на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования
p align="left">Что касается службы нижних чинов конвойной стражи, то, несмотря на некоторые облегчения по сравнению с прошлыми годами, она оставалась трудной, порой изнурительной, весьма напряженной и часто опасной. Конвоир должен был обладать определенными навыками, чтобы достойно, не превышая данной ему власти, исполнять закон. Прогрессивно мыслящие начальники, основываясь на принципах гуманности, общечеловеческой морали и не отступая от требований службы, стремились прививать необходимые качества своим подчиненным. Так, в изданной в 1890 году «Памятке конвоиру» (автор штабс-капитан Н. Дроздовский) правила несения конвойной службы изложены в виде советов и назиданий. Например, таких: «Арестанта без нужды не обижай: конвоир не разбойник»; «Предупреждай и прекращай всякие споры, ссоры, драки арестантов между собою, но делай это прилично, без ругательств, на том основании, что слишком грубое и жесткое обращение конвойных роняет и унижает их значение в глазах арестантов»; «Конвоиру надлежит быть здоровым, честным, неподкупным»; «Помни, что за всякие нарушения правил конвойной службы ожидает тебя военная тюрьма или дисциплинарный батальон, а за точное исполнение - похвала начальства…». Новый этап в строительстве конвойной стражи проходил в период контрреформ 1880-1890-х годов, то есть отхода от наметившегося ранее либерального пути развития, нарастания социальной напряженности в обществе, усиления репрессий, роста числа арестантов и ссыльных. В эти годы все большее влияние приобретает Министерство внутренних дел, которое после упразднения III Отделения становится центральным руководящим органом жандармерии и полиции. Главное тюремное управление этого министерства претендует на главенствующую роль в служебной деятельности конвойных команд. Объем службы возрос.

Время приближалось к стыку веков. 20 октября 1894 года на престол вступил Николай II, последний российский император. Россия вступает в полосу истории, которую обычно именуют кризисом монархии. Первые семнадцать лет XX века в России переполнены бурными и драматическими событиями. Две войны, три революции, внутренняя нестабильность.

Карательный аппарат приспосабливался к новым условиям, будучи нацеленным на борьбу с массовыми выступлениями и деятельностью революционных организаций. Для этого использовались армия, жандармерия, полиция. Исполняла отведенную ей роль и конвойная стража. Нагрузка на них возрастает в связи с усилением репрессивной деятельности властей, увеличением числа арестантов. Она по-прежнему по службе подчиняется Главному тюремному управлению, которое в конце 1895 года переходит из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Штатная численность конвойной стражи почти не меняется, но организационная структура ее претерпевает ряд изменений в связи с перераспределением конвойных команд, сокращением одних и созданием других. Параллельно происходит процесс укрепления и усиления их посредством более строгого отбора пополнения, улучшения служебной подготовки, перевооружения. 3 ноября 1896 года главным инспектором по пересылке арестантов и заведующим ЭПЧ (этапно-пересылочная часть) был назначен помощник начальника Главного штаба генерал-майор Иван Дмитриевич Сапожников. Основным методом руководства конвойной службой было личное инспектирование. Дело осложнялось двойственностью подчинения конвойных команд, их территориальной разбросанностью, постоянной нехваткой людей. В связи с ростом революционных выступлений и введением в ряде губерний чрезвычайного положения увеличивался поток ссылаемых в административном порядке. Часто при этом приходилось прибегать к помощи военного командования, выделению конвоев из войск. А это приводило к недоразумениям, порой и к тяжелым происшествиям из-за непрофессиональных действий неопытных в конвойной службе армейских офицеров и солдат. Дело иногда принимало серьезный оборот, получало огласку в прессе, будоражило общественность.

В связи с расширением сети железных дорог происходит изменение численности команд, сокращение и перераспределение их. Так, сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали и открытие на ней перевозок арестантов до Иркутска привело к упразднению шести конвойных команд Иркутского военного округа и передаче личного состава на формирование конвойной стражи в Туркестанском военном округе и в Закаспийской области. Встал вопрос и о формировании конвойных команд на Кавказе.

