на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коррупционная связь власти и бизнеса в России

Коррупционная связь власти и бизнеса в России

23

Содержание

  • Введение 3
    • 1. Существование коррупционной связи власти и бизнеса в России 5
    • 2. Причины коррупционного взаимодействия власти и бизнеса 7
    • 3. Возможности развития бизнеса без коррупционной поддержки со стороны властных структур 11
    • 4. Инициатива в заключении коррупционной сделки 13
    • 5. Органы государственной власти, коррупционная поддержка которых нужна для успешного ведения бизнеса 14
    • 6. Коррупционные услуги государственных органов, являющиеся самыми востребованные со стороны бизнеса 18
    • 7. Меры противодействия коррупционному взаимодействию власти и бизнеса в России 22
  • Заключение 27
  • Список использованных источников 29
  • Приложение 31
  • Введение
  • Вот уже скоро будет два десятка лет, как Россия, отказавшись от социалистических форм хозяйствования, существует в условиях рыночной экономики. И именно с тех пор в наш лексикон прочно вошло такое понятие, как коррупция.
  • Несомненно, это явление существовало и во времена советской власти, но, думаю, мало, кто будет спорить с тем, что именно переход к капиталистическому способу производства стал катализатором развития коррупции в России.
  • Что же мы имеем сейчас? По необычайно точному выражению Ю.В. Голика, «сегодня коррупция у нас стала не просто неотъемлемым элементом нашей жизни, а ее необходимым элементом»1 См.: Голик Ю.В. Борьба с коррупцией как перманентный процесс // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 150.. Мы просто не умеем жить без коррупции, она глубоко в нашем сознании.
  • Наверное, трудно найти ту сферу общественной жизни в России, которая не была бы поражена коррупцией. Полагаю, большинство граждан страны прямо или косвенно сталкивались с данным явлением. Но именно с момента появления коммерческих организаций частной формы собственности в начале 90-х годов развитию коррупции был дан очень мощный импульс. Все очень просто: в частной сфере есть деньги, в государственной - власть. При отсутствии общественного контроля, обмен данными ценностями неизбежен.
  • Коррупционная сделка власти и бизнеса, несомненно, представляет повышенную общественную опасность, так как она побуждает чиновника использовать принадлежащие ему служебные полномочия исключительно в меркантильных целях, зачастую приносит прямой материальный ущерб государству, крайне негативно влияет на общественное сознание, в очередной раз укрепляя веру людей в то, что «купить можно все и всех».
  • Немного цифр. «Ежемесячные издержки от преодоления «административных барьеров» в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. рублей, что составляет около 10 % розничного товарооборота»2 См.: Чуклинов А.Е. Проблема коррупции и антикоррупционная политика в России: что изменилось в стране с приходом к власти В.В. Путина? // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Саратов, 2003. С. 213..
  • Ежегодно россияне тратят на взятки $2,8 млрд., а на выплату подоходного налога -- $5,8 млрд. Общий годовой объем рынка деловой коррупции: $33,5 млрд. в 2001 году (доходная часть федерального бюджета -- $40 млрд. в 2000 году)3 См.: http://www.business.ua/i488/a11805/ по сост. на 6 марта 2004 года..

Все вышесказанное лишний раз подчеркивает актуальность проблемы коррупционной взаимосвязи власти и бизнеса в России. Анализу ситуации, сложившейся в данной области и посвящено исследование.

В ходе исследования предполагалось изучить проблему коррупционной взаимосвязи власти и бизнеса в России и ответить на следующие вопросы:

- взаимосвязью власти и бизнеса могут быть эффективными, существует ли коррупционная взаимосвязь власти и бизнеса в России и, если да, то каков характер этой связи;

- каковы причины заключения властью и бизнесом коррупционной сделки;

- кто (представитель власти или предприниматель) является в большинстве случаев инициатором коррупционной сделки;

- коррупционные услуги каких государственных органов являются наиболее востребованными в сфере российского бизнеса; в чем заключаются данные услуги;

- какие меры борьбы с коррупционной преступностью существуют.

Основным методом работы был избран метод социологического исследования. Так, автором было осуществлено анкетирование 50 работников коммерческой организации (инвестиционная компания, занимающаяся «недружественным» поглощением предприятий), 40 государственных служащих (работники прокуратуры сотрудники УБЭП); а также интервьюирование менеджеров коммерческих организаций, сотрудников прокуратуры, помощника депутата Государственной Думы РФ III созыва.

1. Существование коррупционной связи власти и бизнеса в России

Прежде всего, необходимо отметить, что под коррупцией в данном исследовании автор понимает социальное явление, заключающееся в подкупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей4 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М, 2002. С. 369. Это так называемая «узкая» трактовка понятия коррупции, сторонниками которой являются: А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев В.Е. Эминова, В.В. Лунеев, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко и другие известные ученые. Тем не менее, многие видные криминологи - С.В Максимов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман и другие - предпочитают трактовать коррупцию более широко. Первые усматривают суть коррупции в подкупе - продажности чиновника, последние расширяют границы коррупции, ядром которой считают должностное злоупотребление. Настоящее исследование посвящено изучению именно коррупционной сделки власти и бизнеса в России, поэтому и избрана «узкая» трактовка понятия коррупции. .

Далее, позвольте представить результаты проведенного социологического исследования. На первый вопрос, который звучал так: «Как Вы полагаете, уместно ли говорить о том, что между властью и предпринимательством в России существует коррупционная связь? Если существует, то, пожалуйста, определите характер этой связи», 88 % служащих коммерческих организаций и 80 % государственных служащих ответили, что коррупционная связь власти и предпринимательства существует, более того, это - характерное для России явление; 12 % служащих коммерческих организаций и 20 % государственных служащих согласны с утверждением, что коррупционная связь власти и предпринимательства достаточно распространена в России. Показательно, что ни один респондент не согласился с другими вариантами ответа, которые звучали так: а) «между предпринимательством и властью не существует коррупционной связи»; б) «такая связь существует, но носит единичный и случайный характер».

