на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История государственности древнего мира
p align="left">С помощью армии и бюрократического аппарата индийское рабовладельческое государство поддерживало угодный господствующим классам порядок в стране и удерживало в повиновении угнетенные массы населения. Индия являлась государством, где не совсем прочные экономические связи между отдельными ее частями компенсировались строгой централизацией управления. Как только эта централизация ослабевала, государство распадалось на отдельные самостоятельные политические образования.

1.4 Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIIIXI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XIIII вв. до н.э.), 3) период Цинь (221207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьянеобщинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VIIV вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIVXI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

2. Древнегреческое государство

2.1 Афинское государство

Разложение первобытнообщинного строя и образование городов-государств (полисов) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские города-полисы представляли собой образцы демократии.

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки первобытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Согласно преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных группы филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называли "синойкизмом" и приписывали его легендарному царю Тезею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать должности. Продолжается ослабление власти вождя-базилевса. В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. "архонтов", к которым теперь и переходят функции управления. Сначала архонты выбирались пожизненно. Позднее их стали выбирать сроком на 10 лет, а с 683 г. до н.э. ежегодно. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт председатель коллегии, второй военноначальник, третий жрец.

Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

Еще в VII в. до н.э. появился орган контроля за деятельностью архонтов ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной совет старейшин.

Уже в VII в. до н.э. Аттика была разделена на мелкие территориальные округа навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы.

Данные органы власти укрепили аристократическую форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ) стал требовать от властей улучшения своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.

На этом делении и базируется вся система государственных должностей. Архонтами могли быть только лица, принадлежавшие к первому разряду.

Солон создал Совет 400 (булэ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

Солон учредил также суд присяжных гелиэю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, однако же не сломили её влияние до конца. Начатые реформы завершил Клисфен, который разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 высший правительственный орган.

Важность преобразований Солона и Клисфена состояла в том, что они способствовали ликвидации первобытнообщинного строя и возникновению развитой формы государства демократической республики

Афинская демократия управлялась тремя органами власти: народным собранием, Советом 500, должностными лицами.

В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. До 451 г. до н.э. правом гражданства обладал всякий, кто родился от отца афинянина, но с 451 г. до н.э. закон Перикла установил, что для приобретения прав афинского гражданства необходимо было, чтобы оба родителя были афинскими гражданами. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет, т. е. с момента внесения в списки демотов. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет. Хотя к середине V в. до н.э. число свободных граждан в Афинах приближалось к 42000, однако в народном собрании, как правило, принимали участие не более 2 3 тыс. человек, причем большинство собрания состояло всегда из городских жителей. Крестьяне, для которых участие в собрании связывалось с длительным пребыванием в городе Афины и с отрывом от хозяйства, были почти лишены фактической возможности участвовать в нем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.