на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
p align="left">К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен-ных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища;

2) поощрение органами государственной влас-ти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро-ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен-ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении сис-темы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъ-ектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон РСФСР от 19 де-кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедо-ступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящих-ся в государственных и общественных фондах, развитием и равномер-ным размещением культурно-просветительных учреждений на терри-тории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культур-ного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и преж-де всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой под-держкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают много-образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже-ны наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязан-ностей и ответственности человека и государства.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федера-ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, рас-пространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обя-занность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемле-нием интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреп-лена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринима-тельства, значительное сокращение сферы государственной собствен-ности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, об-ратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю-щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон-ституции).

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-техни-ческого прогресса требует особых мер охраны государством и общест-вом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный «потре-битель» природы.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмо-сферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов опре-деляют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных пра-вил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Сохранение природы и окружающей среды из-за их варварского использования за все годы советской власти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении приро-ды внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, то защи-та Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот-ветствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет усло-вия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность за-мены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необхо-димость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. Г ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в прин-ципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обя-занности незримо «сопровождают» все права, корреспонди-руя им в соответствующих правоотношениях, то есть в про-цессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пус-той звук». Ведь обязанности - способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном ак-те в «паре» с каждым конкретным правом непременно долж-на фигурировать обязанность - чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей - признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.

3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

В вопросе о правах личности одно из центральных мест за-нимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реа-лизации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключи-тельное значение, приобрела еще в большей степени политичес-кую направленность и остроту, что объясняется важностью реали-зации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их глав-ных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выпол-нением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это в конечном счете экономическое состояние государства. Решаю-щей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифи-цированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую дей-ствительность, преодолеть объективные препятствия на пути реа-лизации различных прав (действительно существующие противо-речия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мыш-ление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа. Киш А. Социалистическое государство и демократические свободы //Вопро-сы философии, 1980. № 10. С.66.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные пра-вовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой ста-тус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими лично-сти реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и поря-док реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делят-ся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами кон-ституционные права и обязанности граждан фиксируют не все пра-вовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституци-онным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно су-дить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражда-нина, сколько всем существующим строем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.