p align="left">На разных этапах истории земских соборов действовали разные принципы их формирования. Практически все соборы XVI в., как было сказано выше, состояли из «приглашенных» представителей. Приглашались дети боярские, служившие в Москве, представители крупного купечества и, в исключительных случаях, жители территорий, которых касались принимаемые решения. Таким образом, первоначально речь шла не о делегировании полномочий депутатам от избирателей, а о доверии власти участникам соборов. По мнению исследователей, представители сословий в этом случае являлись «агентами правительства», выполнявшими совещательную функцию, сам земский собор был «парламентом чиновников». В начале XVII в., в период Смуты, складывается система выборов. Черносошные крестьяне в XIV-XVII вв. - категория лично свободного сельского населения, владеющая общинными землями и несшая государственные повинности, а с XVIII в. они стали называться государственными крестьянами. Дети боярские в XV-XVII вв. - категория служилых людей «по отечеству»: мелкие землевладельцы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. В начале XVIII в. слились с дворянством. При рассмотрении сложных вопросов боярская Дума с согласия государя могла принять решение о созыве земского собора, после чего по уездным городам на имя воевод рассылались «призывные грамоты», обязывавшие их провести выборы и указывавшие, по каким нормам и от каких сословий должны быть представлены «выборные». Нормы в отдельных землях и в каждом конкретном случае могли отличаться. Часто грамоты нескольким воеводам присылались в один город, и местный воевода должен был разослать грамоты соседям. Этот механизм облегчал работу приказам в Москве, но замедлял процесс выборов в городах и уездах, так как через третьи руки грамоты могли приходить с серьезным опозданием. Воевода, получивший «призывную грамоту», приказывал оглашать ее на торговых площадях и отправлял пушкарей и затинщиков, обслуживавших крепостную артиллерию по поместьям, дабы известить о выборах дворян. К определенному сроку выборы проводились, и «выборные» отправлялись в столицу. Избиратели снабжали их наказами и обеспечивали «прокорм». В XVII в. правительство, по крайней мере иногда, выплачивало депутатам жалование. По челобитью последних оно могло повышаться. 5. Полномочия и сферы деятельности земских соборов
Земские соборы в России не имели четкого определения функций, что отличало их от европейских парламентов. Собирались они только в исключительных, кризисных ситуациях и выполняли главным образом совещательную функцию, представляя мнение «земли». В период Смуты соборы, по крайней мере частично, взяли на себя распорядительную функцию. В частности, это созданный в 1611 г. в Нижнем Новгороде и переместившийся весной 1612 г. в Ярославль «совет всея земли». После окончания Смутного времени соборы вновь сохраняют совещательную функцию. Это, тем не менее, не означает, что сословия не влияли на принятие решений. Их воздействие было велико в 1613-1619 гг., при восстановлении страны на завершающем этапе Смутного времени; и в 1648-1649 гг., в ситуации волны городских восстаний, повлекших за собой, кроме всего прочего, создание Соборного Уложения. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. Крутских, А. В. - М.: ИНФРА - М, 2001.- С. 198. Четырьмя годами позднее при поддержке сословий правительство решилось объявить о приеме в российское подданство населения Украины. Затинщики В XVI-XVII вв.- категория служилых людей «по прибору». Название происходит от слова «затин» - пространство за крепостной стеной. Если возможности сословного представительства в XVI-XVII вв. были очень ограничены, то сферы его деятельности оказываются более разнообразными. Один из наиболее важных вопросов - определение направления внешней политики и, в частности, вопросы войны и мира. Так, в 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы выяснить мнение «земли» о продолжении Ливонской войны. Значение этого совещания оттеняется тем, что собор работал параллельно с русско-литовскими переговорами. Сословия (и дворяне, и горожане) поддержали царя в намерении продолжить военные действия. Следующий собор, решавший такого рода вопросы, собирался в 1621 г. по поводу нарушения Речью Посполитой Деулинского перемирия 1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства собирались в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией, после захвата донскими казаками турецкой крепости Азов. На этих соборах решался вопрос о подготовке к войне, в ходе их высказывались рекомендации правительству относительно дальнейших политических действий. В 1651 и 1653 гг. соборы решали вопрос о характере взаимоотношений с Польшей в связи с созданием антироссийской коалиции на западных и южных границах и по вопросу о присоединении Украины к России. Не менее важным оказался финансовый вопрос. В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов. Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» - чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа. Вопросы внутренней политики, в том числе проведения реформ, также решались при участии земских соборов. Первым из них оказался самый первый в истории России «собор примирения», собранный в 1549 г. Внешне он выглядел как взаимное примирение монарха и аристократии, монарха и общества в целом. Фактически этот собор определил внутреннюю политику Ивана Грозного и послужил началу реформ «Избранной Рады». Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации. Собор 1648 - 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции само- державия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов. Тихомиров, М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. №5.- С. 24. На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть. Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России. Наиболее важным вопросом, к решению которого привлекались «выборные» на «советах» был вопрос о выборе царя. «Избирательные» соборы традиционно выделяются в особую категорию. Первый из них прошел в 1584 г., то есть вскоре после смерти Ивана Грозного. Это было связано с неспособностью наследника Федора Иоанновича заниматься государственными делами и отсутствием у него наследников. С пресечением династии роль земских соборов возросла. Борис Годунов, чтобы получить корону, должен был получить согласие сословий, тем более что его приход к власти происходил в ситуации острой политической борьбы. Его соперником выступил Федор Никитич Романов, отец будущего царя. Современники оставили противоречивую информацию о характере и законности избирательного собора. Тем не менее можно говорить о том, что Борис Годунов был действительно выбранным царем. Бесспорным примером избирательного собора служит, конечно, собор 1613 г. Он показателен и в плане точности информации о нем, и в плане наличия реального выбора. Как известно, кроме Михаила Романова, на царскую корону претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, «воренок» Ивашка (сын Марины Мнишек, жены двух самозванцев), князья Д. Черкасский, Д. Трубецкой, Д. Пожарский (Рюрикович из удельных стародубских князей), И. Голицын и другие. Новая династия на протяжении нескольких десятилетий не могла быть уверена в твердости своих позиций и на первых порах нуждалась в формальном согласии сословий. Как следствие этого в 1645 г., после смерти Михаила Романова, был созван очередной «избирательный» собор, утвердивший на троне его сына Алексея. Весной 1682 г. прошли два последних в истории России «избирательных» земских собора. На первом из них, 27 апреля, избрали царем Петра Алексеевича. На втором, 26 мая, царями стали оба младших сына Алексея Михайловича, Иван и Петр. С этого момента выборы царей, действительные или фиктивные, прекращаются, хотя идея возродилась ненадолго в 1720-х гг., после смерти Петра I, не оставившего наследников. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь. Смена монархов в XVIII веке производилась посредством дворцовых переворотов. 6. Тенденции развития земских соборов в XVII в.
XVII столетие - время расцвета сословного представительства в России. Такая ситуация сложилась во многом по причине пресечения династии Рюриковичей. С 1598 г. соборы, вне зависимости от того, являлись они фиктивными (как, например, выборы царем Василия Шуйского в 1606 г.) или настоящими, перешли от выполнения только совещательной функции к управлению. По меньшей мере, они могли ощутимо влиять на политику монархов. Первое, что бросается в глаза, - действительная выборность царей (1598, 1606, 1610, 1613, 1645, 1682 гг.) Черепнин, Л. В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - С. 205. и, как следствие, необходимость власти считаться с мнением сословий, выбравших его и могущих определить ему наследника. Смутное время привело также к росту роли сословно-представительных органов и превращению их в полновесный властный институт, участвующий в решении важнейших государственных вопросов. Сами соборы становятся выборными. Теперь можно говорить не о доверии правительства к делегатам, а об ответственности последних перед избирателями. Впервые в истории России формируется механизм выборов. Хотя он еще был далек от совершенства и в значительной мере находится под контролем воевод. Причем характер контроля со временем изменялся. Если в первой половине XVII в. воеводы принуждали к самому процессу выборов, то в конце столетия их задачей зачастую было самостоятельно выбрать людей, вызывающих у него доверие. Впрочем, иногда самоуправство воевод бывало вынужденным. Когда избиратели не хотели избирать, а «выборные» не желали ехать на собор, они отправляли делегатов (а иногда и назначали их) в приказном порядке. Деятельность сословного представительства в России не была непрерывной. В правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича соборы пратически не собирались. Однаков 1681 - 1698 гг. идея созыва соборов возвращается. Соборно решается вопрос об отмене местничества, о выборе царей после смерти царя Федора Алексеевича, предполагается соборное решение по вопросу о заключении «вечного мира» с Польшей в 1683 - 1684 гг. И, наконец, после подавления восстания стрельцов в 1698 г. вновь родилась идея судебного собора на царевну Софью как организатора бунта. Позиция, изложенная представителями московского и смолеского купечества: «А мы молим Бога о том, чтобы государева рука была высока; а мы люди не служилые, службы не знаем, ведает Бог да государь, не стоим не только за свои животы (имущество. - С.К.), и мы и головы свои кладем за государя везде». Позиция дворян по указанному вопросу на соборе 1566 г.: «…А мы, холопи его государские, ныне на конех сидим, и мы за его государ-ское с коня помрем», «…За одну десятину Озерищеского и Полоцкого повету покладем головы свои». Отношение населения к соборам было двояким. С одной стороны, в 1634 г. появляется проект стряпчего И.