на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционные основы прокурорского надзора
p align="left">Принцип гласности.

Органы прокуратуры:

- действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

- информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Согласно п.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Также этот принцип получил другую форму реализации.

- Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Согласно п.7 ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура ин-формирует органы государственной власти не только о со-стоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению. В названной статье Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы. Реализация принципа гласности обеспечивается создани-ем в органах прокуратуры специальных структурных подраз-делений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой ин-формации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов госу-дарственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге -- укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение бля самой проку-ратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и граж-данским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации спо-собствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание глас-ности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам госу-дарства и граждан, такая гласность не допускается. Сказан-ное не изменяет вывода о том, что принцип гласности -- необходимое условие надзора, значимость которого суще-ственно возросла на современном этапе развития России.

Система органов прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчи-нением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене-ральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Рос-сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Система организации органов прокуратуры основывается на принципах централизации, единства прокурорского надзо-ра, единоначалия руководства, общих принципах взаимо-связи и взаимодействия элементов структуры. В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокура-тура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокурату-ры городов и районов, территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и дея-тельность на территории РФ органов прокуратуры, не вхо-дящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Система территориальных органов прокуратуры со-стоит из трех звеньев (уровней).

Руководящим высшим звеном является Генеральная про-куратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, кото-рый имеет первого заместителя и заместителей. В Генераль-ной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заме-стителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и от-делов (на правах управлений) по функциональным полномо-чиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) -- помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощни-ков по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления.

В главных управлениях, управлениях и отделах уста-навливаются должности старших прокуроров и прокуро-ров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре РФ образована также на пра-вах структурного подразделения Главная военная прокура-тура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ -- Главным военным прокурором.

В рамках Гене-ральной прокуратуры РФ имеются управления (отделы) в федераль-ных округах, курируемых заместителями Генерального про-курора РФ и координирующих деятельность органов прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого федерального округа. Создание таких отделов обусловлено Указом Президента РФ Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полно-мочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. К их числу относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга, автономных округов и Еврейской автономной об-ласти, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокура-туры военных округов, флотов, Ракетных войск стратеги-ческого назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура.

В указанных прокуратурах образуются коллегии, управ-ления и отделы (на правах управления, в составе управле-ний). Начальники управлений и отделов на правах управле-ний являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений -- помощниками прокуроров субъектов Федерации или приравненных к ним прокуроров.

В этих прокуратурах устанавливаются должности стар-ших помощников и помощников прокурора, старших проку-роров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а так-же следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Фе-дерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь по-мощников по особым поручениям, статус которых соответ-ствует статусу заместителей начальников управлений.

Низовое звено органов прокуратуры составляет прокура-туры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые со-ответствующими прокурорами. В них устанавливаются дол-жности первого заместителя, заместителей, прокуроров, на-чальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуро-ров-криминалистов, а также старших следователей и следо-вателей (в прокуратурах городов -- следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерально-го прокурора РФ в указанных прокуратурах могут быть об-разованы отделы.

К числу специализированных прокуратур низового звена относятся природоохранные прокуратуры, а также прокура-туры ЗАТО (закрытых административных территориальных образований) и на особо режимных объектах, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением зако-нов в исправительных учреждениях, военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры.

В городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах.

На территориях ряда субъектов Федерации функциони-руют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Исходя из особого положения Москвы, в столице образо-ваны межрайонные прокуратуры и прокуратуры админист-ративных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, уголовное преследова-ние, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Подразделения и лица, занимающих должности и осуще-ствляющих функцию надзора, принято объединять в систе-му органов прокурорского надзора. Соответственно система этих органов является неотъемлемой частью системы орга-нов прокуратуры.

Как и любая система органов, система органов прокура-туры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи меж-ду элементами структуры как по вертикали, для внутренне-го управления системой по подчиненности, так и по гори-зонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и си-стемами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимо-связей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры РФ.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (ОРАСЛИ) ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи-зационного и методологического обособления в едином проку-рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку-рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров. Осуществление над-зора требует от прокуроров глубокого знания огромного числа законов и подзаконных актов, исполнение требований которых проверяется прокурором. Максимально глубокое знание требований всех действующих на территории РФ за-конов, методов выявления и устранения их нарушений, од-ним прокурором практически невозможно. Решением этой проблемы и является специализация.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуроре выделяются следую-щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо-ра, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1, 2, 3, 4 разд. III, а также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о про-куратуре.

