н. Новгород, 1994

42. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976

43. Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий// Журнал российского права, № 2, февраль 2003

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.