о-первых, это судебные органы и органы власти единого государства. Различия между ними лишь в том, что один из них - Конституционный Суд Российской Федерации - является Федеральным Конституционным Судом, т.е. общегосударственным, общероссийским органом, а конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краев и областей - это судебные органы отдельных, составных частей России, ее субъектов.Во-вторых, это органы судебного конституционного контроля, по своим задачам, целям и направленности деятельности, по своей юридической природе призванные обеспечивать соответствие всего массива нормативных актов Основным законам как Федерации в целом, так и ее отдельных составных частей - государственно-правовых образований внутри Федерации, т.е. субъектов Федерации.Таким образом, можно констатировать, что между всеми назваными органами конституционного контроля гораздо больше общего, нежели различного. Различие по существу лишь в пределах полномочий и размерах территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда.Решение вопроса об иерархичности систем конституционной юстиции в России схематично можно представить следующим образом. Поскольку Конституционный Суд разрешает дела о соответствии законов и иных нормативных актов федеральной Конституции, а судебные органы конституционного (уставного) контроля субъектов Федерации - о соответствии нормативных правовых актов их основным законам, то эти органы действуют каждый на своем правовом поле. Их деятельность не пересекается, а при принятии решений они автономны и независимы. У них разный масштаб оценки. Анализ юридической природы названых органов также свидетельствует об их самостоятельности.Отношения между Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации складываются исходя из запрета конституционных (уставных) судов вторгаться в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. С другой стороны, и Конституционный Суд не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов. Если следовать этому правилу, то, казалось бы, никаких коллизий не возникает. Однако не следует забывать о сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, зафиксированной в ст. 72 федеральной Конституции. Если признается правомочие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов действовать в этой сфере наряду с органами государственной власти Российской Федерации, то, по-видимому, не следует делать исключение и для судебных органов государственной власти субъектов.Следующий момент, на котором необходимо остановиться, является вопрос об урегулировании отношений между Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации в сфере контроля за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и органов их государственной власти. Наличие таких полномочий у Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов федерации закрепляется в конституционном законодательстве России.Следует отметить, что исследователи по-разному оценивают состояние и возможное развитие отношений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов по разрешению споров о конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, регулирующих предметы ведения, закрепленные в ст. 72 Конституции Российской Федерации.По-видимому, обозначенная проблема должна решатся следующим образом. Прежде всего, необходимо исходить из того факта, что развитие событий зависит от волеизъявления субъекта, инициирующего конституционный процесс. Так, запрос, жалоба или ходатайство о конституционности нормативного правового акта субъекта Федерации могут быть направлены как в Конституционный Суд Российской Федерации, так и в конституционный (уставный) суд субъекта Федерации. При этом не исключается и вариант одновременного обращения различных субъектов в оба органа конституционного контроля по одному и тому же вопросу.Для предотвращения вынесения взаимоисключающих решений по таким вопросам необходимо законодательно предусмотреть обязанность Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации обратиться с запросом (если процедура инициируется в Федеральном Конституционном Суде, то он обязан направить запрос в конституционный (уставный) суд соответствующего субъекта Федерации и наоборот): не находиться ли в производстве аналогичное дело. Если дело принято к производству в органе конституционного (уставного) контроля субъекта Федерации, то Федеральный Конституционный Суд приостанавливает производство по делу до решения аналогичного дела в конституционном (уставном) суде субъекта. Впоследствии дело может быть прекращено в связи с признанием оспариваемого акта неконституционным в конституционном (уставном) суде субъекта Федерации. Таким образом, возможность принятия противоречащих решений исключается Шапкина Е.А. Некоторые аспекты взаимодействия Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ// Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С.202-208..ЗаключениеИзложенный в работе материал позволяет сделать следующие выводы.Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.Конституционный контроль может выступать в качестве специализированного механизма охраны Конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы.Органами публичной власти, которые осуществляют конституционный контроль, как показывает мировая практика, являются:- глава государства, парламент, правительство, которые осуществляют конституционный контроль в процессе осуществления своих основных функций либо наряду с другими своими функциями;- специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);- судебные органы;- органы местного самоуправления.Судебный конституционный контроль - проверка конституционности актов, решений и действий субъектов права, в следующих разновидностях:1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции,2) конституционный контроль, осуществляемый специализированными - конституционными судами.