на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Китайской Народной Республики
p align="left">Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Со-гласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представите-лей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все ма-лочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП.

Срок полномочий ВСНП -- пять лет (ст. 60). За два меся-ца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допус-кается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для это-го требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы сле-дует провести в течение года.

Число депутатов ВСНП не должно пре-вышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точ-ки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следова-ло довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет.

ВСНП -- однопалатный орган. В его структуру входят пре-зидиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и по-этому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего па-раграфа).

Президиум сессии, избираемый для каждой сессии зано-во, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Все-китайского собрания народных представителей Китайской На-родной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиу-ма и ведет повседневные дела сессии.

Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комис-сию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. В отличие от пре-зидиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комис-сии рассматривают законопроекты, проверяют административ-но-правовые акты и акты местных органов власти с точки зре-ния соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президи-умом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП.

Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут со-здавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны пре-доставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от ко-миссии сохранения в тайне источника информации.

Делегации от избирательных единиц -- особенность струк-туры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представле-на в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объе-динены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают за-конопроекты, а также могут поручить руководителю или пред-ставителю делегации выступить с изложением позиции деле-гации по рассматриваемому законопроекту на заседании пре-зидиума сессии или на пленарном заседании ВСНП.

Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар-ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес-сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.

Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен-ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать-ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу-татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези-диумом, который может передать это право специальным ко-миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди-ниц. «Предложения, критические замечания и суждения де-путатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа.

Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри-тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации, которые обязаны дать от-вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по-зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве-том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше-стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ.

Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не-укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го-сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон-ституции и законов.

Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно-го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле-чены к уголовной ответственности без разрешения президиу-ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП -- без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно-сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре-ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП.

ВСНП работает в сессионном поряд-ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до-вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со-зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч-ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе-мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП.

Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек-ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под-готовительным заседанием первой сессии -- ПК ВСНП преды-дущего созыва) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 450

.

Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ-ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов-ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута-тов -- представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы.

При необходимости могут проводиться и закрытые засе-дания по решению президиума и руководителей всех делега-ций после представления мнения всех делегаций.

Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту-пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391.

Правом законодатель-ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент-ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за-висимости от субъекта права законодательной инициативы. За-конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа-ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз-можности включения законопроекта в повестку дня сессии при-нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель-ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в слу-чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП.

Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег-ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе-циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред-положений обобщает замечания и составляет доклад для прези-диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован.

Предусмотрена также возможность отзыва законопроек-тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав-ливается, а с согласия президиума -- прекращается.

Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают-ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про-чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо-дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле-гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения.

3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон-ституции как центральное народное правительство, исполни-тельный орган верховного органа государственной власти, вер-ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен-ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра-ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини-стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них -- это «другие полномо-чия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда-ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда-ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле-ны Государственного совета -- это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Премьер, его заместители, члены Государствен-ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа-тельствует на них.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.