на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Украины
p align="left">Следующим элементом предмета конституционного права относительно этой группы являются социально-экономические политико-правовые отношения. Сущность этих отношений определяется конституционным закреплением экономических основ государства и общества, которые строятся на основе экономического плюрализма. Разнообразия форм собственности, обеспечения равной ее защиты со стороны государства Конституция Украины. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины».№2222-IV от 8 декабря 2008 года.- Харьков: Парус, 2005.- с.5, статьи 13 и 14.

И наконец, важным элементом политико-правовых общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права, является государственно-территориальная организация Украины, которая имеет определяющее значение для управления людьми, территориями, решение политических, социальных и экономических вопросов, определение формы территориального устройства государства, его административно-территориальной системы, установление взаимоотношений центра с местами и т.д.

В результате всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предмет конституционного права Украины - это совокупность политико-правовых общественных отношений, связанных с отношениями государства и личности в Украине, народным волеизъялением, организацией и функционированием государственной власти и местного самоуправления, закреплением социально-экономических условий властвования, а также с государственно-территориальной организацией Украины, которые регулируются нормами этой отрасли национального права.

2 Депутатские объединения (фракция, коалиция депутатских фракций): порядок создания и правовой статус

Важное значение в этом плане имеют вопросы регулирования статуса политических партий как участников парламентской деятельности. Именно на этой стадии, пройдя через процедуру выборов, политическая партия, оставаясь институтом гражданского общества, приобретает новое качество - парламентской партии. Выражение «без политических партий нет парламентаризма» верно как в отношении способа формирования парламента - путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий. Тем самым деятельность политической партии в парламенте опосредует всю её предшествующую деятельность и в качестве субъекта политического процесса, и в качестве субъекта избирательного процесса, выступает их важнейшей целью и своеобразным итогом. На этом этапе происходит легитимация политической партии в качестве государственно-властного начала, как структурной части законодательного и представительного органа государства, тем самым партия приобретает возможность оказывать реальное воздействие на осуществление государственной власти.

Нормальное функционирование парламента в целом и каждой из его палат в отдельности возможно только в том случае, если права парламентских партий не ущемляются, если они имеют реальную возможность участвовать как в организации парламента, так и в реализации всех его полномочий. Это - необходимое условие перевода политической борьбы в легальные парламентские рамки, формирования и деятельности всех парламентских партий, как правящих, так и оппозиционных. Данный вопрос напрямую связан с выделением основных направлений правового регулирования деятельности политических партий в парламенте и выявлением границ такого регулирования, т.е. пределов вмешательства государства во внутрипартийную жизнь Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник.- 3-є вид., перероб і доп..-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.263.

В современном мире общепризнанной государственно-правовой формой парламентской деятельности политической партии в подавляющем большинстве государств (за редкими исключениями) выступает её фракция (клуб, группа и т.д.), через деятельность которой партия приобретает качество структурной части парламента. Они призваны в определенной мере направлять и тем самым облегчать… организацию парламентской работы». Такая решающая роль партийных фракций в деятельности парламента способствует повышению эффективности его работы и обеспечивает выполнение партией целого ряда о своих основных функций - представительской, консенсуальной, организационной и др. Сегодня политические группы значительно лучше приспособлены, чем отдельные, обособленные друг от друга члены парламента, для выполнения задач, ради которых такие члены избираются, а именно для того, чтобы служить постоянным связующим звеном между правительством и общественным мнением. Народный депутат Украины является избранным в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» предстатвитель украинского народа в Верховной Раде Украины и уполномочен им на протяжении срока депутатскихдепутатских полномочий осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией Украины и законами Украины Закон Украины «О Статусе народного депутата Украины» от 22.11.1992.- Раздел 1, ст.1. Народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Регулирование правового статуса парламентской фракции осуществляется по нескольким основным направлениям. Среди них: - порядок образования и регистрации фракции, включая численные критерии и другие условия; - полномочия (права и привилегии) фракций по участию в организации и деятельности палаты парламента; - регулирование взаимоотношений парламентской фракции с партией («внешние отношения») и с депутатами («внутренние отношения»). Каждое из этих направлений отличается различным объемом правового регулирования и значительной страноведческой спецификой.

