на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательные споры
p align="left">Предметом обжалования могут быть решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. Правом подачи жалобы наделены избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Кроме этого, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правом обжалования наделяются также члены любых избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса Ст. 29 п. 23. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия комиссии в вышестоящую комиссию или в суд..

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два способа рассмотрения избирательных споров - административный (инстанционный) и судебный.

Они имеют существенные отличия по кругу лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, по предмету обжалования (содержанию электорального конфликта), по установленным процедурам рассмотрения жалоб, по юридическим последствиям принимаемых решений.

Вместе с тем и административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав и разрешения электоральных споров дополняют друг друга в качестве относительно автономных, с юридической точки зрения, способов обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

1.2 Классификация избирательных споров

Для более четкого выявления особенностей процессуальных средств, применяемых судом при разрешении конкретного избирательного спора определенное значение имеет классификация этих самых споров.

В зависимости от вида защищаемого права все избирательные споры она подразделяет на две группы:

1. Избирательные споры о защите активного избирательного права (права избирать).

2. Избирательные споры о защите пассивного права (права быть избранным).

Эта классификация избирательных споров признана самой распространенной, иначе говоря - традиционная.

Избирательные споры проявляются в самых разнообразных формах (видах), которые обусловливаются уровнем выборов, предметом разногласий, составом спорящих сторон.

В зависимости от содержания электорального конфликта можно различать Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. Редактор - д.ю.н. А. В. Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 2004 г.:

1. Споры, связанные с назначением выборов.

2. Споры, связанные с регистрацией (учетом) избирателей.

3. Споры, связанные с образованием избирательных округов и избирательных участков.

4. Споры, связанные с формированием избирательных комиссий.

5. Споры, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов.

6. Споры, связанные с проведением предвыборной агитации.

7. Споры, связанные с финансированием выборов и избирательных кампаний кандидатов.

8. Споры, связанные с организацией голосования, определением результатов выборов.

По кругу участников избирательных споров они подразделяются на:

1. Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами.

2. Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями.

3. Споры между избирательными комиссиями и гражданами.

4. Споры между избирательными комиссиями разных уровней.

5. Споры граждан по поводу осуществления их избирательных прав.

В зависимости от субъектного состава спорного правоотношения Л.А. Киселева выделяет споры о защите избирательных прав:

1. Определенного субъекта (гражданина, общественного объединения и т.п.).

2. Неопределенного круга лиц (избирателей).

М.К. Треушников выделяет ещё одну классификацию - в зависимости от стадии развития избирательного процесса Треушников М.К. судебная защита избирательных прав. Журнал российского права. № 3. 2005 г.:

1. Споры о формировании избирательных округов.

2. Споры о правильности списков избирателей

3. Споры о выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты.

4. Споры по проведению предвыборной агитации.

5. Споры по вопросам проведения голосования и подсчета голосов.

6. Споры по закреплению результатов голосования.

Эта классификация избирательных споров довольно подробная, однако она не может считаться исчерпывающей в связи с многообразием избирательных споров, как по субъекту защиты, так и по объекту спора.

В качестве главных критериев классификации названы:

1. Уровень проводимых споров;

2. Предмет спора.

3. Оспаривающая сторона.

4. Порядок разрешения.

5. Причина возникновения спора.

Оспаривающей стороной могут быть: инициаторы или организаторы избирательного процесса, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, но чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которых по той или иной причине не зарегистрировали в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах.

Признаки: оспаривающая сторона (в избирательном процессе она именуется как заявитель по делу), порядок разрешения спора, причины возникновения спора вряд ли могут рассматриваться как основания для классификации избирательных споров, имеющих значение для судопроизводства. Скорее это обобщение данных по анализу всех споров, возникающих при проведении выборов или референдума. Применительно к судопроизводству может быть принят такой классификационный признак как предмет избирательного спора.

Поэтому возможно разделить все избирательные споры по признаку предмета спора:

1. Споры, возникающие из избирательных правоотношений в связи с нарушением организационно-процедурных правил организации и проведения выборов и проведения референдума.

2. Споры о нарушении нормативно-правового регулирования выборов и проведения референдума.

Предметом защиты во всех случаях разрешения правового конфликта из избирательных правоотношений будут политические права избирать и быть избранными и участвовать в проведении референдума граждан Российской Федерации.

Приведенные точки зрения по вопросу классификации избирательных споров позволяют сделать вывод о неоднородном подходе к этому вопросу ученых процессуального права и ученых материального права. Сложность проведения классификации избирательных споров в том, что избирательные споры многогранны и затрагивают большой круг субъектов.

Анализ сущности и классификации избирательных споров позволяет сделать вывод о том, что суд разрешает спор не из административных правоотношений, а из публично-правовых, избирательных правоотношений.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Существует два порядка разрешения избирательных споров:

Хотя в законодательстве порой отсутствуют специальные правовые нормы, регламентирующие процедурные правила рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями, последними найдены достаточно рациональные формы разрешения конфликтных ситуаций: создание рабочих групп, рассмотрение жалобы в присутствии заявителя и других заинтересованных лиц, привлечение специалистов и экспертов, выезд в необходимых случаях на место возникновения конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами, а также гласность и открытость при рассмотрении избирательных споров.

2.1 Административный порядок разрешения избирательных споров

Для своевременного разрешения избирательных споров оправдала себя практика формирования рабочих групп из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, специалистов, экспертов. Также возможно участие представителей избирательных объединений и общественных движений.

Такие рабочие группы создаются для оперативного рассмотрения жалоб (заявлений), влекущих за собой избирательные споры.

На заседания рабочей группы приглашаются кандидаты, их представители, наблюдатели, представители средств массовой информации (СМИ), а также другие заинтересованные лица.

При необходимости рабочая группа выезжает на место возникновения избирательного спора. Часто такая практика используется в тех случаях, когда требуется повторный подсчет (пересчет) голосов, поданных за кандидатов, если разрыв между победившим и следующим за ним кандидатом незначителен. Чаще всего таким местом бывает нижестоящая избирательная комиссия, иногда - орган исполнительной либо представительной власти соответствующего уровня. Там выясняются непосредственные причины нарушений избирательных прав граждан в ходе сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты, предвыборной агитации, голосования избирателей вне помещений участковых избирательных комиссий.

Если рассматривать общий порядок рассмотрения обращений, поступающих в избирательную комиссию, то его рассматривают Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 2005 г.:

1. Председатель избирательной комиссии.

2. Заместитель председателя избирательной комиссии.

3. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса.

4. Соответствующая рабочая группа.

5. Коллегиально избирательной комиссией.

Как правило, порядок рассмотрения обращений должен быть конкретизирован в подзаконных актах внутреннего пользования (регламент, постановления избирательной комиссии и т.п.).

Участковые избирательные комиссии коллегиально и безотлагательно разрешают избирательные споры, возникшие в день голосования. Сигналы о нарушениях избирательных прав граждан могут поступить от кандидатов, наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, работников СМИ и других заинтересованных граждан.

Установив при рассмотрении избирательного спора нарушения избирательных прав граждан, избирательная комиссия принимает исчерпывающие меры к их устранению, зависящие от ее компетенции. Если принятое решение противоречит действующему избирательному законодательству и ущемляет активное или пассивное избирательное право граждан, комиссия должна отменить его.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно.

Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения П. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ..

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений П. 6 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.:

1. Оставить жалобу без удовлетворения.

2. Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу.

3. Отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (советшить определенное действие).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.