на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция и основные правовые институты США
p align="left">Первоначальная конституция, главным образом, определяла структуру органов государственной власти и регулировала их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е. распределяла компетенцию «по горизонтали» на федеральном уровне. В статьях I-III, устанавливала порядок изменения самого основного закона в статье V, часть из которых утратила силу, например, о признании США доконституционных долгов, а другие, наоборот, приобрели особое значение - это нормы о соотношении внутреннего и международного права. Наконец, статья VII говорит о вступлении в силу самой конституции.

Как известно, степень демократизма любой конституции определяется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав и свобод граждан, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, хотя при ее выработке раздавались требования о включении специального билля о правах. В то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности для борьбы народных масс, зараженных общим духом революции на американском континенте. Тем не менее, ряд важных норм можно найти в тексте Конституции США.

Так, в разделе 9 статьи I говорится о запрещении приостановки действия правила habeas corpus (защищающего неприкосновенность личности), если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto1; немаловажное значение имеет и норма второго раздела статьи III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение следующего раздела названной статьи об определении состава государственной измены и его ограничительных условиях. Нельзя не упомянуть и о норме второго раздела статьи IV: «Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов». Здесь нельзя не упомянуть о том, что в первоначальном тексте Конституции США из числа полноправных граждан были исключены негры и индейцы (абз. 3 раздела 2 статьи IV).

Позже в текст Конституции были внесены поправки, исключившие неравноправие указанных лиц.

Свои внешние осовремененные очертания Конституция стала принимать с присоединением к ней поправок, содержащих права и свободы граждан; причем четыре из них в «чистом виде» регулируют вопросы активного избирательного права (поправки XV, XIX, XXIV и XXVI); отчасти этот институт затрагивается в других положениях Конституции.

Как уже было сказано, права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках (Билль о правах). Здесь закреплены свободы вероисповедания, слова, печати, право обращения с петициями к правительству, неприкосновенность жилища и личности, право ношения оружия, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.

1 Закон ex post facto - принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, принятым до его применения.

Характер закрепленных прав и свобод указывает на то, что они относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы.

Фактически последние ограничиваются положениями поправки V, устанавливающей: «Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения» и «никто не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства».

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что права и свободы сформулированы довольно расплывчато, неконкретно, без должной детализации, что открывает широкий простор для их ограничительного толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик.

Из текста Конституции видно, что за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Причем сама конституция проводила организационное разделение между тремя «ветвями» государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждой из которых была представлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы, прежде всего, парламенту, как наиболее подверженному влиянию демократических сил, действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобное уравновешивание государственной системы препятствует возможным демократическим нововведениям, но в, то, же время препятствует узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. В повседневной действительности деятельность Верховного Суда и Президента США осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, а, с другой стороны, Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов. Верховный Суд, в свою очередь, может признать законы неконституционными и тем самым парализовать их действие. Одновременно президентские полномочия распространяются на Верховный Суд: Президент назначает его председателя и членов суда, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения утверждаются Сенатом двумя третями голосов присутствующих сенаторов. Серегин А.В., Скоков А.М. С. 77.

Так, в известном решении United States v. Richard Nixon (Соединенные штаты против Ричарда Никсона), вынесенном в июле 1974 г., Верховный Суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно отделены друг от друга и взаимозависимы, являясь автономными и взаимодействующими друг с другом».

Итак, принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса названных «ветвей» власти. По всему было видно, что созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - на избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали легислатуры штатов. Сенат - верхняя палата Конгресса - до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся легислатурами штатов, а Верховный Суд и поныне остается назначаемым органом. Только палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.

Кстати, фактические отношения между тремя основными органами власти США - Конгрессом, Президентом и Верховным Судом - постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Конституция США - малоподвижный, трудноизменяемый документ, что объясняется сложной процедурой внесения поправок.

Она предусматривает два способа:

1. двумя третями обеих палат Конгресса;

2. по требованию легислатур двух третей штатов.

Конгресс созывает конвент, который и предлагает поправки. Для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок - они утверждаются легислатурами трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. Начиная с XVIII поправки Конгресс стал обычно устанавливать срок для ратификации. Верховный Суд в 1939 г. по делу Colemav v. Miller (Колемав против Миллера) заявил, что вопрос о времени, в течение которого достаточное число штатов могут выразить свое отношение к поправке, является политическим и разрешается Конгрессом. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. В то же время Конгресс может и продлить время ратификации.

