на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательное право зарубежных стран
p align="left">Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальный единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. Избирательный участок - это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов. Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки. Как правило, избирательный участок меньше избирательного округа, на территории округа располагается несколько, а иногда и много избирательных участок. Однако в больших населённых пунктах при выборах органов местного самоуправления участок может охватывать несколько избирательных округов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц. По избирательным участкам проводятся регистрация избирателей, они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

Далее формируются избирательные органы - это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом - в Узбекистане, правительством - в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица.

Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми. Полномочия общегосударственной комиссии распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах. Окружные избирательные комиссии образуются в избирательных округах, участковые - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Победителя они не определяют, для этого свои протоколы они предоставляют в вышестоящую избирательную комиссию. Также все эти комиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдением законности выборов, организация избирательной кампании и т.д.

Избирательные комиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии иногда, в странах тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, после подсчёта голосов, определения победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные комиссии бывают и постоянными, и временными. Центральная избирательная комиссия создаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже - верховным судом. Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерство внутренних дел.

Помимо регистрации кандидатов, распределения выделенных бюджетных средств, подведения итогов выборов, центральная избирательная комиссия издаёт инструкции, разъяснения и иные акты, которые могут иметь нормативное значение для местных избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.

Участковые избирательные комиссии тоже формируются по-разному. Они могут состоять из служащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительными комитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма). Во многих странах англосаксонского права нет участковых избирательный комиссий.

По общему правилу, голосовать могут только лица, включённые в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования, например, в связи с командировкой, заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который окрашивается специальной краской.

При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если хочет быть включённым в список избирателей. При обязательной регистрации избиратель автоматически включается в список, регистратор обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Таким лицам, потом выдаётся специальная карточка избирателя. Списки бывают либо постоянными, либо периодическими. Избиратель, включённый в список, может в некоторых ситуациях получить удостоверенение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке.

2.2 Выдвижение и регистрация кандидатов

Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. Способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган заявления кандидата, иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция); партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Частный случай - праймериз (первичные выборы в США, Турции); выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Нидерланды). Эти способы во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединением граждан и т.д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными, даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку кандидатов. Во многих странах закон не разрешает, чтобы на одно место баллотировался один кандидат, в таком случае нет выбора.

После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или депутатского мандата.

2.3 Предвыборная агитация

Она начинается в большинстве стран после регистрации кандидата или опубликования их списка, и им официально разрешается вести предвыборную агитацию. Только в отдельных странах (Румыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с определённой даты до дня голосования. Законодательство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жёстко, в других - мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Также закон регулирует начало и время окончания предвыборной агитации, в некоторых странах даже определяется место расклейки афиш. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определённых должностных лиц, органов местного самоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса. Обычно запрещается агитация в воинских частях, в общественном транспорте, она не должна мешать деятельности государственных органов, запрещается вторгаться в личную жизнь граждан и кандидатов. Закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кампании. Нередко государство выделяет из бюджета определённую сумму кандидатам или выдвигающим их партиям на избирательные расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных партией голосов и выдаётся партиям после выборов в качестве возмещения избирательных расходов.

2.4 Голосование и определение результатов выборов

Голосование - подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица. В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями - Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия). В очень редких случаях признаётся действительным и обычный лист бумаги, куда избиратель вписал фамилии кандидатов собственноручно. Голосуя, избиратель может вычёркивать нежелательных кандидатов, но такой способ используется редко. Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата, за которого голосует.

При необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистрированные избиратели, независимо от того, какая система избирательных списков существует. Вовсе не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать. Лишь в странах тоталитарного социализма публикуются данные чуть ли не о стопроцентной явке. В таких странах никаких наказаний в случае неявки не предусматривалось, но применялись разные формы идеологического давления. Такие методы и сейчас используются в этой группе стран. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Если установленный законом процент участия граждан в голосовании не будет достигнут, необходимо проводить повторные выборы или повторное голосование, что отвлекает от других дел и требует много сил. Также закон устанавливает сравнительно низкий процент участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизмом. Законы многих стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и как юридическую обязанность. Такой порядок существует в Греции, Австрии, Италии, Турции и т.д. В качестве наказания принимается общественное порицание. За неявку на выборы суд может лишить на определённое время избирательных прав, в связи с чем такое лицо теряет право занимать должность на государственной или муниципальной службе. В соответствии с законом возможен штраф, налагаемый судом, например, в Египте, в Турции. Самое серьёзное наказание - тюремное заключение до нескольких месяцев (в прошлом в Пакистане). Но штрафы и другие формы наказания не распространяются на лиц, для которых участие в голосовании является факультативным.

