на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История учений о государстве и праве
p align="left">Фурье внес в развитие социалистической идеологии громадный вклад своей беспощадной, глубокой и все-сторонней критикой современного ему капитализма. «Фурье,-- писал Ф. Энгельс,-- подверг существующие социальные отношения такой резкой, такой живой и остроумной критике, что ему охотно прощаешь его космологические фантазии, которые тоже основаны на гениальном миропонимании* 6.

67.Реформаторские воззрения Р. Оуэна

Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму.

Роберт Оуэн (1771 --1858 гг.) оставил заметный след в истории не только социалистической мысли, но и английского рабочего движения.

Выйдя из ремесленной среды и став крупным пред-принимателем, Оуэн остро воспринимал социальные бедствия английского пролетариата и посвятил свою жизнь сначала попыткам облегчить тяжелую участь трудящихся путем филантропии, предложений «гуман-ного фабричного законодательства», а затем разработке плана коренных общественных преобразований для обе-спечения «благосостояния всего человечества» и по пытке практически реализовать этот план. После не-удачи с этой попыткой (организация «коммунистиче-ской колонии» в США «Новая гармония») Оуэн активно участвует в создании профессиональных и кооператив-ных организаций в Англии. Как отмечал Энгельс, все общественные движения в Англии в интересах рабочего класса и все их действительные достижения были свя-заны с именем Оуэна.

Свои взгляды на существующие порядки, справедли-вую социальную организацию и пути перехода к ней Оуэн изложил в таких работах, как «Новый взгляд на общество, или опыты об образовании и» характере» (1813--1814 гг.), «Книга о новом нравственном мире» (1842--1844 гг.), «Катехизис рациональной системы» (1850 г.) и статьях в журнале «Кризис» (1832-- 1834 гг.).

Оуэн воспринял учение французских просветите-лей-материалистов о том, что человеческий характер определяется социальной средой. Основные пороки существующего строя, по его мнению, порождены заблуждениями человеческого разума и невежеством как правителей, так и управляемых. В обществе господ-ствуют не законы природы, а неразумные человеческие законы, охраняющие несправедливость и наделяющие властью угнетателей. Основная цель этих законов --держать народ в невежестве и нищете.

Задача сводится к тому, чтобы освободить челове-ческий разум от заблуждений, а для этого нужно изме-нить существующий строй на научных основах. Необхо-димо использовать для перехода к новому строю про-мышленный прогресс и научно-технические знания. Это требует устранения основного препятствия на пути к новому строю -- частной собственности. В отличие от Сен-Симона и Фурье, Оуэн видит в частной собствен-ности причину «бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком». Существование частной собственности привело к тому, что «мир насыщен богатством, и всюду царит нищета». Общество долж-но быть устроено так, чтобы все получали выгоды от развития производительных сил; в противном случае обществу грозят насильственное ниспровержение и анархия.

Оуэн -- противник насилия и революции. Он считал, что к справедливому строю ведут пропаганда научных знаний об обществе, путь примера. Люди ложно пони-

440

мают свои интересы, которые в действительности одни и те же у богатых и бедных, у правителей и управляе-мых. Большие надежды в пропаганде и учреждении нового строя Оуэн возлагал на государство. Ни одна из существующих форм государства,, по его мнению, сама по себе не может обеспечить счастье народа (поэтому Оуэн отрицательно относился к движению чар-тистов). Но если правителей просветить, то они будут способствовать общественным преобразованиям. Оуэн настойчиво предлагает свой проект этих преобразова-ний английскому парламенту и королеве Виктории, пра-вительствам Европы и Америки.

План Оуэна предусматривал создание сети коммун, которые со временем распространятся во всем мире, в результате чего возникнет единый порядок управ-ления с единым сводом законов. Это будет коллекти-вистское общество, основанное ,на общественной соб-ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, отношениях взаимопомощи, рациональной и гуманной системе воспитания, нрав-ственности, при которых не нужны поощрения и нака-зания.