Создание парламентских фракций осуществляется, как правило, на основе двух критериев - партийного и численного. Партийный критерий общепризнан в подавляющем большинстве стран, где парламент формируется на многопартийной основе. Юридическое закрепление он получает в парламентском Регламенте, реже - в Конституции или в специальном законе.

Одним из ключевых элементов нового, парламентско-президентского формата политической системы Украины является коалиция парламентского большинства. Точнее, если пользоваться терминологией новых норм Конституции, речь идет о коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Коалиция депутатских фракций не является чем-то новым для украинской политической действительности. В 2002 году, под нового премьера Виктора Януковича формировалась парламентско-правительственная коалиция, в которую вошли депутатские фракции и группы, поддерживавшие новый Кабинет министров. Над той коалицией много иронизировали, ведь она создавалась и функционировала с помощью механизмов административного и экономического давления на целые фракции и отдельных депутатов, была скорее политическим симулякром, нежели аналогом классических парламентских коалиций. Тем не менее, хотя бы формально это был серьезный шаг вперед на пути политического структурирования парламента. И все же, та коалиция (в стиле нравов двора Кучмы того времени), была сугубо политическим феноменом, не имевшим никакого правового статуса, никакой реальной политической ответственности.

Конституционная реформа не только придает коалиции депутатских фракций правовой статус, но и превращает ее в решающий инструмент взаимосвязи Верховной Рады, Кабинета министров и Президента, от которого будет зависеть стабильность и эффективность функционирования парламентско-президентской системы. Ведь если парламентская коалиция не будет создана в течение одного месяца, то Президент может распустить Верховную Раду. Такая же ситуация возникает и в случае распада коалиции депутатских фракций. На ее воссоздание также отводится один месяц. Именно коалиция парламентского большинства будет рекомендовать главе государства кандидатуру нового Премьера, и формировать персональный состав нового правительства (за исключением выдвижения кандидатур министров иностранных дел и обороны).

Конституция предусматривает возможность формирования правительства и одной фракцией, если она будет насчитывать большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Однако такой вариант с учетом политических реалий Украины пока представляется сугубо теоретическим. В 1998 году максимальный результат на парламентских выборах по общегосударственному избирательному округу показала Компартия, набравшая 24,65% голосов, в 2002 году - блок «Наша Украина» занял первое место с результатом 23,57%.

Проблема любой политической коалиции - ее устойчивость и стабильность. Если участники коалиции идеологически близки и способны согласовать свои интересы, находить компромисс в выработке и проведении совместной политики, - такой политический альянс будет функционировать достаточно эффективно. Но если коалиция идеологически разнородна, либо ее количественное преимущество над оппонентами в парламенте очень невелико, - то кризисы коалиции, а в случае, если эта коалиция правящая, то и правительственные и парламентские кризисы неминуемы Савгиря О.В. Правовий статус парламентської опозиції.-К.:Центр навчальної літератури, 2006.- с. 86. Есть еще одна закономерность - чем больше участников коалиции, тем сложнее обеспечивать ее единство, более сложной и противоречивой становится комбинация интересов.

В условиях Украины проблема создания эффективной парламентской коалиции будет усугубляться целым рядом обстоятельств. Во-первых, неумением договариваться и соблюдать договоренности. В украинской политической «традиции» скорее принято «кидать» партнера, нежели хранить верность данному слову. Во-вторых, будет сказываться идеологическая поляризованность и полицентричность партийной системы Украины, для которой характерно противостояние национал-демократов и пророссийских политических сил, левых партий и партий, связанных с крупным капиталом. В-третьих, создание устойчивой парламентской коалиции будет затруднять глубина и острота противоречий между ведущими политическими силами, в том числе между их лидерами, взаимные обиды, накопившиеся за последние два года. О категорическом отказе создавать коалицию с определенными политическими силами несколько партий и блоков заявляют уже сейчас, за два месяца до выборов. Естественно, это ограничивает возможности создания устойчивого политического союза. Наконец, в качестве дестабилизирующего фактора может выступать и отсутствие законодательных норм, регулирующих процесс создания, организации и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций. Ведь Конституция Украины формулирует лишь самые общие основы ее функционирования.

