на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Избирательный процесс в России
p align="left">Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003. .

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, предусмотренных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий -- менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.

Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.

Глава 2. Юридическая ответственность

2.1 Понятие и принципы юридической ответственности за нарушение избирательных прав

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю определенных правовых мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правовые ограничения личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность кандидатов за нарушения законодательства о выборах:

наступает за совершение определенного правонарушения (конституционного или административного правонарушения, преступления);

устанавливается государством и всегда предусматривает применение к виновным лицам правовых санкций уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;

связана с наступлением для правонарушителя определенных негативных последствий;

реализуется в установленной процессуальной форме.

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено три вида публично-правовой ответственности:

конституционно-правовая ответственность (она также именуется государственно-правовой ответственностью или ответственностью по избирательному праву);

административная ответственность;

уголовная ответственность.

Несмотря на интенсивность исследования принципов юридической ответственности и наличие обширного материала, эта проблема еще находится в стадии разработки. Среди ученых и практиков отсутствует единство мнений не только по вопросу о системе основополагающих идей юридической ответственности, но даже о трактовке содержания конкретных из них.

Являясь одним из основных элементов юридической ответственности, принципы раскрывают внутренние закономерности существования и развития юридической ответственности, выражают его природу и назначение.

Система принципов юридической ответственности должна выражать надотраслевой подход и состоять из таких основных идей - принципов, которые составляли бы ее сущность во всех отраслях права, где имеется институт юридической ответственности.

2.2 Виды юридической ответственности за нарушение избирательных прав.

1. Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

Конституционно-правовая ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах состоит в применении к виновным кандидатам определенных конституционно-правовых санкций. К ним относятся:

- предупреждение;

- отмена регистрации кандидата;

- отмена решения о признании кандидата избранным.

Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном порядке (предупреждение, отмена решения о признании кандидата избранным) и в судебном порядке (отмена регистрации кандидата).

Рассмотрим особенности применения к виновным кандидатам каждой из указанных конституционно-правовых санкций:

1) Предупреждение является морально-правовой мерой конституционно-правовой ответственности за совершение избирательных правонарушений.

Предупреждение как мера ответственности за совершение избирательных правонарушений предусмотрено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях)

Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства и применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющиеся грубыми или существенными.

2) Отмена регистрации состоит в лишении граждан, обладающих пассивным избирательным правом, статуса зарегистрированных кандидатов. Тем самым гражданину отказывается в праве реализации им пассивного избирательного права на конкретных выборах.

В Федеральном законе об основных гарантиях установлен перечень избирательных правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации.

К числу оснований отмены регистрации кандидата отнесены:

а) вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации;

б) использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократное использование кандидатами преимуществ должностного или служебного положения;

г) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.

д) несоблюдение кандидатом ограничений Федерального закона об основных гарантиях, то есть злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации, выражающееся в агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывах к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганде войны и иных формах запрещенных федеральным законом;

е) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, пунктом 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Отмену регистрации кандидата необходимо отличать от аннулирование регистрации кандидата. Аннулирование регистрации кандидата не является мерой конституционно-правовой ответственности. Субъектом осуществления аннулирования регистрации кандидата является окружная избирательная комиссии, зарегистрировавшая кандидата.

3) Отмена решения окружной избирательной комиссии о признании избранным кандидата.

2. Административная ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

Административная ответственность регламентируется в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и состоит в применении к виновным зарегистрированным кандидатам определенных административных наказаний (как правило, административного штрафа). Административная ответственность кандидатов, за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, закреплена в статьях 5.8-5.12, 5.14, 5.18, 5.19, 5.45, 5.50 КоАП. Так, административная ответственность предусмотрена за:

· нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий проведения предвыборной агитации (ст. 5.8);

· нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9);

· проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом (ст. 5.10);

· проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11);

· изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, либо агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);

· умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам (ст. 5.14);

· подкуп избирателей, осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (ст. 5.16);

· незаконное использование денежных средств при проведении финансирования избирательной кампании кандидатом, зарегистрированным кандидатом (ст. 5.18);

· использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании (статья 5.45);

· нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд (ст.5.50).

Привлечение правонарушителей к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в только судебном порядке.

3. Уголовная ответственность зарегистрированных кандидатов за нарушение законодательства о выборах

За совершение общественно опасных посягательств на избирательные права граждан в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность виновных зарегистрированных кандидатов.

Так, согласно статье 141 УК РФ уголовная ответственность кандидата может наступить за воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав, нарушение тайны голосования, за воспрепятствование работе избирательных комиссий, деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им свои обязанностей.

Совершение виновными лицами данных нарушений избирательных прав граждан и законодательства о выборах влечет применение к ним уголовных наказаний в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста, лишения свободы.

Статья 142 УК РФ предусматривает ответственность за фальсификацию избирательных документов кандидатом или уполномоченным им представителем.

Совершение виновными лицами данных нарушений избирательных прав граждан и законодательства о выборах влечет применение к ним уголовных наказаний в виде штрафа, лишения свободы.

Привлечение правонарушителей к уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно только в судебном порядке.

Глава 3. Особенности правового регулирования избирательного процесса в России

3.1 Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса

В последние годы вышло немало теоретических работ по вопросам соотношения международного права, с одной стороны, и внутригосударственного права - с другой.

Что касается избирательного процесса, то здесь предстоит непростой институционный анализ некоторых особенностей такого соотношения, которые с очевидностью проявляются в избирательных кампаниях последних лет.

Конечно, в области избирательного процесса (неважно - трактовать ли его узко, в рамках защиты прав человека, или более широко) накопился значительный международный правовой и политический нормативный массив. Но в каких пределах, достаточно ли активно и единообразно государства склонны использовать этот массив во внутригосударственном избирательном процессе? Ответ напрямую зависит от характера взаимодействия конкретных международных и национальных норм в данной области. Проблем здесь много - уж слишком нетрадиционна и относительно молода сфера международно-правового и международного политического регулирования.

Вряд ли найдется еще один такой же острый предмет международных отношений, как избирательный процесс, по которому государства столь же рьяно взвешивали бы все нюансы принципа уважения их суверенитета, недопустимости вмешательства в их внутренние дела, нарушения их внутренней компетенции. И чем сильнее в конкретном государстве элементы тоталитаризма (независимо от его природы), тем активнее власти отгораживаются от такого "вмешательства".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.