p align="left">Целесообразной видится такая модель разграничения полномочий, при которой достаточно определить круг общественных отношений, регулирование которых являлось бы исключительной компетенцией Парламента, но при этом Национальное собрание могло бы принимать законы и по другим вопросам (их можно было бы назвать "преимущественной компетенцией Парламента"), не входящим в исключительную компетенцию Президента, установленную в Конституции. Таким образом, можно выделить три сферы отношений, каждая из которых предопределяла бы выбор того или иного вида законодательного акта для регулирования вопросов, входящих в данные сферы. Что касается такой традиционной характеристики закона как его верховенство, то в связи с введением в белорусскую правовую систему категории "законодательные акты" данный признак утратил своё значение. Можно лишь отметить, что он действует только в отношении всех иных актов законодательства, не отнесённых к категории законодательных (за исключением тех указов Президента, которые изданы во исполнение закона). Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение закона. Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый Парламентом Республики Беларусь в рамках его компетенции или на референдуме, занимающий высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов наряду с иными законодательными актами, и закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений, указанных в Конституции Республики Беларусь. Таким образом, при определении закона будут учтены те аспекты, которые характеризуют и отличают закон от остальных актов законодательства, в том числе и от иных законодательных актов. Во-первых, установлен акцент на круг субъектов, полномочных принимать закон; во-вторых, чётко указана сфера общественных отношений, которые могут быть регламентированы путём принятия закона; в-третьих, определяется юридическая сила закона как законодательного акта по отношению к иным актам законодательства. Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Источники международного права - формы воплощения конкретного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах. Международно-правовые документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций; б) путем санкционирования, когда субъекты международного права одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу. Источники международного права можно объединить в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права. К вторичным источникам относятся резолюции и решения межправительственных организаций. Вспомогательными источниками являются судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом. Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Республикой Беларусь с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Но каким образом нормы международных договоров, опосредующие межгосударственные обязательства, воздействуют на поведение субъектов международного частного права - граждан и юридических лиц? Как функционирует механизм обретения международным договором юридической силы в отношениях внутри страны? Ответы на эти вопросы, сформулированные известной доктриной трансформации, сводятся в кратком изложении к следующему: 1) международно-правовая норма приобретает юридическую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права; 2) трансформация норм международного договора во внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов; 3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулируемых отношений; 4) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством; 5) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи заключивших его государств. Касаясь проблем взаимодействия международного и внутригосударственного права, нередко говорят о "непосредственном применении" первого к внутренним отношениям. Что означает термин "непосредственное применение"? Вопрос о том, применяется ли международный договор к внутренним отношениям непосредственно, может быть задан в нескольких, хотя и близких, значениях. Во-первых, применяется ли международный договор в этих случаях помимо национальной правовой системы, собственной силой? Во-вторых, действует ли в этих случаях международный договор в качестве самоисполнимого акта, не требующего для применения издания внутригосударственного решения, или иным образом? И, наконец, в-третьих, является ли обязательным условием применения к внутренним отношениям правил международного договора их трансформация во внутригосударственные нормы? При изучении механизма действия международных договоров Республики Беларусь, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. Порождая, как и любые другие международные договоры, обязательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечивается, в конечном счете, в сфере отношений граждан и юридических лиц[ Звеков В. П. Международное частное право. М: ИНФРА - М, 1999 - стр. 78.]. Помимо международных договоров Республики Беларусь составной частью правовой системы Республики Беларусь являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Устав ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка. Однако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. В силу особенностей международного права не существует обязательного нормативного акта, который содержал бы перечень общепризнанных принципов и норм международного права. Развернутое определение принципов современного международного права содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Международный договор становится договором Республики Беларусь, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий. Во-первых, необходимо согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией. Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина имеют прямое отношение и к международным договорам Республики Беларусь. Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами. В составе международных договоров Республики Беларусь, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Республика Беларусь продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами. Республика Беларусь продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН. Осуществление Республикой Беларусь прав и обязательств по международным договорам СССР в качестве государства - продолжателя СССР является особым проявлением правопреемства и не исключает правопреемства в отношении международных договоров бывшего СССР других независимых государств, возникших на территории Союза. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протоколом к этому Соглашению и Декларацией от 21 декабря 1991г. государства Содружества обеспечивают выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Рассмотрение круга международных договоров Республики Беларусь, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международно-правовых гарантий защиты прав и свобод человека является необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового статуса личности. Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией Объединенных Наций содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство. В современном международном праве сложилась развернутая система договоров, призванная присущими международному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г.. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973г. Права и свободы человека - область, в которой взаимодействие международного и внутригосударственного права уже принесло свои плоды. Французская декларация прав человека и гражданина 1789г. оказала существенное влияние на содержание принятой Генеральной Ассамблеей ООН многие десятилетия спустя Всеобщей декларации прав человека 1948г., которая в свою очередь послужила основой для разработки одной из глав Конституции Республики Беларусь. Значение проблемы обеспечения прав и свобод человека в государствах - участниках Содружества Независимых Государств трудно переоценить. Участники Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного 8 декабря 1991 г., приняли на себя обязательство гарантировать своим гражданам независимо от их национальности или иных различий права и свободы. Каждая из высоких договаривающихся сторон - указывается в ст. 2 Соглашения - гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Устав Содружества Независимых Государств, перечисляя цели содружества, назвал одной из них обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ. Главами государств СНГ в сентябре 1993 г. принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в этой Конвенции. Наблюдение за ее выполнением согласно ст. 34 Конвенции поручается Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|