на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционная характеристика правового статуса личности
p align="left">В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд законов, в том числе Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российские вести. №174, 09.09.1318.; Федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, №14, ст. 1650.", от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, №2, ст. 150.", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №91-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 21.09.1998, №38, ст. 4736.", от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания. Вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.04.1995, №14, ст. 1212." и др.

Большое значение для охраны здоровья граждан Российской Федерации имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Реализация права граждан на бесплатное медицинское обслуживание происходит в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, №27, ст. 920.", иными нормативными правовыми актами.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, и иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравсоцразвития России.

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения являются важной дополнительной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В этих целях в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов и программ, в том числе Федеральные законы от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.10.2006 №171-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, №18, ст. 2206.", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, №9, ст. 713." и др.

Целям охраны здоровья населения служат Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и иных отраслей права.

В целях обеспечения конституционных прав каждого на жизнь и на охрану здоровья Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует граждан Российской Федерации от умышленного утаивания информации, а также от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и иные виды ответственности.

В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила принципы рыночной экономики, которые явились основой для перехода общества и государства от социалистической системы к свободному рынку. Экономическая основа конституционного строя РФ закреплена в ст. 8 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 8 Конституции устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти гарантии являются одновременно и принципами рыночной экономики. Данные гарантии исключают возможность всеобъемлющего регулирования государством хозяйственной жизни. Государство снимает с себя функции организатора совместной деятельности всех членов общества в сфере экономики, контролера меры труда и потребления, каким было социалистическое государство (в соответствии с принципом социализма "от каждого - по способностям, каждому - по труду"). Государство сохраняет за собой лишь функции арбитра между конкурирующими частными субъектами хозяйствования, в задачи которого входит установление общих правил, разрешение споров и борьба с монополистической деятельностью.

Основы экономической системы, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, получают свое развитие в конституционных экономических правах и свободах (ст. 34, 35, 36 Конституции). В "Основах конституционного строя" государство задает исходные критерии для экономики и гарантии для реализации экономических прав и свобод человека и гражданина. В отличие от прежней Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет основы экономического строя не непосредственно, поскольку в новой Конституции нет специальной главы об основах экономической системы, а через установление экономических прав и свобод (гл. 2) и их гарантий (гл. 1). Таким образом, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность экономических норм в гл. 1 и гл. 2 Конституции РФ.

Для того чтобы определить понятие и виды конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина, необходимо рассмотреть вопрос о месте экономических прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Экономические права и свободы человека и гражданина содержатся в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Следует заметить, что большинство современных ученых-конституционалистов (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай) при классификации прав и свобод человека и гражданина не выделяют экономические права в отдельную группу. Наиболее распространенная в науке классификация прав человека и гражданина основана на выделении личных, политических, социально-экономических и культурных прав.

Ряд ученых не проводят внутреннего деления в группе социально-экономических прав. Академик О.Е. Кутафин полагает, что "к социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья и т.д Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. С. 235.."

Другие ученые, несмотря на объединение экономических, социальных и культурных прав в одну группу, тем не менее дают каждой подгруппе отдельную характеристику. Например, Н.С. Бондарь представляет социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав: 1) рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности и иных форм экономической, трудовой деятельности; 2) социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан; 3) социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативных воздействий рынка; 4) социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности.

К рыночно-экономическим правам и свободам Н.С. Бондарь относит: право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37) Бондарь Н.С. Права человека и Конституция РФ. Ростов-на-Дону, 1998. С. 186..

Вызывает сомнение обоснованность объединения социальных и экономических прав в одну группу. По сути, ученые пытаются объединить несовместимые и внутренне противоречащие друг другу понятия: принцип свободного рынка и принцип социальной справедливости. Несмотря на принципы равенства, имущественной самостоятельности, автономии воли, провозглашаемые в гражданском праве, реальные экономические отношения, основанные на этих принципах, приводят к возникновению экономической зависимости одной стороны сделки над другой (в любом договоре есть должник и кредитор). Как указывает Е.А. Лукашева, "экономически-властный характер этих отношений усиливался по мере того, как средства к жизни и экономические ресурсы, необходимые для выживания многих людей, попадали под контроль и в монопольное распоряжение немногих лиц Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 43.". При концентрации экономических ресурсов в руках группы лиц возникает почва для экономической эксплуатации наемного труда капиталом. При эксплуатации происходит присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства. Таким образом, в условиях свободного рынка отношения, основанные на равенстве, трансформируются в отношения экономического господства и зависимости. Для поддержания баланса интересов в обществе устанавливаются социальные гарантии, обязанности для предпринимателей. Одна из функций государства в условиях рыночной экономики - перераспределение благ от собственников средств производства к социально незащищенным гражданам. Поэтому социальные гарантии государства гражданам, закрепленные в Конституции, а также социальные обязанности предпринимателей - важный элемент сдержек и противовесов в обществе. Таким образом, вызывает сомнение утверждение Н.С. Бондаря о том, что для экономических, социальных и культурных прав и свобод "характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания... А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества". Полагаем, что материальное содержание у них разное. И это приводит к тому, что экономическая власть сосредоточена в руках одних людей, а социальные гарантии направлены на других людей. У экономических и социальных гарантий разные цели: первые направлены на формирование свободного рынка; вторые на поддержание малоимущих граждан, обеспечение достойного жизненного уровня для тех, кто не может самостоятельно это сделать.

Рассматривая соотношение социальных и экономических прав, следует заметить, что экономические права первичны и возникли раньше, чем социальные права. Без гарантий экономических прав, без развитой экономики невозможно реализовывать социальные программы. Государство выполняет возложенные на него социальные функции посредством формирования годового бюджета и бюджетов каждой социальной программы. А соответствующие бюджеты формируются из тех денег, которые идут в виде налогов от предпринимателей.

Несмотря на существующие отличия экономических прав от социальных, следует сказать о наличии единой системы прав и свобод человека и гражданина. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается, что "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами". Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции от 4 декабря 1986 г. провозгласила "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав".

Приведенные суждения не следует рассматривать как попытку оторвать экономические права от других конституционных прав. Считаем, что экономические права следует не объединять с социальными, а рассматривать наряду с политическими, гражданскими, социальными и культурными. Ни в Декларации прав и свобод человека и гражданина, ни в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах нет понятия "социально-экономические права". Думается, что, перечисляя экономические, социальные и культурные права, на первое место следует ставить именно экономические как основу для социальных и культурных прав, что и делается в Международном пакте 1966 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.