на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История развития финансового права в России
p align="left">Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики (конец 80-х гг.) в науке финансового права появились очень интересные работы С.В. Запольского, посвященные финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий.

С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансового права начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности. Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесен работами А.Н. Козырина, Г.А. Тосуняна.

В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права была написана и издана работа К.С. Бельского «Финансовое право», посвященная истории развития этой науки.

Заметными явлениями сегодня в финансово-правовой науке являются практически актуальные работы С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Брызгалина.

В настоящее время интерес к науке финансового права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кандидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также монографические работы молодых ученых.

§ 2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе

В настоящее время наука финансового права переживает период очень активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа, Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридической практики, главным образом законодательной, к науке.

Новое бремя поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов.

Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права прежде всего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточнения определение предмета финансово-правового регулирования. Хотя в этом направлении уже много сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства k муниципальных образований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих отношений, Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, -- то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным Вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Наконец, требуют серьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Кроме того, в настоящее время в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в частности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности. Уже появились отдельные исследования, доказывающие существование финансово-правовой ответственности предприятий-налогоплательщиков, а также финансово-правовой ответственности за нарушение таможенного законодательства. Однако целостного научного исследования по вопросам финансово-правовой ответственности нет.

В рамках общетеоретических проблем финансового права в задачу финансово-правовой науки сегодня следует включить и исследование финансово-правовых аспектов государственного и муниципального финансового контроля. Эта задача весьма актуальна в связи с тем, что сегодня заметно расширилось число органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль. При этом их компетенции часто пересекаются и существует реальная потребность унификации как системы этих органов, так и законодательства о государственном и муниципальном финансовом контроле.

Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новой концепцией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетного федерализма, переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета и т.д. Свидетельством этого является принятие Бюджетного кодекса РФ, который призван в перспективе создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федерации. Между тем проблемы бюджетного права не исследовались наукой финансового права на уровне кандидатских и докторских диссертаций уже около 20 лет.

Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансового права. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. Э равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов.

В учебниках финансового права последних лет все чаще рассматривается правовой режим финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока не исследовались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государственные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентрализованных государственных и местных финансов многоотраслевой, весьма важно с, научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права.

Налоговое право по-прежнему остается в центре науки финансового права. В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ и разработкой его особенной части значимыми являются исследования, непосредственно востребуемые практикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, налогово-проверочного производства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д. Кроме того, в задачу науки финансового права включается и моделирование особенной части НК РФ.

В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, а также Бюджетного кодекса РФ принципиально меняется научный взгляд на систему неналоговых доходов бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались в отечественной финансово-правовой науке как неналоговые, теперь становятся налоговыми. Например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог на пользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговых доходов бюджета дан в ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют специфические неналоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексное исследование проблем института неналоговых доходов.

Для науки финансового права всегда, т.е. в советское время и сегодня, недостаточно исследованным оставался государственный кредит. Сегодня добавился еще и муниципальный кредит. В системе этих проблем прежде всего является не разграниченной сфера финансово-правового и гражданско-правового регулирования.

Фундаментально наукой финансового права почти не исследовалось государственное страхование. Если в советское время в связи с монополией государственного страхования предмет исследований такого рода был весьма широк, то сегодня в связи с сокращением сферы государственного страхования возникают вопросы: а) какого рода отношения в сфере государственного и муниципального страхования составляют предмет финансового права; б) можно ли считать эти отношения самостоятельным финансово-правовым институтом или нормы, регулирующие эти отношения, «растягиваются» по другим финансово-правовым институтам?

Для науки финансового права всегда являлись актуальными проблемы государственных расходов» Сегодня актуальность этих вопросов еще более возрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую систему исполнения. Кроме того, правовой институт Государственных расходов сегодня существенно расширился за счет включения в него норм, регулирующих финансирование в системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению, пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, ни на уровне научных статей и монографий.

Безусловного внимания со стороны науки финансового права заслуживает сегодня банковская деятельность, расчеты, денежное обращение и валютное регулирование. Более продвинутыми с точки зрения финансово-правовой науки являются сегодня банковская деятельность. В этой области существует уже ряд исследований. Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов, денежного обращения и валютного регулирования. Эти вопросы еще ждут научной разработки финансово-правовой наукой.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В РОССИИ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ XX ВЕКА

§ 1. Финансовое право России в период создания основ советского права

Советскому государству досталось нелегкое наследство. Дефицит государственного бюджета царской России на 1917 г. достигал 25,6 млрд. руб. Для сравнения скажем в 1913 г. весь национальный доход оценивался примерно в 13 млрд. руб. Государственный долг достигал 60 млрд. руб., в том числе зарубежным странам -- 16 млрд. руб. Одной только Франции мы были должны 7 млрд. золотых франков. Реальная покупательная способность рубля накануне Октября составляла 5,5% от довоенного.

Оставив на будущее ликвидацию товарно-денежных отношений, в том числе и финансов, как мыслилось в марксизме, советское государство вынуждено было считаться со сложившимися реалиями. Прежде всего нужно было отыскать источники доходов, чтобы покрыть хотя бы самые неотложные расходы. Решено было пойти по известному пути -- взиманию существующих налогов.

Еще накануне Октября В.И. Ленин писал о необходимости введения справедливого налога на капиталистов, который, по его мнению, даже мог заменить их экспроприацию. Однако, придя к власти, большевики не стали ломать сразу старую налоговую систему. Больше того, уже 5 ноября 1917 г. в специальном обращении к населению председатель Совнаркома писал, что никаких новых налогов пока что вводиться не будет. А 24 ноября был издан декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и Временным правительствами. Правда, вскоре в дело взимания налогов были внесены классовые коррективы. Наряду с облегчением налогового бремени для малоимущих предусматривалось, что налог на прибыль может достигать 95%. Понятно, что такая ставка налога по существу была направлена на финансовое удушение частного предпринимательства.

В старую налоговую систему были внесены лишь небольшие изменения. Так, 17 июня 1918 г. были отменены два малозначительных налога: на лиц, освобожденных от воинской повинности, и налог взамен исполнения воинской повинности натурою. В апреле 1918 г. была несколько изменена система акцизов на табачные изделия, спирт, вино и пр.

Местные Советы, которым постоянно не хватало денег, придумали свой источник: они стали налагать единовременную контрибуцию на буржуазию. Нарком финансов Р. Менжинский направил циркуляр, запрещающий такие действия. Однако ВЦИК распорядился считать директиву Менжинского лишь рекомендацией. Показательно, что к аналогичным мерам прибегали и белогвардейцы, и тоже по классовому принципу. А.И. Деникин свидетельствовал, что на населенные пункты, не поддержавшие белую армию или, тем более, оказавшие ей сопротивление, налагалась денежная контрибуция «смотря по вине».

Доходы советской казны пополнились и национализацией частных банков, объединенных в единый государственный банк. При этом была проведена ревизия частных сейфов. Многие граждане хранили свои ценности не дома, а в банках, арендуя для этого индивидуальные сейфы. По декрету полагалось изъять из этих сейфов драгоценные металлы в слитках, иностранную валюту, часть драгоценностей. При этом украшения, даже драгоценные, возвращались их собственникам. Процедура эта растянулась на несколько месяцев. Только в Москве было вскрыто 22 тыс. сейфов. Правда, обнаружилось, что большая часть ценностей была изъята их владельцами еще до Октября.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.