Обращается внимание на качественность личного состава конвойных команд и их вооружение. С 1900 года начинается перевооружение команд трехлинейными винтовками. По приказу военного министра штрафованных нижних чинов разрешено переводить из конвойных команд в полевые и резервные войска. В октябре 1902 года начальник Главного штаба дал указание: направлять в конвойную стражу новобранцев с хорошим зрением и крепкого телосложения, евреев в нижние чины не брать, дворян офицерами не назначать, а если будет призван физически неполноценный, то отправлять его в конвойную команду того уезда, откуда он прибыл. Нагрузка на них возрастает в связи с усилением репрессивной деятельности властей, увеличением количества арестантов.

С целью поднятия качества службы, морального и материального стимулирования нижних чинов и поощрения их приказом по Военному ведомству №234 от 30 апреля 1904 года объявлено высочайшее повеление, разрешающее представлять нижних чинов «за особо выдающиеся подвиги» к награждению серебряной медалью с надписью: «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди, а также выдавать денежные награды. Служба конвойных команд в военное время и, особенно в период первой русской революции и после нее достигла наивысшего напряжения. Управлять ими, контролировать их служебную деятельность становилось все труднее. 476 конвойных команд (из 537), находившиеся в ведении уездных воинских начальников и частично местных команд, обслуживали более 170 пеших трактов. Деньги на командировки для проверки службы отпускали редко. Людей не хватало. Перевозки арестантов по железным дорогам проводились в вагонах устаревшей конструкции. Их было около четырехсот. Лишь три новых вагона курсировали по Рязанско-Уральской железной дороге. Частые наряды в караулы и конвои изнуряли солдат. Даже введенный в 1906 году трехлетний срок военной службы не облегчил положение.

Сапожников требовал безусловного соблюдения правил конвойной службы, честности и добросовестности. Ни одно нарушение дисциплины и порядка службы не должно было проходить мимо внимания командиров и оставаться безнаказанным. Конвойная стража - один из исполнительных органов карательной системы государства - работала в те годы с полной нагрузкой. Разумеется, его деятельность осложнялась внутренней обстановкой. Но при этом руководство конвойной стражи стремилось не допускать отступлений от правил службы, превышения властных полномочий со стороны начальников конвойных команд и конвоиров. Существовало немало инструкций, пособий, но специального устава, регулировавшего конвойную службу, не имелось. Его разработкой занимался генерал Сапожников. 10 июня 1907 г. проект Устава конвойной службы был высочайше утвержден. В организационном плане конвойная стража состояла из конвойных команд, которые в свою очередь, в зависимости от внутренней организации, подразделялись на следующие категории:

1. команды, имеющие особых начальников из штаб- и обер-офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов;

2. команды, не имеющие особых начальников из офицеров и в этой связи подчиненных: а) в местностях, где имелись уездные военные начальники, - этим должностным лицам и б) в местностях, где не было уездных военных начальников, - начальниками местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.

В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись на общем для войск основании начальникам гарнизонов и комендантам.

Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на Начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении Главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялись: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их использования. При Главном инспекторе по пересылке арестантов в качестве его порученцев состояли старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер.

Во время несения службы по сопровождению и окарауливанию арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.

Согласно Уставу конвойной службы в обязанности службы конвойных команд входило:

а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактом;

б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;

в) сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;

г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;

д) сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся под стражей штаб - обер-офицеров и гражданских чинов военного ведомства, состоящих на действительной службе; содержащихся под стражей отставных или состоящих в запасе офицеров, не лишенных по суду этого звания; приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;

е) сопровождение арестантов гражданского ведомства при выводе их на работы вне тюремной ограды;

ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;

и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

А через месяц генерал Сапожников, которому уже было 75 лет и который имел почти 60 лет военной службы, был уволен приказом императора от 21 июля 1907 года. Он был произведен в генералы от инфантерии с мундиром и отправлен на пенсию. Этим же приказом главным инспектором по пересылке арестантов и заведующим этапно-пересыльной частью Главного штаба назначен начальник отделения того же штаба генерал-майор Николай Иванович Лукьянов. Он принадлежал к более молодому поколению офицерского корпуса, чье становление проистекало уже в после реформенный период. Лукьянову суждено было стать последним начальником, возглавившим конвойную стражу в последнее десятилетие ее дореволюционного существования. Конвойная служба становилась все более значимой и напряженной.