Оуэн рисует детальную картину внутренней органи-зации коммун, их взаимоотношений друг с другом. Ком-мунистическое устройство даст простор техническому прогрессу, что обеспечит рост всеобщего благосостояния. Новые могучие производительные силы, служившие до этого только обогащению единиц и порабощению масс, будут работать для благосостояния всех. Каждый смо-жет получить с общественного склада все, что ему нужно, но никто не возьмет больше, чем нужно. Немалое внимание будет уделяться воспитанию. В результате в новом мире вырастет новый в физическом, нравствен-ном и умственном отношении человек. Он будет гармо-

нично развит и лишен эгоизма.

Управление коммуной осуществляется ее членами в соответствии с их способностями и общими интере-сами. Особых органов власти практически нет. Государ-ственная власть будет играть важною--роль в период образования коммун, способствуя их созданию. В после-дующем они, как писал Оуэн, будут доставлять ей мало хлопот. Конечный его идеал -- самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун.

Оуэн предлагал проэкты конституции такой комму-ны. В конституции коммуны «Новая гармония» в США утверждается принцип равноправия и общность иму-ществ. Принципами коммуны являются равенство прав и обязанностей членов коммуны, объединение в работе и развлечениях, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность. Члены коммуны рассматрива-ются как одна семья, «Каждый член общины,-- гово-рится в конституции,-- будет приносить наибольшую возможную для него пользу для общего блага в соответ-ствии с правилами и постановлениями, которые могут быть приняты общиной. Первоочередной задачей общи-ны всегда будет предоставление всем ее членам наилуч-шего физического, нравственного и умственного воспи-тания». В этих положениях не трудно увидеть реализа-цию идеи «от каждого по способности». Вместе с тем все члены коммуны в соответствии со своим возрастом будут получать одинаковую пищу и одежду, поскольку это может быть обеспечено, и все будут жить в одинако-вых домах, «как только это станет осуществимо».

Законодательная власть в коммуне, согласно консти-туции, вручается общему собранию ее членов старше 21 года. Исполнительная власть -- совету, избираемому собранием. Совет подчиняется указаниям большинства собрания, отчитывается перед ним и руководит всеми делами коммуны, а также заключает договоры с дру-гими коммунами.

Проектам Оуэна присущи черты грубой уравнитель-ности и аскетизма, чего не было у Сен-Симона и Фурье. Однако следует отметить, что в отличие от Сен-Симона и Фурье, из критики капитализма Оуэн делает более по-следовательные выводы, видя причину бедственного по-ложения масс в господстве частной собственности и соот-ветственно связывая свой идеал с ее упразднением как необходимым условием коммунистического преобразо-вания общества. Считая религию существенным препят-ствием на пути этого преобразования, одним из «соци-альных зол», Оуэн был чужд религиозных исканий, свойственных Сен-Симону и Фурье. Совершенно новыми в истории социалистической мысли были попытки Оуэна внести идеи коммунизма в рабочее движение. Большое значение имели акцент на использовании результатов промышленного прогресса и уверенность в способности трудящихся организовать производство без капиталистов.

68.Исторические условия возникновения марксизма

Развитие промышленного капитализма вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выражение и защиту интересов этого класса; на основе этих притязаний складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.

К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии. Политико-правовая идеология различных направлений социалистической мысли противостояла буржуазной политико-правовой идеологии. Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.).

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843-1845 гг.

Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть “Манифеста коммунистической партии” текстуально совпадает с составленным сен-симонистами “Изложением учения Сен-Симона” при непременной замене авторами “Манифеста” слова “эксплуатация” термином “борьба”. Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической литературе 20-40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом.

К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения - последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс доказывали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, является пролетариат. Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. “Современная государственная власть, - писали они, - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии”. В книге “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является “государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса”. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. В “Манифесте коммунистической партии”, риторически обращаясь к буржуазии, они писали: “Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.