Также позвольте ознакомить Вас с результатами проведенного исследователем интервью. На данный вопрос отвечает топ - менеджер одной из московских инвестиционных компаний, занимающейся поглощением предприятий (крупный бизнес), - Иванов Константин.

- Константин, как Вы полагаете, уместно ли говорить о том, что в России существует коррупционная связь между властью и бизнесом»?

- Коррупционная связь между властью и предпринимательством в России существует, как и в любой другой стране. Самый главный вопрос это - степень данной коррупционной связи в той или иной стране. В России, по целому ряду причин, данная связь имеет ярко выраженный и устойчивый характер. В других странах она менее заметна и имеет случайный характер.

Далее приводится ответ на поставленный вопрос сотрудника кредитного отдела Саратовского филиала Сбербанка России Зверева Павла:

- Да, коррупционная связь власти и бизнеса в РФ существует. Устойчивый характер этой связи - один из общих принципов российского бизнеса - «откати на все четыре стороны». Судьба конкретного бизнеса в России (любого по масштабу) напрямую зависит от административных органов. Конкретный пример - дотации и субсидии, заложенные в бюджетах (например, на реализацию инвестиционных проектов), распределяются при прямом участии администраций.

Таким образом, по мнению респондентов, в России существует коррупционная связь между властью и бизнесом; и данная связь носит устойчивый характер.

Именно эта устойчивость и является определяющим фактором характеристики российской действительности; эта стадия развития коррупции представляет серьезнейшую общественную опасность, так как речь уже идет о существовании «обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции»5 См.: Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М., фонд ИНДЕМ, 2002. С. 11.. Данный факт позволил сотрудникам фонда ИНДЕМ сделать неутешительный вывод о том, что «одномоментная «ампутация» системы коррупционных отношений может вызвать экономический и социальный коллапс»6 Там же. С. 11..

2. Причины коррупционного взаимодействия власти и бизнеса

В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты. На вопрос: «В чем Вы видите основные причины коррупционного взаимодействия органов власти и предпринимательства?»7 Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа., подавляющее большинство респондентов - 94 % служащих коммерческих организаций и 82,5 % государственных служащих назвали низкую зарплату чиновников в России. 64 % служащих коммерческих организаций и 62,5 % государственных служащих полагают, что основной причиной коррупционной связи власти и бизнеса является то, что чиновники и предприниматели зависят друг от друга, поэтому и заключают взаимовыгодную сделку - обмен власти на деньги, и, таким образом, обретают то, в чем нуждаются. Значительное число респондентов - 24 % служащих коммерческих организаций и 57,5 % государственных служащих видят основную причину данного явления в недостатках законодательства России о государственной службе и предпринимательской деятельности. 12 % служащих коммерческих организаций и 35 % государственных служащих указали на ситуацию, когда члены семей чиновника ведут предпринимательскую деятельность, и это порождает коррупционную сделку между властью и бизнесом. И, наконец, 10 % служащих коммерческих организаций и 17,5 % государственных служащих в качестве основной причины коррупционной связи власти и бизнеса в России видят исторические традиции нашего государства.

Таким образом, по мнению опрошенных, заключать коррупционную сделку чиновника и предпринимателя побуждает ряд факторов. Так, обладая серьезными полномочиями, представитель власти имеет низкую зарплату8 По состоянию на декабрь 2003 года, зарплата Депутата Государственной Думы составляет 15 тысяч рублей; начинающего сотрудника аппарата Государственной Думы - 4 - 5 тысяч рублей; сотрудника аппарата администраций района - 4 - 6 тысяч рублей; оперативного сотрудника МВД, ФСБ, в звании лейтенанта, - 6 - 8 тысяч рублей; следователя прокуратуры в звании лейтенанта - 8 - 9 тысяч рублей. Данные сведения получены в результате частных бесед с сотрудниками данных органов.. С другой стороны есть предприниматель, который не наделен властными полномочиями, но располагает материальными ресурсами. Как уже говорилось, обмен денег на власть неизбежен, при условии попустительства данной сделки со стороны правоохранительных органов (те же представители власти) и общества (представители которого являются второй стороной в коррупционной сделке).

Вот ответ на вопрос о причинах коррупционной связи власти и бизнеса в России сотрудника Сбербанка России Зверева Павла: «К причинам коррупционной связи власти и бизнеса следует отнести, во-первых, недостатки законодательства России, которые существенно снижают «потолок» доходов бизнесмена, наличие огромного числа «административных барьеров», делающих решение какого-либо вопроса долгим и напряженным. Во - вторых, это - нищенское положение государственного служащего. При этих условиях, порождающих коррупцию, для успешного ведения бизнеса, проще и экономически эффективнее «заплатить» и получить результат».

Эта точка зрения была высказана достаточно давно В.В. Лунеевым: «Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки»9 См.: Криминология - учебник // Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 328. .

Таким образом, именно экономическая выгодность коррупционной сделки и предпринимателю, и чиновнику, на наш взгляд, является определяющим фактором развития коррупционной связи бизнеса и власти в России.

Существенным недостатком российского законодательства является то, что гораздо чаще подпись чиновника имеет не регистрирующий, а разрешительный характер. Выделяются два типа управления: ситуативное - когда «разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола». Второй тип управления - нормативное, когда «речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учете норм вводящих те или иные ограничения. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила. Вторая ситуация выглядит менее провоцирующей коррупцию» См.: Криминология - учебник // Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 502-503..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.