на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право зарубежных стран
ажнейшие полномочия Федерального собрания оговариваются Конституцией особо. При этом Конституция разграничивает круг вопросов, по которым должны приниматься законы, то есть нормативные акты Федерального собрания, и по которым достаточно принятие федеральных постановлений, то есть индивидуальных его актов. В сферу законодательства входят вопросы осуществления политических прав, ограничения конституционных прав, установления и реализации иных прав и обязанностей, налогообложения, установления социальных пособий Конфедерации, организации федеральных органов государственной власти, обязательств кантонов по реализации федерального права (ст.164).

Путем принятия федеральных постановлений парламент одобряет международные договоры, принимает бюджет Конфедерации и одобряет отчет о его исполнении, избирает членов Федерального совета, председателя Конфедерации, судей Федерального суда, командующего федеральной армией, некоторых других должностных лиц, осуществляет высший надзор за Федеральным советом, федеральной администрацией, федеральными судами и иными федеральными органами, дает поручения Федеральному совету, гарантирует конституции кантонов, осуществляет амнистию и помилование, и т.д. (ст.166 - 173).

Конституция определяет основы законодательного процесса. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии, парламентские фракции, парламентские комиссии и кантоны (ст.160). Как правило, законы, как и другие решения, принимаются абсолютным большинством голосов участвующих в голосовании парламентариев обеих палат при условии, что на соответствующем заседании палаты присутствовало большинство ее членов (ст.159). Палаты равноправны, то есть проект может быть внесен в любую палату, а для принятия закона требуется его одобрение в одинаковой редакции обеими палатами. Конституция предусматривает институты срочного и делегированного законодательства (ст.164, 165).

2.2 Федеральный совет и Федеральная администрация

Федеральный совет определен Конституцией как высший распорядительный в исполнительный орган власти Конфедерации (ст.174). Он состоит из семи членов, избираемых в очередном порядке каждый раз после избрания нового состава Национального совета. При этом от одного кантона может быть избран лишь один член Федерального совета (ст.175). Возглавляет Федеральный совет Председатель (Председательница) Конфедерации, избираемый Федеральным собранием из числа его членов на один год без права повторного избрания. На таких же условиях Федеральное собрание избирает Вице-председателя Федерального совета (ст.176). Федеральный совет является коллегиальным органом, то есть принимает решения путем голосования (ст.177). Федеральный совет руководит федеральной администрацией которая состоит их федеральных департаментов, возглавляемых членами Федерального совета (ст.178). Впрочем, функции федеральной администрации законом могут быть возложены на иные органы или иных лиц (ст.178).

К числу важнейших полномочий Федерального совета Конституция относит планирование в координацию деятельности государства, право законодательной инициативы в Федеральном собрании, обеспечение исполнения законов и постановлений Федерального собрания, разработку проекта федерального бюджета, его исполнение и представление в Федеральное собрание отчета о таком исполнении, ведение иностранных дел в представительство Швейцарии за границей, подписание международных договоров II передачу их на одобрение Федерального собрания, принятие мер для обеспечения независимости, безопасности и нейтралитета Швейцарии, обеспечение соблюдения кантонами федерального права и т.д. (ст.180 - 187).

Актами Федерального совета являются ордонансы.

Характер взаимоотношения между законодательной в исполнительной ветвями власти на федеральном уровне в Швейцарии свидетельствует о том, что по форме правления данная страна не относится ни к парламентарной, ни к президентской республикам. Пожалуй, условно ее можно назвать суперпарламентарной, имея в виду безусловное верховенство представительного органа по отношению к исполнительному. Государственный режим, существующий в Швейцарии, является парламентаризмом.

3. Сравните конституции Испании и Италии и определите, в чём сходство и различие их территориального устройства как конституционного института

3.1 Областная автономия Италии

Италия является унитарным государством. Система территориального деления страны является трехзвенной, включая области, провинции и коммуны. Области обладают автономией. Они разделены на две категории: области с общим статусом и области со специальным статусом. Статус областей первой группы (их 15) урегулирован конституционными и законодательными нормами, общими для всех этих областей. Специальный статус остальных пяти областей, в которых проживают национальные меньшинства либо которые характеризуются островным положением (Сицилия и Сардиния), имеют различный, отличающийся друг от друга статус. Все области принимают свой статут, выполняющий роль их основного закона. Статут принимается областным советом и утверждается законом республики (ст.123).

Компетенция областей согласно Конституции (ст.117) включает целый ряд вопросов, многое из которых до образования автономии регулировались в централизованном порядке. Это организация собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела, сельского хозяйства, организация городской и сельской полиции и другие вопросы, указанные конституционными законами. Причем по вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями.

Области имеют собственные органы власти. Это советы, джунты и их председатели. Советы являются представительными и законодательными органами, избираемыми непосредственно населением. Они формируют джунты исполнительные органы областей, выбирая их из своего состава. Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами республики и другими областями, промульгирует законы, принимаемые областным советом, координирует работу джунты, несет за нее ответственность. В области имеется не только самоуправление, но и государственное управление, представленное правительственным комиссаром. Он осуществляет административный надзор за деятельностью областных советов. Но Конституция предусматривает не только эту форму контроля центра за областной автономией. Согласно ст.126 областной совет может быть распущен Президентом республики после заслушивания специальной парламентской комиссию по областным вопросам. Основаниями роспуска являются совершение действий, противоречащих Конституции, или серьезных нарушений закона, невыполнение предложений Правительства о смещении своих исполнительных органов, совершивших аналогичные нарушения; неспособность функционировать вследствие ряда отставок или отсутствия стабильного большинства; необходимость обеспечения национальной безопасности. Выборы совета должны быть проведены в течение трех месяцев после роспуска. В течение этого периода управление текущими делами осуществляет назначаемая Президентом комиссия решения которой должны быть представлены на утверждение вновь избранного совета.