Особенность второй разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль), которые обладают специальной компетенцией - конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства - конституционного судопроизводства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, точнее конституционное правосудие.Конституционное правосудие - это конституционный контроль, который реализуется в форме судопроизводства, в результате мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной судебной процедуре. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность осуществления конституционного контроля. Конституционное правосудие - высшая форма конституционного контроля.Есть все основания говорить об особой политико-правовой природе Конституционного Суда как одного из высших органов государственной власти. Исходной для характеристики Конституционного Суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности.Специфика конституционной юстиции в России, обусловленная федеративным характером нашего государства, накладывает отпечаток, как на организацию, так и на юрисдикцию органов конституционного контроля. Основной тенденцией современного развития института судебного конституционного контроля в России является его федерализация. Но, как известно, главным вопросом федеративного строительства является вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Не менее важным является и вопрос о взаимодействии центральных органов государственной власти с региональными органами государственной власти. Особую актуальность приобретают проблемы взаимодействия органов государственной власти, принадлежащих к одной ветви власти.С формирование судебных органов конституционного (уставного) контроля в субъектах Федерации, признанием их на федеральном уровне судебный конституционный контроль в России вступил в новый этап своего функционирования. Конституционные (уставные) суды занимают сегодня свою правовую нишу в системе органов государственной власти субъектов Федерации.В то же время назрели и требуют скорейшего разрешения вопросы взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и других судебных органов в сфере реализации конституционного (уставного) контроля.В данной области возможны следующие выводы:1. Правовое положение Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации является основой конкретных форм их взаимодействия. При этом Конституция РФ (ст. 118), Закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 2 ст. 4) являются юридическим основанием для системного построения конституционной юстиции в России.2. Системообразующим фактором, позволяющим рассматривать Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации в качестве системы, является их функциональная общность, единство целей и форм деятельности.3. Системность конституционной юстиции в России не предполагает иерархичности и институциональности ее организационного построения, поскольку Конституционный Суд РФ не рассматривает итоговые решения конституционных (уставных) судов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ, а может лишь исследовать нормы, на основании которых названные решения сформулированы.4. Отношения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов в сфере совместного ведения должны быть урегулированы правовым путем, что до сих пор не сделано. Они могли бы быть сформулированы в Федеральном законе «Об основах взаимодействия Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ в сфере конституционного судопроизводства».5. Федеральный Конституционный Суд и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации заинтересованы во взаимной, согласованной деятельности, что будет способствовать утверждению и единой конституционной законности на всей территории Российской Федерации.Список литературы и нормативных актов1. Конституция Российской Федерации.2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 3. Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685. 4. О конституционном суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ 1994 № 13. Ст. 1447. 5. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. 6. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. 2002. № 1. С. 30-31. 7. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: «Городец-издат», 2001. 8. Григорьева Н.В. Практика учреждения конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Актуальные вопросы публичного права и деятельности органов юстиции. Материалы 1 Межрегиональной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2002. С. 1-5. 9. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ» // Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М.: «Юридическая литература», 1996. 10. Кряжков В. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации // Акты коституционного правосудия субъектов Российской Федерации. Дайджест оперативной информации. 2004. № 2. С. 91. 11. Правовой акт о статусе Уставного суда субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 1. С. 119. 12. Шапкина Е.А. Некоторые аспекты взаимодействия Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С. 202-208. 13. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. 14. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: теоретические и практические проблемы // Государство и право. - 1998. № 5. с. 5-11. 15. По делу о проверке конституционности положений ст. 54 Жилищного кодекса: Постановление Конституционного Суда от 25 апреля 1995 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. №2-3. 16. По делу о толковании ст. 136 Конституции: Постановление Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6. 17. О проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. №103-0 по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан // Российская газета. 2003. 29 апреля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|