А. Бутурлина, предполагавший создание постоянного представительного органа, включающего служилых и черных людей. Черепнин, Л. В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - С. 368. Предполагались нормы представительства в зависимости от величины городов. Формироваться оно должно было посредством выборов на определенный срок. Вместе с тем потенциальные избиратели демонстрировали все нарастающий со временем абсентеизм. Соборы были обречены и потому, что монарх в это время не был заинтересован в участии сословий. Соборное Уложение 1649 г. законодательно фиксирует тенденцию к усилению самодержавной власти царя и гарантирует новую династию от низложения. Как следствие земские соборы в конце столетия ушли в небытие. Основы для продолжения их существования не было, что наглядно было продемонстрировано событиями 1720-х гг., когда провалилась идея созыва собора для выбора монарха. Однако попытки инициировать и создать представительные учреждения были предприняты уже во второй половине XVIII в. Задание III. Тесты
1. Народное собрание у восточных славян называлось: а) вече; б) вервь; в) снем; г) пятина. 2. Уложенная комиссия в Российской империи действовала в период правления: а) Екатерины II; б) Петра I; в) Екатерины I; г) Анны Иоанновны. 3. В начале XX века в Российской империи действовало Государственных дум: а) две; б) три; в) четыре: г) пять. 4. Первый президент России был избран: а) 12 июня 1990 г.; б) 12 июня 1991 г.; в) 19 августа 1991 г.; г) 12 декабря 1993 г. Задание IV. Объясните термины|
Посадник | Избранная Рада | Титулярный советник | | Земство | Е.И.В. Канцелярия | Общественное призрение | | Исправник | Совнарком | Демократическое совещание | | МГБ | Курия | Совет безопасности | | |
Посадник - 1) наместник князя в землях Древнерусского государства 10-11 вв. 2) Высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 вв. и Пскове в 14 - нач. 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече. Избранная Рада - неофициальное правительство Русского государства в кон. 40-50-х гг. 16 в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов; присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Реформы центрального и местного государственного аппарата. Титулярный советник - в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса. Земство - выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864. Е.И.В. Канцелярия - Сомбственная Егом Имперамторского Велимчества канцелямрия (сокращённо -- Собственная Е. И. В. канцелярия) -- личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Общественное призрение - губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Исправник-в России глава уездной полиции. В 1775-1862 избирался дворянами (назывался капитан-исправник), затем назначался правительством. Совнарком - в 1917-46 название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров. Демократическое совещание - (Всероссийское), Петроград, 14-22 сентября (27 сентября - 5 октября) 1917. Созвано ВЦИК (Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом) и исполкомом Советов крестьянских депутатов в целях ослабления нараставшего общенационального кризиса и укрепления позиций Временного правительства. Присутствовало 1582 делегата от Советов, профсоюзов, организаций армии и флота, кооперации и др. (эсеры, меньшевики, большевики, трудовики). Из-за разногласий зашло в тупик; из своего состава выделило представителей в постоянный орган - Временный совет Российской республики (Предпарламент), которому передало свои функции. МГБ - центральные органы государственной власти СССР, ведавшие вопросами государственной безопасности в феврале -- июле 1941 г. и в 1943--1953 гг. Наряду с Министерством внутренних дел СССР, Министерство государственной безопасности СССР являлось союзно-республиканским министерством. Курия - особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах в Государственную думу в 1905--1907 гг. Согласно избирательному закону от 6 августа 1905 г., избиратели группировались по трем куриям: землевладельческой, городской и крестьянской; законом от 11 декабря 1905 г. была организована дополнительно четвертая курия -- рабочая. Согласно закону от 3 июня 1907 года, избиратели России голосовали по 5 куриям: 1) землевладельческой, 2) крупных городских собственников, 3) мелких и средних городских собственников, 4) крестьянской, 5) рабочей. Каждая курия выбирала установленное количество депутатов обычно независимо от численности избирателей данной курии. Совет безопасности - Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Статьей 127.3 Конституции СССР устанавливалось, что Президент СССР возглавляет Совет безопасности СССР, на который возлагается выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе. Члены Совета безопасности назначались Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации СССР и по согласованию с Верховным Советом СССР. Список литературы1. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. Крутских, А.В. - М.: ИНФРА - М, 2001.- 398 с. 2. Государственное управление в России: Учебник для вузов / под ред. Марковой, А.Н - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 333с. 3. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн. М., 1992 - 1993. 4. Тихомиров, М.Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. №5. 5. Черепнин, Л.В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - 417 с.
Страницы: 1, 2
|