3.2 Местное самоуправление и управление

Области делятся на провинции (их около 100). В них также действуют органы самоуправления (избираемые населением советы и джунты, формируемые советами) и государственного управления (префекты, подчиненные министру внутренних дел).

Наконец, низовым звеном территориального деления являются коммуны которых насчитывается в стране приблизительно 8 тыс. Органы самоуправления коммуны включают совет, а также избираемую им джунту и мэра. Последний исполняет также функции представителя центральной власти в коммуне. Объем компетенции этих территориальных единиц невелик. Он включает управление некоторыми социальными службами, школьным делом в т.п.

Изменение границ провинций в образование новых провинций в соответствии с Конституцией осуществляется законом республики, который принимается по инициативе заинтересованных коммун и после консультаций с соответствующей областью.

Изменение границ и названий коммун, а также образование новых коммун осуществляется законом области с учетом мнения заинтересованного населения (ст.133).

4. Территориальное устройство испании

4.1 Конституционный статус автономных сообществ

По форме территориального устройства Испания, также как и Италия, является унитарным государством с широкой автономией. Территориальное деление страны является трехзвенным, включая автономные сообщества, провинции и муниципии.

Учреждение автономных сообществ Конституцией направлено на решение национальной проблемы в стране, для которой всегда была характерна многонациональность населения. Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, национального, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область. В настоящее время существует 17 автономных сообществ.

Конституция устанавливает общие черты всех сообществ. Каждые автономное сообщество имеет свой статут, принимаемый Генеральными кортесами путем издания органического закона. Во всех сообществах существуют ассамблеи - законодательные собрания, депутаты которых избираются прямыми всеобщими выборами на основе пропорциональной избирательной системы. Исполнительная власть в автономных сообществах принадлежит правительственному совету во главе с его председателем. Эти органы избираются ассамблеями и окончательно назначаются королем. Председатель правительственного совета не только возглавляет исполнительную власть сообщества, но и представляет автономное сообщество в целом. Исполнительная власть сообщества несет политическую ответственность перед ассамблеей сообщества. Сообщества обладают финансовой автономией, имеют собственные бюджет, налоги и сборы.

Вместе с тем статус всех автономных сообществ не является одинаковым. Конституция различает ограниченную и полную автономию. Наиболее распространенной является ограниченная автономия. Компетенция сообществ, обладающих ограниченной автономией, включает организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ входящих в сообщество муниципалитетов, определение их функций и полномочий, планирование территории, сельское хозяйство, социальное обеспечение и некоторые другие вопросы (ст.148). Четыре сообщества обладают полной автономией. Их компетенция включает больший круг вопросов. Это вопросы, специально не закрепленные Конституцией за государством (ст.149). Получение полной автономии разрешают Кортесы. По решению Генеральных кортесов возможно и образование специальной автономии. Сообществам, обладающим специальной автономией, органическим законом могут быть переданы некоторые полномочия государства. В настоящее время пять сообществ пользуются правами специальной автономии.

Несмотря на относительную самостоятельность автономных сообществ, государство имеет конституционные средства контроля за их деятельностью. Так, государству предоставляется право прямого вмешательства в дела сообщества, если оно не выполняет обязательств, налагаемых на него Конституцией или законами, либо его деятельность нарушает интересы страны. В таких случаях Правительство Испании, если это требование не будет выполнено после предварительного требования о прекращении указанных действий председателю сообщества, может после получения одобрения Сената принять меры, принуждающие сообщество к прекращению нарушений.

4.2 Местное самоуправление и управление

На основе сочетания местного самоуправления в управления функционирует публичная власть в провинциях в муниципиях - политико-административных единицах Испании. Они согласно Конституции обладают правами юридического лица и имеют местный бюджет, который должен располагать достаточными средствами для осуществления функций местного самоуправления (ст.142 Конституции).

Провинции управляются депутациями, избираемыми населением и осуществляющими функции представительных органов. Депутация избирает своего председателя, который руководит деятельностью депутации и администрации провинции, а также осуществляет официальное представительство провинции. Исполнительным органом местного самоуправления в провинции является управляющая комиссия. Члены комиссии назначаются и отзываются председателем по его усмотрению. Имеется п должностное лицо, осуществляющее государственное управление. Это губернатор, назначаемый министром внутренних дел.

Муниципии также организованы на началах самоуправления, осуществляемого выборными советами.

Список использованных источников

1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. - М. Март 2004 - 167 с.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005. -552 с.

3. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Уч. пос. -М.: Юрайт-М, 2001 - 640 с.

4. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Уч-к: М.: Изд. Эксмо, 2005. - 656 с.

5. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Уч. пос. -М.: Юристъ, 2004 - 666 с.

6. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. -М.: "Ось-89", 2005. -272 с.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: уч-к в 4-х томах. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд. БЕК, 1998. -764 с.

8. Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.

9. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2003. - 256 с.

10. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 2002. - 285 с.

11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М: Юристъ, 2000. - 568 с.

12. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. - Мн. Тесей 2004 - 92 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.