на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право России
p align="left">

11. Конституция РФ 1993 года

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 - местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная - устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство - основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная - закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая - определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная - определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ

12. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства. Конституция РФ

(от лат. -- устанавливаю, учреждаю) -- основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция -- явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ -- краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадлежит главе ^озаглавленной "Основы конституционного строя", своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.

13. Юридические свойства Конституции РФ

- основные обусловленные правовой природой данного нормативного акта юридические характеристики. Свойства: 1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права, во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний. Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства. 2) Учредительный характер. Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и обще-ого устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть. 3) Нормативность предписаний. Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта. 4) Прямое действие. Различают две основные формы -самостоятельное; -действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права

14. Россия - суверенное гос-во

Гос суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Гос-во ядро политической системы. Такая роль гос-ва вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций госго суверенитета:

1. Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий гос-ва. Суверенитет может быть ограниченным, если гос-во передает кому-то часть своих полномочий.

2. Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство гос-ва: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).

3. Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак гос-ва (проявляется в том, что гос власть верховная и единая), но гос-ва в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.

Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать гос суверенитет. У госго суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция гос-ва или полномочия госй власти. Но компетенцию гос-ва нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия гос-ва реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет гос-ва связывается с компетенцией гос-ва посредством суверенных признаков гос-ва.

Суверенные признаки гос-ва - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет гос-ва не может существовать. В эти признаки входит:

1. Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и полит. ценностей, осуществляется органами госй власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.

2. Собственная территория - которая очерчена госй границей.

3. Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория гос-ва не может меняться без его согласия.

4. Собственная система органов госй власти.

5. К. и собственное отраслевое законодательства - К. правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.

1. Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.

2. Наличие собственной налоговой системы и бюджета.

3. Наличие вооруженных сил.

4. Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.

5. Наличие государственных символов (герба, флага и гимна гос-ва).

15. Российская Фед - демократическое, правовое гос-во с республиканской формой правления

Основные принципы сформулированы в ст.5 К. РФ:

1. Равноправие субъектов РФ - в К. перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами госй власти.

2. Гос целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.

3. Единство системы госй власти - она одна и представляет собой единую систему, дробление которой приведет к ее уничтожению.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госй власти РФ и субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:

a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.

b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.

c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в К. РФ).

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь гос-во. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховенство, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом гос-во - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное российское гос-во - это гос-во демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым К. гос-вом, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское гос-во является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Фед - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики гос-ва. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Привит-ва, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)

Демократической сущностью гос-ва обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства гос-ва во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое гос-во, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим гос-вом тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения

16. Конституционный строй РФ: понятие и элементы

Конституционный строй (в узком смысле) -- это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) -- это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устро
йства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории -- власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занимают положения специфического характера -- основы конституционного строя. Основы конституционного строя -- это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных : определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории "основы конституционного строя" можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.