3. Избирательные системы зарубежных стран

3.1 Понятие и виды избирательных систем

Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком. Избирательная система в широком смысле - это совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательные системы различаются, прежде всего, по способам определения результатов выборов. Первый подсчёт голосов проводится на избирательных участках, где в час, указанный в законе о выборах, вскрываются избирательные урны, и участковая избирательная комиссия суммирует данные бюллетеней. Эти данные фиксируются в протоколе, который посылается в вышестоящую избирательную комиссию. Все такие комиссии, кроме участковых, суммирует данные протоколов и определяет результат выборов по избирательному округу или в целом по стране. Контроль за ходом подсчёта голосов осуществляют кандидаты, их представители, уполномоченные общественных организаций, пресса, представители других средств СМИ. Процедура определения победителей зависит от той избирательной системы, которая принимается в данной стране. В зависимости от деталей различают множество избирательных систем. Но если исходить из принципиальных различий, то всё это многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной, а также смешанной.

3.2 Мажоритарная избирательная система

Название этой системы происходит от французского слова «мажорите», что значит «большинство». То есть, в её основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат или несколько кандидатов, принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями (партийными списками). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Различают три вида мажоритарной системы: относительного большинства, абсолютного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе относительно большинства избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия). Эта система имеет положительные стороны: она исключает обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов, даёт неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников-кандидатов только два. А когда кандидатов много и голосам избирателей расплываются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50% +1). Эта система критикуется за нерезультативность (Франция). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. При данной системе также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов; либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат, который получит относительное большинство голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного), например, в Чили. Процент голосов избирателей при такой системе может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей.

Наряду с этими тремя системами используются также разновидности мажоритарной системы: система единственного непередаваемого голоса, кумулятивный вотум. Система единственного непередаваемого или непреходящего голоса (полупропорциональная) - когда в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония). При этом избранным считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства. При кумулятивном вотуме (в переводе от латинского «скопление») каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному - все голоса (Бавария). Избиратель может также, если это разрешает закон, применить панашаж, т.е. проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. Результаты здесь также определяются по принципу относительного большинства.

3.3 Пропорциональная избирательная система

Эта система строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоёванными мандатами. Она может быть применена в многомандатных и общегосударственных избирательных округах. В одномандатном округе её применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными системами. Главное в пропорциональной системе - не установление большинства голосов, хотя, конечно подсчёт голосов необходим, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата. Способы: естественная квота и искусственная квота. Самый простой метод вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, вычисление квоты по методу Хэйра. Данный способ применяется в настоящее время в Румынии, Эстонии. При котором общее количество поданных по округу голосов делятся на число депутатских мест по данному округу. В некоторых странах система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Результат, который получается при этом, называется искусственной квотой, а способ вычисления - системой Хагенбаха - Бишоффа.

Наряду с вычислением естественной и искусственной квоты используются и другие способы вычисления квоты, но в общем все они сводятся к системе поисков квоты методом делителей. Более широкое распространение среди таких методов получил метод, предложенный математиком д'Ондтом. При этом методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, - делителей.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определённый процент голосов (например, не менее 17% в Греции). Расчёт избирательной квоты для второго тура производится уже по-новому: исходя из числа оставшихся незамещенных мест. При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подаёт за конкретного кандидата по округу, второй - за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарной системе, вторые - по пропорциональной.

Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе: их несколько, но иногда их комбинируют. Первое правило - правило наибольшего остатка, при котором нераспределённые по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов. Второе - правило наибольшего избирательного числа, по нему места нераспределённые по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. Следующее правило - правило суммирования - суммируются все остатки голосов партий по отдельным взятым округам и нераспределённое число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места.

Правило преодоления заградительного барьера - нераспределённые мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями.

Но искажать пропорциональную систему могут различные приёмы:

Приём панашаж, т.е право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия).

Следующий приём - это приём соединения списков или блокирование - когда партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой.

Приём заградительного пункта - (заградительного барьера) - установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Он используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нём мелких группировок.

Разновидностью пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса - когда избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну их кандидатур любого партийного списка кандидатов.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду или совместно с мажоритарными системами. Если пропорциональная система не искажена дополнениями и поправками, даёт относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.