p align="left">7. Для защиты своих прав работодатель вправе использовать все способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ. Наряду с ними, законопроект предусматривает в случае невозможности определения размера ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну, обладатель вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты по усмотрению суда компенсации в сумме от 50 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Кроме этого, в целях обеспечения иска обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и пресечения действий, нарушающих его права, суд по заявлению обладателя такой информации может запретить ответчику использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве. В случае принятия законопроекта "О коммерческой тайне" в течение некоторого времени будет нарабатываться практика правоприменения, которая позволит при необходимости внести в закон дополнения и изменения. Однако помимо правоприменения, не менее важной представляется "прививка" нашему рынку обычаев цивилизованной предпринимательской деятельности. В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения экономической разведки (проще - экономического шпионажа), целью которых является получение защищаемой информации от компании-конкурента. Для обеспечения безопасности информации современного коммерческого предприятия уже разработаны организационно-технические меры, которые выполняются в меру оснащенности организации средствами защиты и согласно уровню понимания проблемы ее руководством и сотрудниками. Однако, как правило, возникает вопрос, как выбрать ту информацию, которую следует защищать, так как подвергать этой процедуре всю информацию, циркулирующую по ЛВС (локально-вычислительной сети) компании, не имеет смысла хотя бы по экономическим соображениям. Вот здесь и возникает необходимость разделения информации по уровням - грифам. Данный процесс, к сожалению, часто приобретает спонтанный характер. В некоторых случаях, когда во главу угла ставятся требования современных западных стандартов (например, ISO 17799), используют следующую классификацию: · открытая информация; · конфиденциальная информация; · cтрого конфиденциальная информация. Такое деление не является правильным с учетом нормативных документов, действующих на территории РФ. Согласно действующему законодательству Российской Федерации можно применить следующее разграничение информации по грифу конфиденциальности: · открытая информация (ОИ); · для внутреннего использования (ДВИ); · конфиденциальная информация (КИ). При этом необходимо отметить, что право на отнесение информации к какому-либо грифу конфиденциальности и определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю. Базовыми принципами защиты информации являются конфиденциальность, целостность и доступность, соблюдение которых есть необходимое условие обеспечения безопасности различных категорий информации. Открытая информация К открытой информации относится: · информация, подписанная руководством, для передачи вовне (например, для конференций, презентаций и т. п.); · информация, полученная из внешних открытых источников; · информация, находящаяся на внешнем web-сайте компании. ОИ важно соблюдение принципов целостности и доступности. Многие считают, что защищать открытую информацию не имеет смысла. Однако это не так. Согласитесь, подмена первой страницы на web-сайте компании, в зависимости от того, чем именно она будет заменена, может привести к тем или иным нежелательным последствиям различной тяжести. Информация для внутреннего использования К информации ДВИ относится любая информация, используемая сотрудниками в рамках своих подразделений, тематических групп, которая: · циркулирует между подразделениями и необходима для нормального их функционирования; · является результатом работ с информацией из открытых источников (например, дайджест новостей по телекоммуникационному рынку для руководства); · не относится к информации конфиденциального характера; · не относится к открытой информации. То есть к ДВИ можно отнести всю внутреннюю информацию, циркулирующую в сети компании, потеря которой не влечет губительных последствий для ее деятельности. Для ДВИ необходимо соблюдение следующих принципов: целостности, доступности и конфиденциальности (при выходе ее за пределы ЛВС компании). Конфиденциальная информация Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являющаяся общедоступной информацией и в случае разглашения способная нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица. Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Перечень сведений конфиденциального характера изложен в Указе Президента РФ № 188 и в общих чертах относит к таковым следующую информацию: персональные данные, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, служебную, профессиональную и коммерческую тайну и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Для защиты КИ необходимо соблюдение принципов конфиденциальности, целостности и доступности. В современной компании (например, телекоммуникационной) конфиденциальная информация может подразделяться на следующие категории: · персональные данные; · служебная информация; · коммерческая тайна; · профессиональная тайна. Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные на всех работников компании обычно хранятся в отделе кадров. При этом компания несет ответственность перед работниками в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Служебная информация - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Служебная информация - информация органов государственной власти, которую они передают в коммерческие структуры. Отнесение информации к грифу «служебная информация» проводится только органами государственной власти. Например, защита служебной тайны для отрасли связи РФ определена Приказом Министерства РФ по связи и информатизации № 62 от 20.05.03 «О введении в действие СТР-К». Коммерческая тайна - информация, не являющаяся государственными секретами, связанная с производственной, технической, технологической информацией, управлением финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб его интересам. К сожалению, закон «О коммерческой тайне», который помог бы расставить все по своим местам, до сих пор не принят. Целью законопроекта «О коммерческой тайне» является, как это указано в п. 1 ст. 1, «предупреждение недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров и услуг в Российской Федерации». Иначе говоря, проект направлен на установление баланса между интересами хозяйствующих субъектов, общества и государства, то есть недопущение вмешательства в деятельность предприятий, с одной стороны, и защиту общества от необоснованного ограничения предприятиями доступа к информации о своей деятельности - с другой. При этом необходимо отметить, что положения проекта основаны на нормах п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Другим конституционным основанием данного проекта являются нормы п. 1 ст. 44, направленные на защиту свободы творчества и интеллектуальной собственности. Указанный законопроект также развивает ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» Гражданского кодекса РФ. В ожидании принятия проекта попробуем сами определить критерии отнесения информации к рассматриваемой категории. К коммерческой тайне может относиться научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял следующие меры: · определил перечень информации, составляющей коммерческую тайну; · ограничил свободный доступ к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля его соблюдения; · организовал договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну; · нанес на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер. Основными признаками коммерческой тайны современного предприятия является конфиденциальность сведений, отношений, переписки и переговоров между сторонами или сделок. К другим признакам коммерческой тайны, проявляющимся при ее разглашении, относятся: · нанесение экономического ущерба компании; · возникновение у компании убытков в виде упущенной выгоды; · снижение экономической, технической эффективности деятельности компании, в том числе и внешнеэкономической; · нанесение ущерба имиджу компании и дискредитация его как добросовестного, надежного партнера по внешнеэкономической и иной деятельности; · нанесение ущерба престижу и репутации партнера, с которым заключается или осуществлена коммерческая сделка. Одна и та же информация, правомерно полученная или самостоятельно созданная разными лицами, может одновременно составлять коммерческую тайну каждого такого лица. Необходимо не забывать о существовании еще одного «подвида» конфиденциальной информации - профессиональной тайны. Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В части компании, занимающейся предоставлением услуг связи, - это информация операторов связи и иных клиентов, которая передается и обрабатывается в информационно-телекоммуникационных ресурсах компании. Итак, мы рассмотрели принципы, которыми можно руководствоваться при категорировании производственной информации, соблюдая положения ныне действующего законодательства РФ в данной области. Вместе с тем, без принятия законов, которые бы четко оговаривали все условия отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне или персональным данным, отечественный предприниматель будет продолжать сталкиваться с многочисленными трудностями в случаях нарушения своих прав в рассматриваемой области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|