на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коснтитуция и ее значение в РФ
p align="left">Конституция в ч.2 ст.65 закрепляет, что принятие в Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, а в ч. 5 ст.66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Упомянутые законы, пока не принятые, урегулируют порядок решения предусмотренных в этих статьях вопросов. Очевидно, что при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может быть преодолено несогласием палат или других субъектов.

Кроме того, следует учесть, что подобного рода изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих регулирующее значение. «Конституционное право» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин М. 2004 С.92-96

2) Сущность и назначение Конституции в России.

Термин «конституция» - (от латинского constitutio - устанавливаю, учреждаю) употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция - фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая - особого рода юридический документ.

Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция - система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок которых отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.) Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства. При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении.

Раскрытием сущности конституции связано с познанием ее природы, выяснением вопроса: компромиссом, чьих волеизъявлений является ее принятие?

В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция: конституция является юридическим, а, следовательно, государственным документом, как основной закон она имеет не только высшую юридическую силу, но и является юридической базой развития всей системы правоотношений в обществе, содержит исходные положения для правотворческой деятельности, правоприменительной практики, направляет формирование правового сознания субъектов общества.

Политическая функция: конституция - это компромиссный документ, устанавливающий основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяющий базовые принципы функционирования политической системы. «Конституционное право» В.М. Малиновская М., 2004г., С.34

Идеологическая функция: это способность конституции оказывать влияние на жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, ценностей; преобразовывать менталитет российского общества, повышать гражданскую и политическую активность населения, стимулировать самостоятельность граждан, прививать чувство солидарности в обществе, повышать ответственность личности перед обществом, государством.

В науке конституционного права по вопросу о сущности конституции разработаны различные теории, выводы которых далеко не одинаковы.

Трактовка конституции как общественного договора предполагает, что все члены общества заключили договор, закрепленный в конституции, о правовых основах учреждения общества, его функционирования. Конституция - есть выражение воли народа (доктрины индивидуалистически - либеральных и современных социально - демократических конституционалистов).

Особый статус Конституции в системе источников права определяется следующими ее свойствами:

* наличием особого субъекта, наделенного правом принятия Конституции. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. На общероссийском референдуме, ее принятие является высшим непосредственным выражением власти народа;

* учредительным характером нормы. Многонациональный народ РФ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. Признание учредительной природы конституционных норм обеспечивается особым порядком принятия Конституции, ее высшей юридической силой, проявляющейся в универсальности действия, ее ролью в правовой системе государства;

* универсальным характером конституционно - правового регулирования: действие Конституции распространяется на все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

* особыми юридическими свойствами; учредительным характером, легитимностью, верховенством, прямым действием, реальностью, наличием базовых, основных принципов, программностью стабильностью, особой охраной. «Конституционное право в вопросах и ответах» В.М. Малиновская М., 2004 г., С.35 -36

Согласно теологической теории конституция есть воплощение божественной воли, она содержит идеи высшей справедливости, разума.

Теоретиками школы естественного права конституция представляется как акт, реализующий многовековой опыт признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, данный ему от рождения, принципов его взаимодействия с обществом и государством.

Существуют теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущности с государственной волей, согласно которым конституция выступает в роли ограничителя воли органов государственной власти.

Марксистско-ленинская теория (на ней базировалась концепция социалистического конституционализма, тоталитарного по своему характеру) основывались на принципах конституционного закрепления воли не всего народа, а только господствующего класса, неизменной руководящей роли партии в обществе и государстве, политико - идеологической и в минимальной степени юридической роли конституции.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о правовом назначении Конституции и ее роли в нашем государстве, а именно Конституция РФ 1993 г. является народной, в ней заложены общедемократические принципы, она социально ориентирована, поддерживает рыночную экономику, политическое и идеологическое многообразие, не патерналистская (не возлагает заботу о человеке всецело на государство) и не тоталитаристкая, а обеспечивающая поддержку со стороны государства для развития активности человека во всех сферах жизнедеятельности, для обеспечения достойного уровня жизни.

3. Конституционная законность и правовая охрана Конституции.

Конституционная ответственность - обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействия), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно - правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.

Правонарушение в сфере конституционно - правовых отношений складывается из:

- субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

- субъективные стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

- объекта (общественные отношения, возникающие поп поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

-объективной стороны (она выражается в действиях или бездействии субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений). «Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева , М. С.258

Признаки конституционно - правовой ответственности:

устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

Устанавливается, как правило, в особо жестоких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы Российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл.29 устанавливается ответственность за преступление против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);

Она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно - правовой ответственности:

- ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

- ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; «Конституционное право» В.М. Малиновская М., 2004г., С.16-17

- ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение социально- экономических прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Правовая охрана Конституции РФ -- комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ.

Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной); «Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева, М., С. 259

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.