на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коммерческая тайна
p align="left">7. Для защиты своих прав работодатель вправе использовать все способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ. Наряду с ними, законопроект предусматривает в случае невозможности определения размера ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну, обладатель вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты по усмотрению суда компенсации в сумме от 50 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Кроме этого, в целях обеспечения иска обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и пресечения действий, нарушающих его права, суд по заявлению обладателя такой информации может запретить ответчику использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве.

В случае принятия законопроекта "О коммерческой тайне" в течение некоторого времени будет нарабатываться практика правоприменения, которая позволит при необходимости внести в закон дополнения и изменения. Однако помимо правоприменения, не менее важной представляется "прививка" нашему рынку обычаев цивилизованной предпринимательской деятельности.

В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения экономической разведки (проще - экономического шпионажа), целью которых является получение защищаемой информации от компании-конкурента.

Для обеспечения безопасности информации современного коммерческого предприятия уже разработаны организационно-технические меры, которые выполняются в меру оснащенности организации средствами защиты и согласно уровню понимания проблемы ее руководством и сотрудниками.

Однако, как правило, возникает вопрос, как выбрать ту информацию, которую следует защищать, так как подвергать этой процедуре всю информацию, циркулирующую по ЛВС (локально-вычислительной сети) компании, не имеет смысла хотя бы по экономическим соображениям. Вот здесь и возникает необходимость разделения информации по уровням - грифам.

Данный процесс, к сожалению, часто приобретает спонтанный характер. В некоторых случаях, когда во главу угла ставятся требования современных западных стандартов (например, ISO 17799), используют следующую классификацию:

· открытая информация;

· конфиденциальная информация;

· cтрого конфиденциальная информация.

Такое деление не является правильным с учетом нормативных документов, действующих на территории РФ. Согласно действующему законодательству Российской Федерации можно применить следующее разграничение информации по грифу конфиденциальности:

· открытая информация (ОИ);

· для внутреннего использования (ДВИ);

· конфиденциальная информация (КИ).

При этом необходимо отметить, что право на отнесение информации к какому-либо грифу конфиденциальности и определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Базовыми принципами защиты информации являются конфиденциальность, целостность и доступность, соблюдение которых есть необходимое условие обеспечения безопасности различных категорий информации.

Открытая информация

К открытой информации относится:

· информация, подписанная руководством, для передачи вовне (например, для конференций, презентаций и т. п.);

· информация, полученная из внешних открытых источников;

· информация, находящаяся на внешнем web-сайте компании.

ОИ важно соблюдение принципов целостности и доступности.

Многие считают, что защищать открытую информацию не имеет смысла. Однако это не так. Согласитесь, подмена первой страницы на web-сайте компании, в зависимости от того, чем именно она будет заменена, может привести к тем или иным нежелательным последствиям различной тяжести.

Информация для внутреннего использования

К информации ДВИ относится любая информация, используемая сотрудниками в рамках своих подразделений, тематических групп, которая:

· циркулирует между подразделениями и необходима для нормального их функционирования;

· является результатом работ с информацией из открытых источников (например, дайджест новостей по телекоммуникационному рынку для руководства);

· не относится к информации конфиденциального характера;

· не относится к открытой информации.

То есть к ДВИ можно отнести всю внутреннюю информацию, циркулирующую в сети компании, потеря которой не влечет губительных последствий для ее деятельности.

Для ДВИ необходимо соблюдение следующих принципов: целостности, доступности и конфиденциальности (при выходе ее за пределы ЛВС компании).

Конфиденциальная информация

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являющаяся общедоступной информацией и в случае разглашения способная нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Перечень сведений конфиденциального характера изложен в Указе Президента РФ № 188 и в общих чертах относит к таковым следующую информацию: персональные данные, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, служебную, профессиональную и коммерческую тайну и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Для защиты КИ необходимо соблюдение принципов конфиденциальности, целостности и доступности.

В современной компании (например, телекоммуникационной) конфиденциальная информация может подразделяться на следующие категории:

· персональные данные;

· служебная информация;

· коммерческая тайна;

· профессиональная тайна.

Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные на всех работников компании обычно хранятся в отделе кадров. При этом компания несет ответственность перед работниками в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Служебная информация - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Служебная информация - информация органов государственной власти, которую они передают в коммерческие структуры. Отнесение информации к грифу «служебная информация» проводится только органами государственной власти. Например, защита служебной тайны для отрасли связи РФ определена Приказом Министерства РФ по связи и информатизации № 62 от 20.05.03 «О введении в действие СТР-К».

Коммерческая тайна - информация, не являющаяся государственными секретами, связанная с производственной, технической, технологической информацией, управлением финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб его интересам.

К сожалению, закон «О коммерческой тайне», который помог бы расставить все по своим местам, до сих пор не принят. Целью законопроекта «О коммерческой тайне» является, как это указано в п. 1 ст. 1, «предупреждение недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров и услуг в Российской Федерации». Иначе говоря, проект направлен на установление баланса между интересами хозяйствующих субъектов, общества и государства, то есть недопущение вмешательства в деятельность предприятий, с одной стороны, и защиту общества от необоснованного ограничения предприятиями доступа к информации о своей деятельности - с другой. При этом необходимо отметить, что положения проекта основаны на нормах п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Другим конституционным основанием данного проекта являются нормы п. 1 ст. 44, направленные на защиту свободы творчества и интеллектуальной собственности. Указанный законопроект также развивает ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» Гражданского кодекса РФ.

В ожидании принятия проекта попробуем сами определить критерии отнесения информации к рассматриваемой категории.

К коммерческой тайне может относиться научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял следующие меры:

· определил перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

· ограничил свободный доступ к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля его соблюдения;

· организовал договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну;

· нанес на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер.

Основными признаками коммерческой тайны современного предприятия является конфиденциальность сведений, отношений, переписки и переговоров между сторонами или сделок. К другим признакам коммерческой тайны, проявляющимся при ее разглашении, относятся:

· нанесение экономического ущерба компании;

· возникновение у компании убытков в виде упущенной выгоды;

· снижение экономической, технической эффективности деятельности компании, в том числе и внешнеэкономической;

· нанесение ущерба имиджу компании и дискредитация его как добросовестного, надежного партнера по внешнеэкономической и иной деятельности;

· нанесение ущерба престижу и репутации партнера, с которым заключается или осуществлена коммерческая сделка.

Одна и та же информация, правомерно полученная или самостоятельно созданная разными лицами, может одновременно составлять коммерческую тайну каждого такого лица.

Необходимо не забывать о существовании еще одного «подвида» конфиденциальной информации - профессиональной тайны.

Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В части компании, занимающейся предоставлением услуг связи, - это информация операторов связи и иных клиентов, которая передается и обрабатывается в информационно-телекоммуникационных ресурсах компании.

Итак, мы рассмотрели принципы, которыми можно руководствоваться при категорировании производственной информации, соблюдая положения ныне действующего законодательства РФ в данной области. Вместе с тем, без принятия законов, которые бы четко оговаривали все условия отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне или персональным данным, отечественный предприниматель будет продолжать сталкиваться с многочисленными трудностями в случаях нарушения своих прав в рассматриваемой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.