Юридически в принятии поправок участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты. Единственное исключение составляла процедура принятия поправки в марте 1861 г., которая не была впоследствии ратифицирована. Она была подписана главой исполнительной власти - президентом Дж. Бьюкененом. Подпись президента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; это обстоятельство находится в некотором противоречии с существующей законодательной процедурой, при которой промульгация принятого Конгрессом проекта является завершающей стадией законотворчества.

Поправки по своему содержанию не отличаются особым разнообразием. Две поправки - XVIII и XXI - о введении и упразднении «сухого закона» - представляют лишь исторический интерес и ничего не меняют в тексте конституции. Некоторые поправки, например, XIX, XXII и XXV, как бы дополняя друг друга, касаются института президентской власти, а четыре - свидетельствуют о медленной эволюции активного избирательного права. Билль о правах и поправки XI, XIII и XVI остались неизменными со времени их принятия. До октября 1985 г. было предложено 9984 поправки, при этом число предложений колебалось в различные периоды от наименьшего - 58 в течение десятилетия 1841-1850 гг., до наибольшего - 2715 с 1961 по 1970 гг. Известно, что 43 поправки были переданы на ратификацию, и только 27 из них были утверждены.

Особый интерес вызывает и то обстоятельство, что некоторые действующие поправки были приняты целым рядом штатов значительно позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Джорджия, Коннектикут и Массачусетс ратифицировали Билль о правах к его 150-летней годовщине, то есть в марте-апреле 1939 г.

Штаты Нью-Джерси и Пенсильвания не предприняли каких-либо действий для ратификации XI поправки. Штат Массачусетс утвердил XII поправку только в 1961 г., хотя она вступила в силу в 1804 г.

Штат Кентукки утвердил XIII поправку лишь в 1976 г.; а штат Мис Поправка об отмене рабства в США. Ее принятие саботировали южные рабовладельческие штаты, развязав в апреле 1863 г. гражданскую войну. Поправка была принята лишь в 1865 г. сури не ратифицировал ее до сих пор. XIV поправка, действующая с 1868 г., была ратифицирована штатами Калифорния и Мэриленд в 1959 г., а Кентукки - в 1976 г. XV поправка была утверждена штатом Орегон в 1959 г., Калифорнией - в 1962 г., Кентукки - в 1976 г. и не была ратифицирована штатом Теннесси. Этот перечень можно продолжить. Конечно, отказ в рассмотрении или отклонение поправки не имеют юридического значения, поскольку требуемое число ратификаций получено. В подобном поведении штатов интересен сам факт отношения к поправкам.

Заключение. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма в других странах и прежде всего в части идей республиканского правового федеративного государства, основанного на разделении властей, при котором законодательная власть строилась на базе «смешанной» системы бикамерализма; исполнительная - как единоличная, выборная, срочная магистратура с правом отлагательного вето; судебная - с пожизненно назначаемыми судьями и судом присяжных.

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение Конституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, отягченной множеством цензов, лишавших значительную, наименее состоятельную часть населения права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранными в органы власти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарный характер.

1.2 Правовое положение Президента США

В соответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые им министры помимо управления своей отраслью исполняют роль советников Президента, составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являются самостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя (премьер-министра) - в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемым вопросам в кабинете Президента не требуется голосования - решения принимает сам Президент.

Среди руководимых Президентом ведомств, встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство, например Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вице-президентом. Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбирается одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранный Вице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельные поручения и постоянно председательствует в Сенате.

Президент и Вице-президент США до сих пор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем - выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента.

На новых выборах Президента и Вице-президента США избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков Президента.

В соответствии с законодательством США кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет. Кандидат в Президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах в первичных организациях, здесь же он избирается кандидатом от той или иной партии на национальный съезд партии. Итак, в каждом штате должно быть избрано такое количество выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов и сенаторов, избранных от данного штата. От округа Колумбия избираются также три выборщика (он расположен в границах г. Вашингтона). Всего же выборщиков должно быть 538 человек. Каждый штат составляет один избирательный округ. Обычно избирателям предлагается два списка выборщиков от двух партий (Республиканской и Демократической).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.