p align="left">18. Установление государственных праздников и празднич-ных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий. Президент своими решениями, обычно принимаемыми в форме указов, устанавливает государственные праздники и пра-здничные дни. Государственные праздники могут устанавливаться в связи с важными историческими событиями, спецификой той или иной профессии и т.д. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими. Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь" определены государственные праздники, а также праздничные дни. С правом Парламента устанавливать государственные награ-ды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваи-вать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой - его исполняет, что явля-ется реализацией концепции разделения властей. 19. Осуществление помилования осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществ-ляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов. Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Бе-ларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Респуб-лики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбы-ли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республи-ки Беларусь, в пользу государства или государственных органи-заций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении. Помилование применяется, как правило, по личным ходатай-ствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения или друго-го органа, исполняющего приговор, и направляются на рассмот-рение Президента Республики Беларусь с приложением копии всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения надзорной комиссии или комис-сии по делам несовершеннолетних по сути ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотре-ния вопроса о применении помилования. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совер-шенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организа-ций в местах лишения свободы, срок отбытого наказания и другие обстоятельства, заслуживающие внимание; мнение администра-ции исправительно-трудового учреждения или другого органа, исполняющего приговор, надзорной комиссии, комиссии по де-лам несовершеннолетних, общественных объединений и трудо-вых коллективов, а по заявлениям об освобождении от покрытия материального урона по приговорам судов и в других необходи-мых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов, администрации района. К особо опасным рецидивистам, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование или замена неот-бытой части наказания более мягким, условное освобождение их из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости снова совершили преднамеренное преступление, применяется только в исключи-тельных случаях. Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с хо-датайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь на протяжении 7 суток со дня вручения им копии приговора или кас-сационного определения. Если осужденный к смертной казни не подаст в назначенный срок ходатайства о помиловании или заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с исполнением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позже чем в 3-дневный срок со дня подачи ходатайства от осужденного или составления акта. Согласно мерам, гарантирующим защиту прав тех, кто приго-ворен к смертной казни, одобренным Экономическим и Социаль-ным Советом ООН 25 мая 1984 г. (ООН: Права человека и борьба с преступностью. Мн., 1990. С. 279-281), каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помилова-нии или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в испол-нение до рассмотрения прошения о помиловании. Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам поми-лования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом Республики Беларусь. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти, обществен-ных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Помилование и отклонение ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или других более мягких мер наказания осу-ществляются указами Президента Республики Беларусь. 20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей. Являясь Главой государства, Президент без какого-либо спе-циального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организаци-ями. Это может проявляться и в праве подписывать международ-ные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к за-ключению международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции. В целях повышения эффективности работы государственных органов по организации визитов в иностранные государства деле-гаций во главе с Президентом, в также обеспечения действенного контроля за выполнением достигнутых в ходе этих визитов дого-воренностей Президентом Республики Беларусь 5 февраля 1998 г. принят Указ "О мерах по повышению эффективности визитов в иностранные государства делегаций Республики Беларусь во гла-ве с Президентом Республики Беларусь и реализации договорен-ностей, достигнутых в ходе этих визитов". Указом предусмотрена необходимость перспективного планирования визитов, разработ-ки программ визитов, обеспечения строгого контроля за выпол-нением договоренностей, достигнутых в ходе визита. Прерогативой Президента как главы государства является на-значение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных ор-ганизациях. Дипломатическими работниками являются сотрудни-ки Министерства иностранных дел, дипломатических представи-тельств и консульских учреждений Республики Беларусь за гра-ницей, имеющие дипломатические ранги. Назначение на другие дипломатические должности производится приказами по Минис-терству иностранных дел. Законодательством республики Беларусь определен поря-док