3 Статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине

Наряду с гражданами Украины на ее территории пребывают иностранцы и лица без гражданства, а такжк беженцы и иммигранты. В общем виде основы контитуционно-правового статуса этих лиц по сравнению со статусом граждан Украины заложены в ст. 36 Конституции Украины, согласно которой иностранцы и лица без гражданства, пребывающие в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут те же самые обязанности, что и граждане Украины, за исключением установленных Конституцией, законами и международными договорами Украины Конституция Украины. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины».№2222-IV от 8 декабря 2008 года.- Харьков: Парус, 2005.- с.10, Раздел 2,статья 36.

Статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине так же определяет Закон Украины « О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» , принятый 4 февраля 1994 года. Согласно статьи 1 этого закона иностранцами являются лица, которые не пребывают в украинском гражданстве и являются гражданином (подданным) другого государства или государств, а лицом без гражданства - лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином, или апатриды (от греч.- тот, у кого нет родины), т.е. лица, которые не принадлежат к гражданству ни одного государства Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья2.

Согласно статьи 2 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» иностранцы и лица без гражданства имеют те же права и свободы и выполняют те же обязанности, что и граждане Украины, если другое не предусмотрено Конституцией, этим и другими законами Украины, а также международными договорами Украины Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья2. Иностранцы и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой или национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, других обстоятельств.

В этот закон на протяжении 2002-2003 г.г. были внесены существенные изменения и дополнения, которые коренным образом изменили содержание Закона.

Прежде всего отдельно был определен статус иностранцев и лиц без гражданства, что отразилось в названии Закона « О статусе иностранцев и лиц без гражданства». Например, такие государства как Испания и Болгария выделяют права и обязанности, которые присущи всем, а также такие, которые принадлежат только гражданам этих государств. В Конституции Украины и Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» пошли путем сравнения в правах своих граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Осуществление иностранцами и лицами без гражданства своих прав и свобод не должно причинять ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, которые проживают в Украине. Иностранцы или лица без гражданства, которые иммигрировали на постоянное проживание или для временного трудоустройства, получают свидетельства на постоянное или временное проживание. Иностранцы и лица без гражданства, которые пребывают в Украине на законных основаниях, считаются такими, которые временно пребывают на территории Украины. Они обязаны в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, зарегистрировать свои паспортные документы, (согласно статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства паспортные документы - это национальный паспорт или документ, которые его заменяет), и выехать из Украины после окончания соответствующего срока пребывания. Если иностранцы и лица без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, сменяют место проживания, они обязаны сообщить об этом в органы внутренних дел, в которых зарегистрированы их паспортные документы, или документы, которые их заменяют. В статье 4 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья 4 им может предоставляться приют и, согласно Конституции Украины, Закона Украины « О беженцах» от 21 июня 2001 Закон Украины «О беженцах» от 21июня 2001 года. Статья 3 года и статьи 5 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья 5 иностранцам и лицам без гражданства может предоставляться статус беженца. В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О гражданстве Украины» иностранцы и лица без гражданства могут натурализироваться, т.е. приобрести гражданство Украины, если в течение последних пяти лет они проживают на территории Украины, владеют государственным языком Украины (статья 10 ч.1 Конституции Украины гласит: «Государственным языком в Украине является украинский язык» Конституция Украины. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины».№2222-IV от 8 декабря 2008 года.- Харьков: Парус, 2005.- с.10, Раздел 2,статья 10) на достаточном для общения уровне, соблюдают Конституцию и законы Украины.