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, испол-нением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора» следует прежде всего отметить чрезвычайную ши-роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так-же законность издаваемых правовых актов. Поэтому в ст. 21 Закона о проку-ратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано:

Предметом надзора являются:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте; Согласно п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива-емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак-тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол-нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. Наиболее важные виды законодательных актов, надзор за исполнением кото-рых представляет особую актуальность, отмечаются в спе-циальных «отраслевых» приказах Генерального прокурора РФ. Названное направление прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 За-кона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением за-конов, но и за соответствием законам издаваемых перечис-ленными в этой статье субъектами правовых актов.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ-лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку-ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж-ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис-полнения законов. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по-рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов-ления, уставы и т.п.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу-дарственными комитетами, службами и иными федераль-ными органами исполнительной власти, представительны-ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа-ми военного управления, органами контроля, их должност-ными лицами, а также органами управления и руководите-лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя-ется сферой общественных отношений, связанных с права-ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо-дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра-ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако-нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со-циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуще-ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз-нание и предварительное следствие.

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель-ной важностью для каждого гражданина и государства дея-тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск-ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре-гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле-ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп-равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю-щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред-варительное следствие, своевременного и полного рассле-дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над-зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

4. Надзор за исполнением законов администрация-ми органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудитель-ного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу.

Выделение этой отрасли из еди-ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле-ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако-ны. Режим законности распространяется не только на дозна-ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де-ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака-зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода-тельством, прежде всего нормами УИК РФ (уголовно-исполнительного кодекса).

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за-держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор-ский надзор должен выступать гарантией законности осу-ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора -- обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

5. Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами.

Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и ад-министративных дел.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре про-курор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции. Первая -- он принимает непосредственное участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и адми-нистративным делам. С учетом положений процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного учас-тника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

Вторая функция прокурора состоит в оспаривании не-законных решений, приговоров, определений и по-становлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право и обя-занность прокурора обжаловать в установленном процессу-альным законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необоснованности.

Осуществление указанных функций прокурором пресле-дует решение нескольких задач. Наиболее важные из них: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охра-няемых законов интересов общества и государства, защита прав предприятий, организаций и иных юридических лиц.

Решение поставленных задач в процессе участия проку-рора в рассмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных проку-рору законом полномочий.

В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полно-мочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверя-ющего законность решений суда по этим делам (например, в порядке надзора), также регламентируются процессуаль-ным законодательством.

Помимо этого ряд полномочий прокурора прямо преду-смотрен в самом Законе о прокуратуре. Так, в соответствии со ст. 35 названного Закона прокурор имеет следующие права:

участвовать в рассмотрении дел судами;

осуществлять уголовное преследование в суде;

выступать в качестве государственного обвинителя в суде.

обратиться в суд с заявлением.

Это полномочие пред-полагает возможность для прокурора обратиться в суд с заявлением о признании правовых актов должностных лиц незаконными и, следовательно, недействительными; с иско-выми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов отдельных граждан, групп населения или юриди-ческих лиц;

вступить в дело, если этого требует защита прав граж-дан и охраняемых законом интересов общества или государ-ства.

обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в за-конную силу незаконное или необоснованное решение, при-говор, определение или постановление суда.

обжаловать вступившие в законную силу решение, при-говор, определение или постановление суда по любому делу.

Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:

- Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам; Согласно ст.39 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В Законе о прокуратуре перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и оспаривании судебных решений, приговоров, определений и постановлений. Участвуя в судо-производстве по конкретным делам, прокурор реализует организационные полномочия, полномочия по ведению су-дебного следствия, участию в кассационной и надзорной ин-станции и ряд других. Эти полномочия различаются в зави-симости от категорий рассматриваемых дел: уголовных, гражданских или арбитражных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автор представил точку зрения о необходимом месте прокуратуры в системе государственных органов Российской федерации, относительно существующего положения, закреплённого Конституцией Российской Федерации, определил место её рекомендуемого месторасположения.

Уяснил неотделимость принципов организации и деятельности прокуратуры, выяснил для себя особую значимость этих принципов для современного этапа развития России. Ознакомился с построением системы органов прокуратуры, подчиненностью и подотчетностью её работников.

Обозначил основные направления прокурорского надзора, их направленность и значимость для развивающихся общественных отношений в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Конституция РФ. - М., 1993.

2) Конституция (основной закон) СССР. - "Ведомости ВС СССР", 1977, N 41, ст. 617.

3) Федеральный закон «О прокуратуре Российской федерации» от 17.01.92 г. № 2202-1 в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ. - М., 2007.

4) УИК РФ. - "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.

5) Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. ЮРИСТЪ М., 2006.

6) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. М., 2006.

7) Баглай М.В. Конституционное право России. Учебник для вузов. М., 2006.

8) Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России. // Государство и право. -- 2003. - № 5. - С. 34-41.

9) Бессарабов В.Г, Роль прокуратуры в правозащитной деятельности государства / В. Бессарабов, Е. Конах // Уголовное право. - 2004. - № 1. - С. 133-135.

10) Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Гос. Власть и местное самоуправление. - 2004. - № 1. - С. 9-11.

11) Скуратов Ю.И., Шинд В.И. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1994.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.