приема граждан Республики Беларусь на дипломатичес-кую службу, прохождения и прекращения ее дипломатически-ми работниками. В соответствии с Положением назначение послов, постоян-ных представителей при международных организациях и осво-бождении их от должности производится указами Президента Республики Беларусь, посланников и генеральных консулов - постановлениями Совета Министров. На другие дипломатические должности лица назначаются и от этих должностей освобождают-ся приказами Министра иностранных дел. Дипломатическая служба обеспечивает практическое осуще-ствление внешней политики, представляет интересы государства в сфере международных отношений, а также юридических лиц и граждан за рубежом. Дипломатическая служба формируется из граждан Республи-ки Беларусь, обладающих специальными знаниями и отвечающих установленным требованиям. Специалисты, принимаемые на дипломатическую службу, на-значаются на дипломатические должности с учетом квалифика-ции и представляются к дипломатическому рангу, соответствую-щему их должности. Дипломатический работник, возвратившийся в Республику Беларусь после работы за границей, назначается, как правило, на должность не ниже той, которую он занимал за границей. Дипломатическим работникам с учетом занимаемой должно-сти и квалификации присваиваются следующие дипломатические ранги: атташе; третий секретарь; второй секретарь второго клас-са; второй секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; первый секретарь первого класса; советник второго клас-са; советник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный По-сланник второго класса; Чрезвычайный и Полномочный Послан-ник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посол. 21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей. Президент принимает верительные и отзывные грамоты ак-кредитованных при нем дипломатических представителей иност-ранных государств. Верительной грамотой является документ, удостоверяющий представительный характер дипломатического представителя и аккредитующий его в этом качестве в иностранном государстве. Верительные грамоты, адресуемые главе принимающего государ-ства, подписываются главой государства, назначающего дипло-матического представителя, и скрепляются подписью министра иностранных дел. Верительная грамота имеет характер общих полномочий дипломатического представителя. Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения главе государ-ства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного главой назна-чившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты. По установившейся практике Президент Республики Беларусь принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств в присутствии Министра иностранных дел Республики Беларусь либо его заместителя и других ответственных работни-ков указанного Министерства. 22. Введение чрезвычайного положения. Согласно п. 22 ст. 84 Конституции в случае стихийного бед-ствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся на-силием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организа-ций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государ-ства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. В республике действует Закон от 24 июня 2002 г. "О чрез-вычайном положении". Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка. При введении чрезвычайного положения необходимо указы-вать мотивы такого решения, срок и границы его действия. В условиях чрезвычайного положения с учетом конкретных обстоятельств органы государственной власти могут принимать в соответствии с законом меры, направленные на нормализацию ситуации. Так, в частности, может усиливаться охрана общест-венного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; вводиться особый режим въез-да и выезда граждан; соответствующие органы могут быть наде-лены правом временно принимать у граждан огнестрельное и хо-лодное оружие и боеприпасы, а у предприятий - также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и мате-риалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и т.д. Могут быть предусмотрены и иные ограничения прав и сво-бод личности, что, как отмечено в ст. 23 Конституции, допускает-ся только в предусмотренных законом случаях, в интересах наци-ональной безопасности, общественного порядка, защиты нравст-венности, здоровья и населения, прав и свобод других лиц. Со-гласно ст. 63 Конституции осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности в условиях чрезвычайного по-ложения может быть приостановлено в порядке и пределах, опре-деленных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в ст. 24, части третьей ст. 25, ст.ст. 26 и 31 Конституции. Принятое Президентом решение о введении чрезвычайного положения в 3-дневный срок вносится на утверждение Совета Республики. Вопрос об утверждении решения Президента Рес-публики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен в 3-дневный срок с момента внесения Президен-том соответствующего решения. Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Совета Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой инфор-мации или иным способом должны быть извещены депутаты. По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном по-ложении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты. При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Пре-зидента и сделать сообщение через средства массовой информа-ции. Если постановление об утверждении указа Президента о вве-дении чрезвычайного положения не набрало большинства голо-сов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется по-становлением Совета Республики. В этом случае указы Президен-та не имеют юридической силы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|