на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (на примере МО ГО "Город Южно-Сахалинск")
) разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления (п.3 ст. 6);

2) определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 6);

3) установление порядка государственной регистрации уставов муниципальных образований (п.3 ст. 8);

4) определение порядка установления территорий муниципальных образований (п.1 ст. 12);

5) установление гарантий учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (п.2 ст. 13);

6) установление порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований (п.3 ст. 13);

7) установление рамочных условий определения полномочий, порядка формирования, сроков полномочий, организации деятельности, наименований органов и должностных лиц местного самоуправления выборных лиц местного самоуправления (п.1 ст. 14, п.4 ст. 16, п.2 ст. 17);

8) установление порядка проведения муниципальных выборов (п.1 ст. 15, п.2 ст. 16, п.2 ст. 23);

9) установление рамочных условий осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (п.6 ст. 15);

10) установление рамочных условий определения порядка проведения местного референдума, собрания (схода) граждан, принятия и изменения соответствующих решений (п.6 ст. 15, п.6 ст. 22, п.2 ст. 24);

11) установление рамочных условий наименований и видов правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядка их принятия, полномочий по их изданию (п.1 ст. 19);

12) установление административной ответственности за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (п.3 ст. 26);

13) установление рамочных условий порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления и иных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления (ст. 27);

14) определение ситуаций, в которых население непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности (п.2 ст. 29);

15) установление ограничений хозяйственной деятельности, которые вправе вводить органы местного самоуправления (п.3 ст. 32);

16) установление нормативов отчислений в местный бюджет от налогов субъектов Федерации (п.1 ст. 36);

17) установление минимально необходимых расходов местных бюджетов (п.3 ст. 37);

18) регулирование вопросов получения муниципальными образованиями платы от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования (ст. 40);

19) досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления либо должностного лица местного самоуправления в случае установленных судом нарушений федеральных или региональных законов, а также устава муниципального образования (п.3 ст. 49);

20) установление порядка наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (ст. 50)[5]

Оценивая ситуацию с формированием регионального законодательства по вопросам местного самоуправления можно констатировать, что во всех субъектах Российской Федерации во исполнение требований Конституции Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76) идет формирование регионального законодательства о местном самоуправлении. В значительной части субъектов Российской Федерации уже приняты законы, как по общим вопросам осуществления местного самоуправления, так и по отдельным вопросам, подлежащим регулированию на региональном уровне, в том числе - по вопросам проведения муниципальных выборов, осуществления муниципальной службы, государственной регистрации уставов муниципальных образований, порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, разграничения объектов муниципальной и региональной государственной собственности и т.д.

В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.

Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования.

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления…" (ст.8 ч.2) указывает лишь на то, что устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно[5]. При этом не называются субъекты, обладающие правом разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе сделать самостоятельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков устава муниципального образования[5]

Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработки уставов в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Одна группа законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня разработчиков.

Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обладающих правом разработки и внесения проектов уставов на рассмотрение представительного органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие). Так, согласно части 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея "О местном самоуправлении…" правом разработки и внесения проекта устава муниципального образования наделены:

1) граждане, обладающие избирательным правом, или группы граждан;

2) общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;

3) органы местного самоуправления.

Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наделенных правом разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном самоуправлении Карачаево-черкесской Республики, Оренбургской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Закон Приморского края "О местном самоуправлении…" (ст. 22 ч. 4) наделяет таким правом депутатов представительного органа. Закон Рязанской области "О местном самоуправлении…" ко всему этому предоставляет право разработки и внесения проекта устава главе муниципального образования.

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации [5].

Практическая реализация норм законов о принятии уставов муниципальных образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах Российской Федерации и ряде муниципальных образований уставы приняты представительными органами местного самоуправления. В других уставы муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах (Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес граждан к законотворческому процессу, к организации управления территорией. По сути дела, люди сами создают «малую конституцию» для своей «малой Родины», судьба которой им небезразлична.

Принятие таких актов гражданами вызывает чувство гордости, здорового патриотизма, уверенности и самостоятельности в решении задач местного значения. В то же время это способствует повышению уровня правовой культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления правового государства.

Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмотрен также в самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2 Устава города Северодвинска Архангельской области устанавливает, что Устав Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 8 части 3 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[5].

Разграничение компетенции между федеральным, региональным и муниципальным уровнями правового регулирования в наиболее общем виде осуществлено Конституцией Российской Федерации, в которой содержатся нормы о государственных гарантиях местного самоуправления (статьи 12, 133); об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установления общих принципов организации местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72); о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132).

Регулирование вопроса разграничения компетенции по вопросам местного самоуправления между уровнями власти получило свое развитие в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названный Закон содержит специальные статьи 4 и 5 - "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления" и "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления", а также статью 6 "Предметы ведения местного самоуправления"[17]

В статье 6 названного Закона содержится перечень из тридцати вопросов местного значения. Этот перечень не может быть сокращен правовыми актами субъектов Российской Федерации, но региональными законами к вопросам местного значения могут быть отнесены и иные вопросы. В статье 6 содержится также принципиально важное положение о праве муниципальных образований принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Данные нормы входят в состав федеральных гарантий самостоятельности местного самоуправления.

Наряду с указанными нормами в Федеральной Конституции предусмотрены также наличие государственных гарантий местного самоуправления (статьи 12, 133) и возможность ограничения прав граждан федеральными законами с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Из изложенного следует, что:

1) на уровне Российской Федерации подлежат установлению федеральные государственные гарантии местного самоуправления, общефедеральные принципы организации местного самоуправления, а также могут устанавливаться федеральным законом ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления в целях, указанных в статье 55 Конституции России;

2) на уровне субъектов Российской Федерации подлежат установлению региональные государственные гарантии местного самоуправления, общерегиональные принципы организации местного самоуправления, а также может устанавливаться законом перечень вопросов, исключенных из ведения муниципальных образований соответствующего субъекта Федерации;

3) на муниципальном уровне должны приниматься нормативные правовые акты о решении вопросов местного значения, с соблюдением условий, установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами в пределах компетенции соответствующего уровня государственной власти.

Следует отметить, что большой объем нарушений законодательства в процессе формирования нормативно-правовой базы местного самоуправления имеет определенные объективные обстоятельства.

К числу таковых можно отнести следующие:

1) новизна проблематики местного самоуправления в России (впервые сам термин “местное самоуправление” вошел в отечественное законодательство лишь в 1990 году). Отсутствие общепризнанной теории российского муниципального права. Следствием указанных обстоятельств является, в частности, неполнота и эклектичность законодательства по местному самоуправлению как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также отсутствие достаточного числа специалистов, в первую очередь - юристов, владеющих проблематикой местного самоуправления. В условиях современного российского законодательства для принятия юридически безупречного правового акта недостаточно просто изучить нормативные правовые акты. Акты законодательства, принятые соответственно до вступления в силу Конституции России, федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” необходимо проанализировать на предмет соответствия им, что крайне затруднительно в условиях дефицита соответствующих специалистов;

2) недостаточное понимание многими деятелями публичной политики, включая и ряд региональных и муниципальных лидеров, принципиально новой концепции Конституции Российской Федерации о государственном устройстве России, кардинально отличающейся от ранее существовавшей концепции жестко централизованного государства;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.