К основным правам, свободам и обязанностям иностранцев и лиц без гражданства принадлежат права на:

ь инвестиционную и предпринимательскую деятельность;

ь трудовую деятельность;

ь на отдых;

ь на охрану здоровья и социальную защиту;

ь жилище;

ь имущественные и личные неимущественные права;

ь образование;

ь пользование достижениями культуры;

ь принимать участие в объединениях граждан, кроме политических партий ( ст.36 Конституции Украины);

ь свободу совести;

ь права в брачных и семейных отношениях;

ь иметь в своей собственности любое имущество, унаследовать и завещать его.

При всем этом законодательство Украины гарантирует иностранцам и лицам без гражданства неприкосновенность личности, жилища, невмешетельство в личную и семейную жизнь, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины. Но и в то же время иностранцы и лица без гражданства ограничены в реализации некоторых прав и обязанностей. Например, иностранцы не могут назначаться на некоторые должности и заниматься определенной трудовой деятельность., если в соответствии с законолательством Украины назначение на эти должности или занятие определенной деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины. Иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимать участие в референдумах, на них не распространяется всеобщая воинская повинность. Закон Украины «О гражданстве Украины» говорит о возможности принятия гражданства Украины при выполнении определенных требований ( проживание на территории Украины непрерыв но на протяжение последних 5-ти лет, знание государственного языка Украины, хотя бы на уровне общения или его понимание, соблюдение Конституции и законов Украины) Закон Украины «О гражданстве Украины от 18.01.2001.- Статьи 7, 9.

Въезд в Украину иностранцу и лицу без гражданства не разрешается Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник.- 3-є вид., перероб і доп..-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.163:

ь в интересах обеспечения безопасности Украины и общественного порядка;

ь при необходимости охраны здоровья, защиты прав и законных интнресов граждан Украины и других, проживающих в Украине лиц;

ь если его паспортный документ, виза подделаны, испорчены, не соответствуют образцу иои принадлежат другому человеку;

ь если им нарушены правила пересечения государственной границы Украины;

ь при нарушении законодательства Украины во время предварительного пребывания в Украине.

Выезд с Украины иностранцу и илцу без гражданства не разрешается, если Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник.- 3-є вид., перероб і доп..-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.165:

ь в отношении его ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело ведется судом - до окончания судебного производства;

ь он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

ь его выезд противоречит интересам обеспечения безопасности Украины - до прекращения обстоятельств, мешеющих выезду.

Подводя итог данного вопроса можно, что изучив украинское законодательство в отношении иностранцев и лиц без гражданства я вижу, что иностранцы и лица без гражданства, которые пребывают в Украине временно или на постоянной основе не ограничены в своих правах, свободах и обязанностях, их права, свободы и обязанности разнообразны и осуществлять их иностранцы и лица без гражданства могут наравне с гражанами Украины. А что касается органичений в области политических прав иностранцев и лиц без гражданства, так это уж только в целях национальной безопасности Украины, независимости Украины, ее конституционного строя, суверинитета и территориальной целостности.

Список использованной литературы

1. Конституция Украины: Принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.- ст.ст.5-8, 13-14,36, 38.

2. Закон Украины « О статусе иностранцев и лиц без гражданства», ст.ст.1-5.

3. Закон Украины «О гражданстве Украины» ст.ст.6,8,9.

4. Закон Украины «О статусе народных депутатов Украины» ст.1

5. Закон Украины «О беженцах» от 21 июня 2001 года..- ст.3

6. Котюк І., Котюк О. Курс правознавства. Частина 2: Основи публічного права України: Навч.посібник.-2-ге вид доп. і вип. - К.:Версія, Видавець Іван Котюк, 2005.- с.с.19-33

7. Савгиря О.В. Правовий статус парламентської опозиції.-К.: Центр навчальної літератури, 2006.- с.с.60-98.

8. Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник. - 3-є вид., перероб. і доп.-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.4-60,132-158,264-279.

9. Шаповал В.М. Сучасний конституціоналізм.К.:Юрінком Інтер, 2005.- с.с.3-56

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.