Новый устав проходил двухгодичное испытание. Лукьянов требовал его неукоснительного исполнения. Он сам проинспектировал множество команд. Распорядился усилить проверки офицерским составом несения конвойной службы, отметив, что по три и более недель конвои вынуждены находиться в отрыве от своих команд и неизбежно уклоняются от уставного порядка. 476 конвойных команд находились в ведении уездных воинских начальников, обслуживая до 175 пеших трактов. Уездные начальники не могли их проверять, офицеров не хватало, да и командировочных денег не отпускали на эти цели. Требовали усовершенствования и железнодорожные перевозки. 400 используемых для этого вагонов нуждались в переделке. ГТУ разработало новый тип арестантского вагона, почти исключающий возможность побегов и дававший большие удобства для конвоя, но на это требовались средства. Лукьянов ходатайствует о приравнивании конвойных команд в части сроков выдачи мундиров к строевым частям (т.е. вместо трехгодичного установить двухгодичный срок носки). Министр юстиции поддержал ходатайство. Но такое нововведение требовало 11509 руб. дополнительных ассигнований. В связи с ростом тюремного населения на 50 процентов Лукьянов просит увеличить штаты команд. Он объездил в инспекционных целях и Европейскую Россию и почти всю Сибирь. У него отложилась масса впечатлений, возникли интересные идеи, но реализация их упиралась в деньги. Содержание конвойных команд все более удорожалось. Государственная Дума согласилась с мнением комиссии по государственной обороне о замене конвойной стражи вольнонаемной охраной

В 1909 году подводились итоги двухлетней практики службы по Уставу конвойной стражи, который представлял собой, по выражению Лукьянова, «первый опыт кодификации разновременно изданных законоположений, инструкций и наставлений по конвойной службе». Получены мнения всех командующих войсками военных округов. Специально созданная комиссия, рассмотревшая присланные замечания, пришла к выводу о необходимости переработать устав.

Устав конвойной службы состоял из 13 глав, включавших 484 статьи. Это была довольно подробная регламентация вида службы, определяющая состав конвойной стражи, подчиненность конвойных команд, права и обязанности команд и конвоиров и т.п.

Строительство конвойной стражи происходило на основе общеармейских законоположений, требований времени, предложений Министерства юстиции и главного инспектора об укреплении конвойных команд, правильности их использования, взаимодействия с армией и жандармерией.

Каждое очередное увольнение в запас опустошало конвойные команды. Руководство добилось разрешения задерживать (при четырехлетнем сроке службы) подлежащих увольнению нижних чинов до 31 марта следующего года, пока не будут подготовлены и зачислены в строй молодые солдаты. С введением в 1906 году трехлетнего срока службы это правило перестало применяться, и потому на старослужащих нижних чинов в течение полугода ложилась вся тяжесть службы, нагрузка которой увеличивалась все более и более. Лукьянов добивается решения о прикомандировании на время первоначальной подготовки новобранцев старослужащих нижних чинов из других частей. Кроме того, он вносит предложение увеличить штатную численность команд на 2000 нижних чинов. Но вопрос застрял в Мобилизационном комитете. Было пересмотрено расписание конвойных команд. В 1910 году происходило реформирование армейской пехоты и других родов войск, упразднены резервные и крепостные войска, что усилило полевые части. Однако эта мера несколько ослабила возможности черпать дополнительные силы для конвойной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.